От эпохи сотворения мира до пришествия Христа. Коллекцию работ Рафаэля впервые привезли в Воронеж
Выставка включает более 90 гравюр и литографий XVI-XIX веков
Юлия Львова, 6 марта 2022, 19:00
Самая масштабная ретроспективная выставка работ
великого мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санти развернулась в музее имени
Крамского. Более 90 гравюр и литографий с его рисунков, фресок и мозаик прибыли
в Воронеж из частных собраний зарубежных коллекционеров. Уникальность проекта в
том, что представленные работы – не копии, а подлинные оттиски, сделанные
граверами
Ценный груз доставили в Воронеж из Минска в специальном музейном фургоне, оборудованном системой климат-контроля. Перед транспортировкой для сохранения микроклимата каждую картину герметично упаковали в пластиковый кофр и поместили в деревянные ящики, обитые непромокаемым материалом. В такой «шубе» старинные произведения искусства могут выдержать любые перепады температур и влажности воздуха.
Выставка разместилась на втором этаже музея и заняла три его стены – по количеству разделов экспозиции. Посетители могут проследить почти всю ретроспективу творчества Рафаэля, в которой он представлен и как художник-рисовальщик, и как витражист, и как мастер фрески.
Первый раздел посвящен рисункам Рафаэля, которые он создал к новелле Луция Апулея «Амур и Психея» из романа «Метаморфозы, или Золотой осел». Гравюры были выполнены современниками художника – мастерами Агостино Венециано и Маэстро Дель Дадо в 1530−1560 годах, а отпечатали эти изображения с медных пластин в 1774 году в Риме.
– На выставке представлено 30 гравюр с рисунков Рафаэля. В них особенно отчетливо проявляется индивидуальный стиль художника, известный своей гармоничностью, прозрачностью, ясностью, непринужденно выверенной композицией и величием. Рафаэль вообще отличался сбалансированной манерой рисования, спокойными и размеренными образами, мягкими формами, рассеянным светом и округлыми очертаниями, – рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Крамского Оксана Лепнева.
Стоит отметить, что Рафаэль активно поддерживал массовое тиражирование своих произведений. Он дружил с граверами и не просто позволял копировать работы, но и лично создавал рисунки для переведения их на печатный лист. На серийных гравюрах многие художники того времени неплохо зарабатывали, но Рафаэля эти деньги не особо интересовали – хватало средств с основных заказов. Ему было важнее собственное развитие и возможность знакомить публику со своими работами. Можно сказать, что за счет тиражирования своих произведений он продвигал себя на художественном рынке. Пиар хорошо помогал: гравюры Рафаэля пользовались большим спросом у публики, коллег, коллекционеров.
– В те времена художнику уровня Рафаэля на один заказ картины можно было жить безбедно. Конечно, этих денег на новый дом в Риме вряд ли бы хватило, но на жизнь в свое удовольствие вполне. Заказов на портреты у Рафаэля было много. Клиенты его любили за покладистый характер, трудолюбие, усидчивость. В отличие от Леонардо да Винчи, который мог взять крупный заказ и бросить его на полпути, увлекшись чем-то другим, Рафаэль доводил все до конца и вообще очень ответственно относился к поручениям. В итоге к концу жизни он стал официальным художником папского двора и главным художником Рима, а это очень высокое звание для молодого автора, – пояснила специалист музея.
Во втором блоке собраны литографии со знаменитых фресок Лоджий Ватикана, расписанных художником в Апостольском дворце по заказу папы Льва Х Медичи, которые еще называют Лоджиями Рафаэля. Свод лоджии разделен на 13 секций, в каждой находится по четыре небольшие композиции. В первом своде размещены четыре сюжета из Нового Завета, в остальных секциях – 48 сцен из Ветхого Завета. Таким образом, получилось 52 картины на библейские сюжеты, в которых показана вся история от сотворения мира до прихода Спасителя. Число 52 носит символическое значение – это количество недель в году. По легенде, в конце каждой недели римляне слушали проповеди на тему определенного события или притчи из Библии. По окончании службы они могли увидеть иллюстрацию в виде фрески Рафаэля на эту тему. Впоследствии живописную ленту из фресок назвали «Библией Рафаэля», а когда после смерти художника в 1520 году в Лоджиях появились трещины, многие посчитали это знамением и чудом.
Спустя три столетия, в 1866 году, выдающийся немецкий художник и гравер, директор Дрезденского королевского кабинета гравюр Людвиг Грюнер в сотрудничестве с итальянским художником, президентом Академии Сан Лука Николо Консони выполнил по государственному заказу 52 тонированные литографии с фресок Лоджий. Эти литографии были созданы для сохранения и тиражирования творческого наследия Рафаэля. На выставке они представлены в полном объеме.
– Обычно на аукционах продают единичные гравюры и литографии Рафаэля. Их цена зависит от степени сохранности, количества копий, полноценности коллекции. Представленное на нашей выставке полное собрание литографий – огромная редкость среди коллекционеров, и стоит оно очень дорого, – поведала Оксана Лепнева.
Третья часть выставки знакомит посетителей с гравюрами итальянских мастеров XIX века, сделанными с витражей купола капеллы Киджи в Риме.
Известный покровитель искусств и банкир Агостино Киджи был поклонником таланта Рафаэля и всяческим образом пытался продвигать его творчество, давая самые крупные и денежные заказы. В начале XVI века он поручил Рафаэлю проект новой капеллы, которая по его замыслам должна была стать роскошной фамильной усыпальницей Киджи. Рафаэль предложил небольшое кубическое сооружение, увенчанное куполом-полусферой, богато декорированное внутри и неприметное снаружи. В данном проекте он выступал в роли архитектора, живописца и скульптора. Работы были начаты в 1513–1514 годах, но из-за смерти Рафаэля, а следом и самого заказчика их пришлось приостановить. Родственники Агостино Киджи, видимо, не особо хотели завершать строительство усыпальницы, и капелла больше ста лет оставалась недоделанной. И только в 1656 году проект Агостино и Рафаэля увидел свет. Одним из главных его украшений стал купол часовни, украшенный позолоченными кессонами с мозаиками, выполненными по рисункам Рафаэля Санти.
На выставке демонстрируется серия гравюр с этих мозаик, выполненная Людвигом Грюнером в 1850 году. На них представлена Вселенная в соответствии с теорией Птолемея и Аристотеля, которую со времен Рафаэля вытеснили системы Коперника и Ньютона. Наряду со Всевышним Рафаэль изобразил планеты и неподвижные звезды.
Выставка продлится до 10 апреля.