От конки до «ПАЗов»: как эволюционировал транспорт Воронежа. Автобус
Цена проезда не росла 43 года, а после войны он и вовсе был бесплатным.
Елена Миннибаева, 19 августа 2016, 12:30
РИА «Воронеж» совместно с движением «Город и транспорт» продолжает серию материалов об эволюции общественного транспорта Воронежа. Цикл приурочен к 125-летию запуска первого общественного транспорта в городе – конно-железной дороги. В пятницу, 19 августа, речь пойдет о преобладающем сегодня автобусе. В 2016 году в Воронеже действуют 106 автобусных маршрута.
Лидеры «Города и транспорта» Юрий Новиков и Андрей Фурсов рассказали, почему в Воронеже не было торжественного запуска автобусного движения и что означают буквы «А», «В», «Т», «КС» и другие в номерах маршрутов.
Первый автобус появился в Воронеже в 1928 году. Тогда автобусы создавали из грузовых машин – меняли открытый кузов на закрытый, добавляли сидения и лестницу для пассажиров. Первые пять лет автобусы использовали только на предприятиях, горожане же в это время активно использовали недавно открытое трамвайное движение. Общественным воронежским транспортом автобус стал в 1933 году.
В отличие от конки и трамвая у автобуса торжественного открытия движения в Воронеже не было. В город прибыло всего четыре единицы транспорта. Из них три автобуса отправили на обслуживание пригорода и лишь один оставили в Воронеже.
Изначально ввели всего два автобусных маршрута - №1 и №2. Причем обслуживал их один автобус. Сначала водитель ехал по маршруту №1 – «Кольцовский сквер – Придача». Когда возвращался, стартовал по маршруту №2 – «Кольцовский сквер – Ботанический сад» (сейчас Центральный парк).
Проезд в автобусе до 1941 года стоил от 60 до 80 копеек в зависимости от длины маршрута. Для сравнения поездка на трамвае обходилась гораздо дешевле – от 10 до 20 копеек.
К середине 30-х годов количество автобусов в Воронеже увеличилось до 20. Переделанные из «полуторок» (грузовая машина, созданная в 1930-е годы) автобусы колесили по Воронежу вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году все машины и часть трамваев отправили в уральские города для обслуживания эвакуированных заводов.
После войны в течение трех лет проезд на общественном транспорте был для воронежцев бесплатным. В 1948 году ввели новые тарифы: проезд в автобусе стал стоить 50 копеек, в трамвае – 30 копеек. После деноминации 1961 года цена за поездку в автобусе не изменилась, убрали только ноль. В автобусе требовалось заплатить 5 копеек, в троллейбусе – 4 копейки, в трамвае – 3 копейки. Эта стоимость не менялась до августа 1991 года.
Автобусная эволюция произошла после войны, когда руководство транспортного хозяйства поняло, что возить людей на переделанных «полуторках» неудобно и опасно. Автобусы в привычном для нас виде появились на улицах Воронежа в начале 1950-х годов.
«ЗИС-154» вмещал до 60 пассажиров. У автобусов и троллейбусов того времени был одинаковый кузов. Различить эти виды транспорта можно было только по наличию штангового токоприемника, который в народе прозвали «рогами».
В середине XX века автобусы использовали как вспомогательный транспорт, дополнение к трамваю. Автобусы пускали на окраины города, туда, где было невыгодно прокладывать трамвайные пути. В 1963 году автобусная сесть Воронежа насчитывала 27 маршрутов и состояла из автобусов марки «ЗИС» и «ЗИЛ».
Городской транспорт стал убыточным из-за инфляции конца 1960-х. Помочь могло повышение цены проезда, но власти на это не решились. Зато уволили всех кондукторов, сэкономив на зарплатах. Именно в то время в городском транспорте начали появляться безбилетники. Больше всего «зайцев» фиксировали в начале 1990-х. Тогда из 10 пассажиров только у двоих были билеты.
Эпоха «Икарусов» началась в Воронеже в 1970-е годы. Вместительные автобусы потребовались, когда жители сел стали активно перебираться в областной центр. В городе произошел резкий прирост населения. Если в 1962 году в Воронеже проживали 516 тыс. человек, то в 1975 численность горожан перевалила за 749 тыс.
«Икарусы» производила Венгрия. Благодаря большой численности населения и наличию развитой промышленности, Воронеж был в числе городов, которые иностранное предприятие обслуживало по первому классу. В Воронеж поступали лучшие единицы техники наряду с Москвой, Киевом и Ленинградом. «Икарусы» в 1970-х годах получали не более 25 городов СССР.
