От мостоконструкций до бумаги. Что и куда экспортирует Воронежская область
Глава регдепартамента промышленности рассказал, зачем продавать местные товары за рубеж.
Ирина Преснякова, 13 августа 2019, 16:00
Увеличение объемов экспорта товаров и услуг – одно из ключевых направлений развития России до 2024 года. Руководитель департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков в интервью РИА «Воронеж» рассказал, что и в какие страны поставляет регион, что дает экспорт и как власти его поддерживают.
– Александр Николаевич, зачем нашему региону что-то продавать за границу?
– Мы производим валовой региональный продукт (ВРП), и его нужно реализовывать. Идеальная ситуация – когда регион представляет собой короб, в который входит сырье и из которого выходит готовая продукция, а вся добавленная стоимость остается внутри. К этому мы стремимся.
– Какие товары мы экспортируем?
– Основную часть экспорта составляют продукты химической промышленности и каучук. На втором месте – товары от сельского хозяйства. Далее идет машиностроительная продукция, а затем уже все остальное. Вообще, мы экспортируем почти все: от каучука и мостоконструкций до электронных компонентов.
– Товары «Воронежсинтезкаучук» имеют высокий спрос на мировом рынке каучуков. Около 70% всей продукции воронежское предприятие СИБУРА экспортирует в страны Европы, Азии и Америки. В числе наших потребителей шинные холдинги Michelin, Bridgestone, Nokian Tyres, Continental. Мы проводим экскурсии для крупных клиентов. Среди гостей – Pirelli, Yokohama и другие. Например, в июне наше предприятие с плановым аудитом посетил потребитель термоэластопластов ICOPAL. Ее представители ознакомились с организацией производства термоэластопластов, контроля качества, хранения и складирования готовой продукции.
Илья Корженовский
гендиректор воронежского предприятия СИБУРа («Воронежсинтезкаучук»)
– В какие страны больше всего?
– Основной объем экспортной продукции Воронежской области в 2019 году поставляется на Украину – 22,7% от общего объем экспорта, в Латвию – 9,4%, в Египет и Польшу – по 6,8%.
– Поставляется ли воронежская продукция в экзотические государства?
– Мы никакие государства не считаем для себя экзотическими. Не исключаю, что нашу продукцию можно найти хоть в Буркина-Фасо – выяснить окончательную географию поставок сложно. Я много поработал за границей и видел там воронежские товары. Например, в Марокко я нашел кабель и упаковочные изделия, произведенные в Воронежской области.
– Есть ли у Воронежа, как у экспортера, товары-бренды?
– Если говорить о сельхозпереработке, то это молочные продукты «Вкуснотеево». Я их встречал практически везде в пределах ближнего зарубежья. Например, в Абхазии. А если речь о тяжелой промышленности, то это «Воронежстальмост» и хорошо известное воронежское «Сименс Трансформаторы», так как в России мало трансформаторных заводов – каждый из них имеет своего бизнес-образующего заказчика.
– В КНР молоко, которое раньше не являлось основой питания, постепенно становится востребованным продуктом. Это создает новые возможности для экспорта. С точки зрения продукции для конечного потребителя мы китайский рынок пока знаем слабо. Там может быть спрос на сыры. Интерес вызывают йогурты, но есть нюансы: что у нас не является йогуртом, у них может являться. Есть понимание, что продукты должны быть со сроком годности минимум шесть месяцев, а то и год.
Анатолий Лосев
гендиректор компании «Молвест»
– Есть ли какие-то особенности у Воронежской области, как у экспортера?
– Здесь нет нефти, газа, да и вообще мало ресурсов, которые можно просто добывать. Поэтому основная ценность – люди и то, что они могут изобрести и произвести. Наши экспортирующие предприятия делятся на два больших класса. Первые – традиционные экспортеры («Минудобрения», «Воронежсинтезкаучук», Воронежский шинный завод). Они, как правило, производят «полуфабрикаты». То есть это уже не сырье, но и не конечный продукт для потребителя. А второй класс – это ряд предприятий поменьше, которые экспортируют высокотехнологичную продукцию. Например, ВЗПП «Микрон» и ВЗПП «Сборка», которые изготавливают кристаллы для радиоэлектронной продукции. На экспорт идет около 40% их кристаллов, в основном отправляют в Китай и на Тайвань. Экспортируется и кабельная оптоволоконная продукция.
