Осужденные по «маковому делу» владельцы воронежского кафе попросили оправдать их

В апелляции облсуда завершились прения сторон – защиты Полухиных и гособвинения.

Оксана Грибкова , 11 февраля 2016, 21:01

Андрей Архипов

В апелляции Воронежского облсуда в четверг, 11 февраля, завершились прения по резонансному «маковому делу». Защита владельцев кафе «Очаг» Полухиных и Нины Чурсиной представила доказательства их невиновности. Получившие большие сроки Александр Полухин, его дочь Евгения, жена Мария и ее сестра Нина Чурсина отказались признать вину в покушении на сбыт наркотиков и попросили коллегию судей об оправдательном приговоре. Они общались с залом судебных заседаний из СИЗО через видеоконференцсвязь.

Гособвинитель Ольга Колтакова поддержала обвинение. Прокурор назвала приговор Левобережного райсуда законным и обоснованным и в связи с исключением нескольких эпизодов попросила судей снизить предпринимателям наказание на 2-3 месяца.

Рассмотрение апелляционной жалобы семьи Полухиных заняло восемь заседаний, что считается беспрецедентным в судебной практике. Обычно вторая инстанция рассматривает дела за одно заседание, иногда – за два. Предприниматели постоянно ходатайствовали о приобщении к делу новых доказательств своей невиновности. Как пояснил Александр Полухин, судья Левобережного райсуда Татьяна Лебедева три года рассматривала доказательства и материалы обвинения, а подсудимым возможности опровергнуть их не дала. Поэтому Полухины решили сделать это в апелляции.

Семья Полухиных
Фото — Андрей Архипов

Защита и предприниматели привели множество доводов о том, что пищевой мак наркотиком не является, объяснив, что судья Лебедева отказалась приобщать к делу экспертизу специалистов защиты. Из экспертизы следовало, что из мака с таким процентом примесей, как изъяли по делу Полухиных, невозможно производить наркотики. При этом соломка является примесью в кондитерском маке и не может быть полностью отделена от продукта с целью получения наркотических веществ.

– Содержание сора и примесей в маке, который стал доказательством по делу, в 17 раз меньше, чем, согласно исследованию, необходима для производства наркотика. Не бывает чистого на 100% мака, и если за пищевой мак сажают, нужно запрещать в России все действия с маком – продавать его, перерабатывать, делать выпечку, – отметил в выступлении Юрий Михайлов, адвокат Александра Полухина.

Адвокаты Владимир Моргунов, Юрий Михайлов, Александр Иванов
Фото — Андрей Архипов

Евгения Полухина и ее адвокат Александр Иванов заявили о «мнимой противоправности».

– Настоящие наркоторговцы знают, что они продают амфетамин или героин, а Полухины были уверены, что продают пищевой мак как предприниматели. Они извлекали выгоду как бизнесмены, умысла на продажу наркотиков у Полухиных не было. То, что делали с пищевым маком наркоманы – это их проблемы, – пояснил Иванов.

Защита еще раз заявила об отсутствии отпечатков пальцев на пакетах с маком, которые оказались в деле после проверочных закупок. Адвокаты отметили, что большинство эпизодов в деле появилось после оперативно-розыскных мероприятий, в которых участвовали агенты ФСКН.

– Большинство обвинений строится на показаниях скрытых свидетелей, чего недостаточно при таком тяжком преступлении, – подчеркнула в прениях адвокат Елена Полишко, представляющая интересы Марии Полухиной.

Во время рассмотрения доказательств Полухины предоставили алиби на конкретные эпизоды из дела.

Все участники процесса со стороны защиты говорили о положительных характеристиках предпринимателей, для которых губительны большие сроки, о том, что Мария и Александр Полухины – пенсионеры, которые дожили до 56 лет честно, ни разу не были судимы. Полковник Александр Полухин долгое время учил курсантов в авиационном институте, заведовал кафедрой, отслужил 28 лет и ушел в отставку. Пара вместе с двумя родными дочерьми воспитывала приемную. В кафе «Очаг» предприниматели давали рабочие места людям, жертвовали на благотворительность, о чем предоставили бумаги.

Женя Полухина – мастер спорта по художественной гимнастике. До того, как попасть в СИЗО, она солировала в выступлениях группы известной воронежской школы гимнастики.

– Когда шесть с половиной лет назад начиналось дело, Жене было 24 года. Все у нее было хорошо в личной жизни. А теперь ей 30 лет и срок восемь лет. Если приговор таким и останется, то она пропустит время, когда можно наладить личную жизнь, завести детей, – сказала в прениях Нина Чурсина и обратилась к тройке судей. – Я не прошу меня защищать. Я прошу правосудия. Прошу вас, понимайте, вы решаете не наши судьбы, вы решаете наши жизни.

Завершала прения после защиты и подсудимых гособвинитель Ольга Колтакова. Она напомнила, что пищевой мак с содержанием маковой соломки входит в список №1 наркотических и психотропных веществ. Прокурор сослалась на стенограмму телефонных переговоров Полухиных и Чурсиной. По мнению гособвинителя, они использовали конспиративные выражения, называя мак другими словами.

Гособвинитель Ольга Колтакова
Фото — Андрей Архипов

– В разговоре Чурсина и Евгения Полухина говорят, что нужно продать два шашлыка. Однако потом Полухина говорит по телефону, что к кафе подъехал полицейский «УАЗик», и потому продать шашлык она не может. Что это за шашлык такой, который нельзя продать в присутствии полицейских? – спросила прокурор.

Ольга Колтакова перечислила данные воронежских хлебозаводов о том, сколько они используют тонн мака для выпечки. Как правило, от 0,5 до 2,5 тонн. Гособвинитель напомнила, как у Полухиных в гаражах обнаружили 4,8 тонн мака с содержанием маковой соломки, что «хватило бы на три предприятия». Большой объем изъятого мака вменяется предпринимателям как приготовление к сбыту наркотиков в особо крупном размере.

Продолжение резонансного процесса назначено на пятницу, 12 февраля.

Контекст

Семью Полухиных осудили за десять эпизодов сбыта наркотиков. Уголовное дело стало результатом работы оперативников регионального управления ФСКН. Силовики пришли к выводу, что владевшие кафе «Очаг» Полухины с 2009 по март 2010 года продавали наркоманам (среди которых были засекреченные агенты Госнаркоконтроля) смесь семян мака с маковой соломой и опием. При обыске в гараже Полухиных наркополицейские изъяли 4,8 тонн пищевого мака. Организатором наркосбыта силовики посчитали Марию Полухину, ее муж Александр как военный пенсионер «отвечал за конспирацию» при продаже мака наркоманам. Полухины и Чурсина с самого начала отрицали вину.

Два года длилось следствие по делу владельцев кафе «Очаг». Левобережный суд рассматривал дело с 2012 по 2015 год. Глава семьи, 58-летний Александр Полухин, получил в наказание 8 лет и 4 месяца колонии строгого режима, его супруга, 58-летняя Мария Полухина, 30-летняя дочь Евгения и 55-летняя сестра жены Нина Чурсина – по 8 лет и 6 месяцев колонии общего режима. Приговор вызвал общественный резонанс, учитывая жесткость вердикта – женщинам суд назначил наказание на два года больше, чем просило обвинение.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.