Также в начале 1970-х в Воронеже появились автобусы советской разработки «ЛиАЗ-677». Они считались сверхсовременными. Отличительной чертой тех автобусов была автоматическая коробка передач. Еще один плюс советского автобустроения – в салоне «ЛиАЗ-677» было тепло зимой, а в «Икарусах» в холодное время пассажиры замерзали.
Последний раз «Икарусы» закупали для Воронежа в 1995 году. Те автобусы списали в середине 2000-х. Более 12 лет и советские, и венгерские автобусы не служили. Сейчас «Икарусы» можно встретить в небольших городах. Например, в Ельце Липецкой области.
В конце 1970-х в Воронеже появилось маршрутное такси. Его открыли, чтобы разгрузить наиболее востребованные направления. Маршрутки отличались от автобусов двумя принципиальными моментами. Во-первых, водитель маршрутного такси сажал пассажиров на конечной остановке и развозил по маршруту. Остановки производились по требованию в любом месте, а не только на официальных остановках. Во-вторых, в маршрутке все пассажиры должны были сидеть.
Проезд в маршрутном такси стоил 15 копеек – в три раза дороже, чем в обычном автобусе. Но люди были готовы платить, чтобы быстрее и комфортнее добраться до нужного места. До 1998 года маршрутки были государственными, а с 1998 – частными.
Маршрутное такси как вид общественного транспорта Воронежа перестало существовать в середине 2000-х годов. Все маршрутки перевели в разряд автобусов, подчиняющихся единым правилам.
В середине 1980-х в Воронеже уже проживало более 850 тыс. человек. Автомобили в то время был уделом избранных. Горожане продвигались по Воронежу на общественном транспорте. Воронежцев перевозили 400 автобусов, 300 трамваев и 200 троллейбусов.
В транспортной среде распад СССР больше всего отразился на автобусах. Автобусный парк начал быстро изнашиваться, запчастей не было. Чтобы выйти на линию, водители сами искали и на свои деньги покупали дефицитные детали. Многие автобусы стали «донорами» – их разрезали и забирали нужные запчасти для других машин.
В 1990-х для Воронежа закупили бывшие в употреблении автобусы, ездившие по дорогам Германии. Это были знакомые «Икарусы». По воспоминаниям сотрудников транспортных предприятий, «Икарусы» пришли в отличном состоянии. Никто не мог поверить, что в них много лет перевозили пассажиров.
К 1998 году воронежский автопарк, доставшийся в наследство от СССР, полностью развалился. Многие маршруты закрыли.
Проезд резко подорожал с 5 до 10 копеек в 1991 году. Дальше стоимость росла как дрожжах. Максимальная цена была зафиксирована перед деноминацией в 1998 году. Тогда проезд в автобусе стоил 1 тыс. рублей. Стоимость проезда перестала резко увеличиваться лишь в 1999 году.
В 1990-е годы воронежцев в основном перевозили «ПАЗы», «РАФы» и «Газели». В начале 2000-х появились автобусы большой вместительности шведского производства. Их направили на маршруты №90 и №80, следующие почти через весь город. Многие популярные направления обслуживали «ПАЗы».
Стоимость проезда в Воронеже Create your own infographicsВ 2016 году на улицах Воронежа можно встретить разные автобусы – «ЛиАЗы», Mercedes-Benz, «ПАЗы», «Газели» и другие.
С 2003 года по инициативе губернатора Владимира Кулакова в Воронеже запустили уникальный по меркам страны проект – «Народный автобус». Планировалось, что он станет подспорьем социально незащищенным слоям населения – пенсионерам, студентам. В то время по Воронежу ходили 100 «народников». В 2016 году их 40.
Что означают буквы в маршрутном номере автобуса
«А» и «Б» – разновидности маршрута. Самый яркий пример – автобус №10А. Изначально существовал маршрут №10, ему на помощь добавили №10А, который ходил почти по тем же улицам. Со временем маршрут №10 исчез, а 10А остался и пользуется популярностью.
«В» – временный маршрут. Вводится для изучения пассажирского спроса. Часто временное становится постоянным, поэтому в Воронеже уже много лет курсирует автобусы №14В и №16В.
«КШ» обозначает, что автобус кольцевой и движется в сторону микрорайона Шилово и обратно.
«КТ» – кольцевой, движется в сторону микрорайона Тенистый.
«КС», «КВ» – один и тот же маршрут с разными буквами. Означает, что автобус кольцевой, движется через Северный и Вогрэсовский мосты.
«М», «Т» – раньше наличие этих букв означало, что автобус имеет статус маршрутного такси. Сейчас это просто напоминание о том времени.
Об истории воронежских троллейбусов читайте в следующем материале цикла «От конки до "ПАЗов": как эволюционировал транспорт Воронежа», который выйдет 2 сентября 2016 года.