От лекции нейробиолога до дискуссии о туризме. Как прошел первый день форума Столля в Воронеже
Форум посетили 1,4 тыс человек
Алина Белая, 26 мая 2023, 13:00
Восьмой предпринимательский форум имени Вильгельма Столля открылся в воронежском кинотеатре «Спартак» в четверг, 25 мая. За первый день форум посетили 1,4 тыс. человек. Они послушали лекции, поучаствовали в мастер-классах и различных дискуссиях. Работа форума продолжается и в пятницу, 26 мая. Как прошел первый день мероприятия, расскажем в нашем материале.
Личный опыт
В первый день форума Столля одной из самых интересных частей программы, пожалуй, были выступления именитых российских предпринимателей, которые поделились историями своего бизнеса. Среди них – президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Игорь Стоянов, лучший IT-банкир и создатель TenChat Семен Теняев, социальный предприниматель Гузель Санжапова.
Игорь Стоянов порассуждал, какими качествами должен обладать лидер. По его мнению, руководителю в любом бизнесе важно завоевать доверие своих подчиненных.
– Любому администратору, управленцу иногда надо встать за стойку, помыть полы. Лидер также должен быть любознательным и увлеченным. Если он не увлечен своим делом и у него нет колоссального драйва, за ним не пойдут. Если у него мурашки, то и от него – мурашки, – отметил предприниматель.
Еще одно качество, которое должно быть у лидера, по мнению спикера, – терпеливость.
– В любой крутой команде должен быть лидер с длинной волей. Это тот, кто верит в мечту и ведет за собой людей, – добавил Игорь Стоянов.
Гузель Санжапова рассказала о своем опыте социального предпринимательства и сложностях, с которыми она продолжает сталкиваться. Бизнес девушки – производство меда с ягодами – помог остановить вымирание маленькой уральской деревни Малый Турыш.
До того как Гузель открыла здесь производство, в деревне было всего 16 дворов. Не было ни медпункта, ни школы, ни магазина. Хлеб привозили один раз в неделю, а рейсовый автобус приезжал один раз в день. Работы в деревне совсем не было.
В нулевых отец Гузель купил в Малом Турыше дом для родителей. Здесь же начал заниматься пасекой. Но мед не продавался, и Гузель решила помочь папе – предложила делать крем-мед с добавлением местных ягод. К сбору ягод привлекли местных жителей, у которых наконец-то появилась работа.
Правда, поначалу молодому предпринимателю было сложно найти общий язык с местными. Девушка не говорила по-татарски, не вписывалась в патриархальное общество и была для местных чужой.
Доверие жителей Гузель завоевала своими делами. Прибыль от своего бизнеса она вкладывала в развитие деревни. Малый Турыш стал оживать. Благодаря девушке в деревне пробурили новую скважину – так местные жители стали пользоваться чистой питьевой водой. Гузель решила вопрос и с вывозом и сортировкой мусора. При участии Гузель в деревне открылась детская игровая площадка. Каждое лето для деревенских детей работает бесплатный летний лагерь. Наконец, в Малом Турыше начали строить сельский общественный центр с пекарней, магазином фирменной продукции, мини-гостиницей и парикмахерской. Сейчас проект пока поставлен на паузу.
С каждым годом количество работников росло. Если в 2014 году ягоды собирали четыре бабушки, то в 2018-м – уже 230 человек из соседних деревень. Постепенно в Малом Турыше стали производить не только крем-мед, но и варенье, чай и лакомства.
Сейчас, помимо штатных сотрудников, на сборе ягод в деревне работают сезонные работники. Это не только бабушки, но и дети.
– Многие меня критиковали – говорили, что я эксплуатирую детский труд. Зато у детей появились карманные деньги, которые они могут заработать честно. Они собирают ягоды и травы, из которых мы делаем травяной чай. Потом эти деньги они тратят: кто-то может себе купить новые кроссовки, а кто-то отдает деньги маме, – отметила Гузель.
Говоря о построении своего бизнеса, Гузель Санжапова ничего не приукрашивает. Подчеркивает, что она – не человек с журнальной картинки.
– Со стороны часто кажется, что мне повезло. Но нет. Это кровь, пот и слезы, – отметила девушка.
Стремление к лидерству – результат эволюции
О том, как мозг влияет на лидерские качества человека, в своей лекции рассказал профессор МГУ, доктор биологических наук, нейробиолог и популяризатор науки Вячеслав Дубынин.
Он отметил, что лидерские качества закладываются генетически. Ученый рассказал, что потребность в лидерстве – одна из биологических потребностей человека, которая встроена в его нервную систему самой эволюцией – наравне с программами размножения, поиска пищи, потребности в безопасности.
Ученый подчеркнул: чтобы быть успешным в бизнес-сфере, важно обладать любопытством, творческим подходом, быть открытым новому. Также важны стрессоустойчивость и стремление лидировать, работать в коллективе. Каждая из этих программ – результат эволюции.
Нейробиолог сравнил иерархическую систему в коллективе со стаями животных. И заметил, что даже в сложных стаях удержать власть за счет агрессии невозможно – в этом случае сильного самца свергнут другие конкуренты.
