От спектаклей по Черноземью до гастролей по миру: как менялся Воронежский оперный

В 2016 году театр отметил 85-летие.

Ксения Аносова, 1 сентября 2016, 14:03

Роман Демьяненко

Воронежский театр оперы и балета отпраздновал 85-летие со дня основания в четверг, 1 сентября. Первый сезон Воронежского театра музыкальной комедии открылся опереттой «Роз-Мари» Рудольфа Фримля и Герберта Стотхарта 1 сентября 1931 года. В честь юбилея корреспондент РИА «Воронеж» изучила документы из архива театра и библиотеки Дома актера, чтобы расставить по хронологии знаковые события из истории оперного.

Фото – Михаил Кирьянов

1931 год

Объявление о том, что «1 сентября в Первомайском летнем театре состоится открытие спектаклей Музкомедии», появилось в газете «Коммуна» в августе 1931 года. Оперетту Рудольфа Фримля и Герберта Стотхарта «Роз-Мари» показали 1, 2 и 3 сентября. С этого момента началась история Воронежского театра оперы и балета.

Передвижной труппой профессиональных актеров оперетты руководил талантливый актер и режиссер Лазарь Лазарев. В августе 1931 года труппу включили в состав театрального объединения Центрально-Черноземной области и назвали Воронежским театром музыкальной комедии.

С первых лет работы театра в его репертуаре были как классические, так советские музыкальные комедии: «Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова, «На берегу Амура» Матвея Блантера, «Соловьиный сад» Семена Заславского.

У «Лазаревской» труппы, как называли театр любители оперетты, не было помещения. Актеры выступали в клубах. Например, в клубе имени Дзержинского (ныне здание занимает Театр юного зрителя), в доме №5 на улице Комиссаржевской (современный кинотеатр «Юность»). Кроме того, артисты посещали соседние города: Липецк, Курск, Орел и Тамбов.

Чтобы привлечь зрителей на спектакли, Лазарь Лазарев указывал на афишах не настоящие фамилии артистов, а псевдонимы. В большинстве они были основаны на именах – Владимиров, Валентинов, Аркадьев.

В сложное для страны время театру приходилось содержать подсобное хозяйство. Специальные люди разводили домашних животных и отвечали за запас овощей.

1941 год

Свое десятилетие театр встретил в городе Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан) – труппу эвакуировали в начале войны. Артисты приходили в госпитали, чтобы помочь медсестрам, а в свободные часы давали небольшие концерты. Вечерами играли спектакли.

После освобождения Воронежа от фашистов в 1943 году труппа вернулась, но работать в разрушенном городе оказалось негде. Театр несколько месяцев выступал в Борисоглебске в здании Клуба летчиков.

Позднее театр смог вернуться в Воронеж в специально перестроенное для него здание кинотеатра «Комсомолец» (сейчас там находится Воронежская филармония).

1947 год

После войны на дороге, ведущей от здания театра к гостинице «Воронеж», сохранился асфальт. Именно там поклонники писали большими буквами фамилии любимых артистов: Морозова, Фразе, Алмазовой, Лазарева.

1958 год

Труппа отправилась в Москву на свой первый творческий отчет в 1958 году. На этом смотре присутствовал председатель Союза композиторов СССР, народный артист СССР Тихон Хренников. Он восхитился выступлением Воронежского театра музкомедии и предложил реорганизовать его в музыкальный театр. Это воплотили через два года, для чего потребовалось увеличение труппы. Объявление о наборе молодых артистов в Воронежский музыкальный театр опубликовали в газете «Советская культура» в 1960 году.

1961 год

Воронежский музыкальный театр впервые выступил в новом здании на площади Ленина, где располагается и сейчас, 25 февраля 1951 года. 

Артисты показали оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин». Партию Татьяны исполнила Флорентина Себар, партию Онегина спел Валентин Вржесинский.

Валентин Вржесинский в роли Онегина
Афиша первой оперы в новом здании, 1961 год

1962 год

Премьера оперы «Дочь Кубы» композитора Константина Листова состоялась в театре 20 июня 1962 года. Постановка о героине кубинского народа Анхеле Алонсо основана на реальных событиях. Воронежский музыкальный театр поставил эту оперу первым в Союзе. 

«Дочь Кубы»

Премьеру посетили знаменитый кубинский поэт Энрике Пинеда, журналист газеты Revolución Хуан Аркоча, представители Кубинского посольства, а также сам композитор Константин Листов.

В 1962 году Воронежский музыкальный театр начал сотрудничать с Пловдивским государственным театром оперы и балета (Болгария). Режиссер Семен Штейн впервые на болгарской сцене поставил оперу советского композитора Кирилла Молчанова «Заря». Болгарский режиссер Бохос Афеян в свою очередь поставил на сцене Воронежского музыкального театра оперу композитора Парашкева Хаджиева «Луд Гидия». Премьера состоялась 30 ноября 1963-го.