– Экспорт является важнейшей составляющей нашей деятельности – объем экспортных продаж составляет до 40%. Мы выпускаем кристаллы (чипы) электронных компонентов (диоды, транзисторы, ограничители и регуляторы напряжения и многое другое) на кремниевых пластинах диаметром 100 и 150 мм. Продукция экспортируется в Китай, Гонконг, Тайвань, Южную Корею, Германию, небольшие объемы – в США. Например, воронежцы могут встретить воронежские кристаллы в смартфонах Samsung и Lenovo, автомобилях Audi. Российский рынок электроники и электронных компонентов ограничен. Так что предприятиям, занимающиеся микроэлектроникой, надо развиваться на конкурентном мировом рынке. Поэтому важно, чтобы экспорт микроэлектроники поддерживали как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Александр Грязнов
коммерческий директор АО «ВЗПП-Микрон»
– Насколько велики объемы экспорта в регионе? Как они изменились за последнее время?
– За 2018 год объем экспортируемой промышленной продукции составил 1,029 млрд долларов. По сравнению с 2016 годом увеличился на 32,6%. И мы нацелены на дальнейший рост. Согласно нацпроекту, к концу 2024 года регион должен выйти по экспорту промышленной продукции на показатели в 2,006 млрд долларов.
– Это много или мало по сравнению с показателями, которые нацпроект «Международная кооперация и экспорт» определяет для других регионов?
– Показатель, установленный для Воронежской области (2,006 млрд долларов США), находится на одном из самых высоких уровней. Так, для Республики Хакасия плановое значение – 0,0447 млрд долларов, Томской области – 0,288 млрд, Кировской – 1,576 млрд. В то же время есть регионы, для которых установлены более высокие показатели. К примеру, для Ростовской области – 3,861 млрд, а для Липецкой области – 5,2435 млрд долларов.
– Экспорт – прерогатива крупных предприятий или у среднего и малого бизнеса тоже есть шанс выйти на зарубежный рынок?
– Безусловно, у малых и средних предприятий есть перспективы в экспорте. У нас идет большая дискуссия с ними по этому поводу. Конечно, экспортировать товары за рубеж недешево. Основная проблема в том, что все иностранные рынки защищают себя сертификацией. То есть чтобы попасть на рынок какой-то страны, нашему производителю недостаточно просто физически переместить туда продукт. Чтобы его товар брали торговые сети, придется получить сертификат. Зачастую европейцы защищаются от производителей из других стран такими сертификатами, делая стоимость входа на рынок высокой. И мы в ближайшее время собираемся ввести меры господдержки, которые позволят компенсировать производителям часть стоимости этой сертификации. В целом для проникновения на зарубежные рынки трудностей много. Это гораздо сложнее, чем заниматься импортозамещением здесь. Но надо понимать, что экспортоориентированная продукция автоматически является импортозамещающей.
– Сыр, молоко и сливочное масло мы могли бы возить в Китай уже в ближайшее время. Не исключено, что создадим какие-то наименования молочной продукции специально для китайского рынка. В этом году мы приняли участие в международной выставке SIAL CHINA. В Шанхае стало очевидно, что перспектив поставок по сухому молоку или монолитному маслу нет: цены высоки по сравнению с белорусами или новозеландцами. Примерно 80% молочной продукции для Китая привозится из Австралии или Новой Зеландии, остальное – из европейских стран. Среди них лидер – Германия, у которой с Китаем подписано соглашение о беспошлинной поставке продуктов. На российского же производителя будет распространяться ввозная пошлина плюс налог. Для нас важна логистическая составляющая. Самый быстрый вариант – автотранспорт. Но его стоимость – 50 рублей за килограмм, фактически за пакет молока. Вторая и самая проработанная возможность – морские перевозки. Это 10 рублей за килограмм, но 55-60 дней. А сети, если остается половина срока годности или треть, дают дисконт. Логистический путь, на который мы рассчитываем и которого пока нет, – железная дорога. Сейчас рассматривается вопрос создания так называемого «шелкового пути» через Москву и Казахстан в Китай на Урумчи.
Борис Дехаев
заместитель гендиректора по маркетингу компании «Молвест»
– Какие меры поддержки экспорта планируют внедрять в Воронежской области в ближайшее время?
– Минпромторг России разработал новый порядок поддержки предприятий в рамках федерального проекта «Промышленный экспорт». Он предусматривает господдержку организаций, которые реализуют программы повышения конкурентоспособности, направленные на увеличение объемов производства и экспорта. Предприятия смогут получить льготные кредиты по инвестиционному финансированию проектов по организации экспортоориентированных производств у нас в регионе и по созданию своих заводов в других странах. В 2019 году экспортеры смогут получить субсидирование до 4,5% от коммерческой ставки банка. На период 2019-2024 годов на эти цели заложено 327 млрд рублей. Мы уже провели квалификационный отбор предприятий, которые могли бы войти в эту программу. Также позитивно на экспорте сказывается создание кластеров и особых экономических зон. Ну и еще мы стараемся доносить до потенциальных партнеров информацию о воронежских товарах – устраиваем выставки, ярмарки, конференции. К примеру, Воронежский промышленный форум в этом году посетили 5,5 тыс. посетителей. В их числе были делегации Республики Беларусь и Германии.