Нейробиолог отметил, что, когда иерархия в команде держится только на страхе, плохо всем – и лидерам, и подчиненным, – ведь они испытывают взаимный стресс. Поэтому в ходе эволюции появилась эмпатия, которая превращает взаимные отношения подчиненных и лидеров в более гармоничные.
– Нужно не только командовать подчиненными, «пинать» их, но и заботиться о них – в отношениях должны присутствовать эмпатия, командный дух, общие цели. Это позволяет сообществу функционировать наиболее эффективно, – подчеркнул Вячеслав Дубынин.
Также ученый рассказал, что жесткие иерархические отношения в команде, построенные на постоянном, хроническом стрессе, приводят к истощению подчиненных и руководителей. Такой стресс называется профессиональным выгоранием.
Нейробиолог отметил, что мозг лидера отличается стрессоустойчивостью. Он не боится неизвестностей, идет к намеченной цели, надеясь на лучшее. Стремление рисковать, склонность к азарту и экстремальным видам спорта заложены на физиологическом уровне. Такой человек подсознательно ищет стресс: преодолевая его, он испытывает положительные эмоции.
В поисках смыслов
На форуме работали стратегические и дискуссионные сессии, пленарные заседания с участием представителей бизнеса и власти.
На межрегиональной стратегической сессии «Государственные меры поддержки бизнеса. Опыт регионов» рассказали о полном спектре мер господдержки для бизнеса – различных субсидиях, грантах, государственных услугах для предпринимателей. Руководитель направления экономического отдела отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО Максим Толубаев ответил на вопросы о внедрении программы «Цифровой рубль».
На пленарном заседании «Создание единого туристического и информационного поля Центрального Черноземья» спикеры обсудили цели, задачи и проблемы формирования информационного поля для туризма. Эксперты обсудили и варианты продвижения Воронежа как туристического города.
Заместитель руководителя регионального департамента предпринимательства и торговли Александр Кукин рассказал о том, как данные аналитики Big Data показывают портрет туристов из других регионов. Так, например, благодаря «большим данным», известно, что в Воронежскую область в основном приезжают туристы из Москвы и Подмосковья, а также жители соседних регионов – Курской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областей.
По мнению Александра Кукина, Воронежской области пока не хватает позитивных смыслов, с которыми она будет ассоциироваться. Пока Воронеж ассоциируется с черноземом, но этого мало.
Замглавы администрации Воронежа Людмила Бородина отметила, что, согласно данным аналитики Big Data, Воронеж посещают деловые туристы и семьи с детьми. Точки их притяжения – Костенки, Дивногорье, Воронежский биосферный заповедник. При этом, отметила Людмила Бородина, важно понять, что является основным брендом Воронежа: то ли это родина Военно-морского флота, то ли родина Котенка с улицы Лизюкова и «Бима».
– В последнее время люди все чаще выбирают либо однодневные поездки, либо туры выходного дня. Нам нужно подумать, что мы можем предложить туристам. Нужно выстраивать контент вместе с профессиональными блогерами, – отметила Людмила Бородина.
Руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергей Корчевников рассказал о том, что сейчас областные власти активно работают по созданию современнейшей туристической инфраструктуры.
– В то же время мы можем создать самую лучшую и современную инфраструктуру, но, если не расскажем об этом миру, то вряд ли туда кто-то приедет. Поэтому так важно позиционирование региона: туристы должны знать, какие достопримечательности у нас есть, как к нам добраться, как совместить разные виды отдыха. Это нужно не просто делать, а уметь делать. В этом смысле нам есть к чему стремиться, – отметил Сергей Корчевников.
Дискуссия о туризме в Воронежской области продолжилась и на встрече губернатора Александра Гусева с предпринимателями. Путешественник Геннадий Шаталов поинтересовался, с какими странами Воронежская область будет выстраивать международное сотрудничество в ближайшее время, в том числе по развитию туризма.
– У нас, как и во всей стране, произошел разворот на восток. Сейчас основными партнерами экономики становятся страны БРИКС. Но, безусловно, есть необходимость развивать отношения с бывшими республиками СССР – это Узбекистан, Киргизия и Казахстан. Экономически мы туда разворачиваемся. С точки зрения туризма Узбекистан очень перспективный, – ответил Александр Гусев.
Один из бизнесменов поинтересовался, есть ли в планах правительства создание бренда региона.
– Сейчас туризм активно развивается, и мы себя должны активно презентовать. Не так давно к нам инкогнито приехал один из замминистров. Он говорил: «Какой у вас замечательный город! Почему я о нем ничего не знал?» В Москве многим кажется, что Воронеж – глубокая провинция, «красный пояс». Поэтому важно себя правильно позиционировать, – подчеркнул глава региона.
Мероприятие проводится по инициативе гражданского собрания «ЛИДЕР» и при поддержке правительства Воронежской области.
VIII Предпринимательский форум Столля в 2023 году проходит в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», инициированного президентом РФ.