«Луд Гидия»

1963 год

В феврале 1963 года группа из 22 солистов советских театров отправилась на гастроли в Англию и на Кубу. В число гастролеров попал артист балета и впоследствии главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Геннадий Малхасянц. После первых концертов в Англии солисты смогли ознакомиться с главными достопримечательностями Лондона. Через четыре месяца после возвращения из Англии группа улетела на гастроли на Кубу. Там она посетила города Гавана, Матансас, Санта-Мария, Сьенфуэгос, Варадеро, Санта-Клара, Сантьяго-де-лас-Вегас.

1967 год

Воронежский музыкальный театр впервые в стране постановил оперу Кирилла Молчанова «Брестская крепость» 23 марта 1967 года. Режиссером спектакля стал Семен Штейн. В основу либретто легли материалы одноименной книги Сергея Смирнова о героях-защитниках Бреста, а также архивные документы Музея обороны Брестской крепости. В опере два главных действующих лица – командир и комиссар, но в постановке участвовала вся труппа театра, солисты и хор.

В книге Сергея Смирнова упоминается герой Бресткой крепости, один из ее последних защитников Петр Гаврилов. Он попал в плен тяжело раненным, и в таком состоянии немцы возили его по частям – показывали солдатам как образец того, как надо воевать. При возвращении на родину Петра Гаврилова репрессировали, но после выхода книги «Брестская крепость» ему вернули все ордена и присвоили звание Героя Советского Союза. Гаврилов приезжал в Воронеж и консультировал артистов и постановщиков. Воронежская труппа гастролировала с этим спектаклем, и практически в каждом городе находились люди, причастные к обороне Брестской крепости.

1971 год

В 1971 году на сцене Воронежского театра оперы и балета (его переименовали в 1968 году) состоялась премьера балета «Гаянэ». Музыку к балету написал советский композитор, народный артист СССР, лауреат четырех Сталинских премий Арам Хачатурян. Он присутствовал на премьере, общался с артистами и выходил в фойе к зрителям.

Этот год знаменателен для театра и премьерой балета «Песнь торжествующей любви» по произведению Ивана Тургенева. Музыку к нему написал композитор и дирижер театра Михаил Носырев. Главным режиссером и автором либретто выступил Семен Штейн. Этот балет рождался в стенах театра.

1972 год

Еще одной яркой страницей в истории театра считается постановка оперы «Олеко Дундич» воронежского композитора Геннадия Ставонина. Главным персонажем произведения является герой Гражданской войны, который воевал в Первой конной армии Семена Буденного и участвовал в освобождении Воронежа от белых. На премьеру приезжал Тихон Хренников, который назвал постановку выдающимся событием в музыкальной жизни страны.

1980 год

Информация о премьере балета «Тысяча и одна ночь» на сцене Бакинского академического театра оперы и балета появилась в газете «Советская культура» в 1979 году. Прочитав репортаж, дирекция Воронежского театра оперы и балета заинтересовалась постановкой. Главный балетмейстер Набиля Валитова и директор Евгений Пойманов поехали в Баку на просмотр спектакля. Их потрясли красота и необычность постановки, и гости предложили балетмейстеру Наиле Назировой поработать с воронежской труппой.

Вскоре в Воронеж привезли эскизы декораций и костюмов, приехала сама балетмейстер со своими ассистентами. Она рассказала воронежским артистам об истории создания балета. Братья Максуд и Рустам Ибрагимбековы написали либретто по мотивам собрания сказок «Тысяча и одна ночь». Музыку к спектаклю написал известный азербайджанский композитор Фикрет Амиров.

Чтобы изучить специфику восточного танца, Наиля Назирова поехала в Багдад. Балетмейстер посещала там уличные представления, знакомилась с танцорами, разучивала до изнеможения непривычные движения. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась в феврале 1980 года. Это был один из двух балетных спектаклей, где участвует хор (второй – «Щелкунчик»). Постановку без изменений показывают уже 36 лет, за это время труппа побывала с гастролями и в Соединенных Штатах и в Объединенных Арабских Эмиратах.

Современность

Оперетта Франца Легара «Веселая вдова», 2015 год

Воронежский театр оперы и балета до сих пор является единственным музыкальным театром во всем Черноземье. За годы существования театра на его сцене поставили около 270 спектаклей, труппа посетила с гастролями 22 страны. Новый 56-й сезон театр откроет премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан». Режиссером выступит Михаил Бычков, дирижером – художественный руководитель театра Андрей Огиевский. Проект «На оперу – в Воронеж!» стартует в Театре оперы и балета в октябре 2016 года. В репертуарных спектаклях театра будут солировать приглашенные вокалисты из Большого и других знаменитых оперных театров.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.