Ошибки Навального и Мьянма. О чем говорили Алексей Волин и Алексей Венедиктов в Воронеже

Замминистра связи и главред «Эха Москвы» встретились со студентами.

Анастасия Сарма, 9 сентября 2017, 18:54

Михаил Кирьянов

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов встретились с воронежскими студентами в пятницу, 8 сентября. Встреча прошла в главном корпусе ВГУ в рамках IV Всероссийского медиафорума «Траектория смысла: региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности».

Корреспондент РИА «Воронеж» записала самые яркие высказывания Волина и Венедиктова о «дырах» в расследованиях Алексея Навального, журналистской этике и конфликте в Мьянме.

О президентских выборах 2018 года

Алексей Венедиктов

Венедиктов: Действующая власть пытается заинтересовать предстоящими президентскими выборами ту часть электората, которую выборы никогда не интересовали, – молодежь. В администрации президента хотят привлечь лидеров мнения молодежи к агитации за Путина. Там были так впечатлены 20-миллионными просмотрами рэп-баттлов, что решили войти в контакт с их участниками. Думаю, что мы еще увидим «лидеров молодежного мнения», которые будут агитировать за кандидатов Кремля.

Волин: Для проведения выборов нет единого лекала. На выборах президента России в 1996 году впервые появился такой элемент, как концертные бригады. До этого популярные музыканты были вне политики. Задача у них была та же самая – привлечь молодую аудиторию. Их концерты проходили под лозунгом: «Голосуй или проиграешь!». Задача была не в том, чтобы сагитировать молодежь голосовать за Бориса Ельцина, а в том, чтобы сагитировать их прийти на избирательный участок.

О шансах Навального

Алексей Волин

Волин: Шансы набрать высокие проценты на президентских выборах у Алексея Навального не очень велики хотя бы потому, что чисто психологически, когда происходят выборы, люди предпочитают отдавать голоса кандидатам, в победу которых они верят. В момент голосования человек пытается сделать все, чтобы его голос не пропал. Это похоже на скачки: люди ставят на того, кто может быть потенциальным победителем.

С точки зрения привлечения к себе публичного внимания кампания Навального ведется достаточно грамотно. Люди, которые ее ведут, четко просчитывают, что хочет увидеть и услышать электорат. С другой стороны, репутационный ущерб Навальному могут нанести два момента его кампании. Момент первый: в ходе недавних задержаний после митингов Навального пострадали рядовые участники, а капитаны движения остались в стороне. Второй момент: сейчас, когда Навальный взял курс на интенсификацию разоблачительной кампании, выходит много материалов, которые содержат фактологические «завлекухи». Там пошли большие ошибки. Несколько непроверенных и откровенно передернутых фактов снижают доверие ко всему остальному.

Венедиктов: Каждое расследование Навального публикуется на сайте «Эха Москвы». Я согласен с Алексеем Волиным в том, что в его расследованиях, действительно, есть «дыры».

На мой взгляд, кампания Навального – абсолютно трамповская. Помните, как он боролся внутри республиканской партии? И это тоже сетевая история. Это очень полезно наблюдать с точки зрения технологий. Могу сказать, что главная идея Навального – борьба с коррупцией – в нашей стране очень популярна.

Алексей Анатольевич внимательно следил за американской кампанией. Но я думаю, что его не зарегистрируют как кандидата в президенты, поэтому волноваться не стоит.

О северокорейской ядерной боеголовке

Венедиктов: Северокорейские испытания (водородной бомбы, которая может быть размещена в боеголовке новой межконтинентальной баллистической ракеты – РИА «Воронеж») очень тревожат российское правительство. Эта история опасная, потому что на протяжении 50 лет вся политика СССР и РФ была направлена на нераспространение оружия. Дело даже не в ядерной бомбе, а в ракете, которая может доставить ее в любую точку. А поскольку пока в Северной Корее ребята криворукие, мы не знаем, куда полетит ракета. Представьте себе, что там ядерная боеголовка, которая летит, куда хочет.

К сожалению, наши контакты с Кимами прерваны. Ни наш президент, ни премьер не разговаривали с северокорейской стороной больше года. Психофизически непонятно, что это за человек (имеется в виду северокорейский вождь Ким Чен Ын – РИА «Воронеж»). Эта эскалация (постепенное увеличение, усиление, расширение – РИА «Воронеж») очень опасна. И самое главное – в ней много случайностей. Раньше запуск ракеты был невозможен без определенного протокола. А сейчас товарища Ким Чен Ына никакой протокол не сдержит – как, в общем-то, и Трампа. Мы знаем, как американские ракеты полетели на Сирию, а помощник президента США по национальной безопасности узнал об этом из CNN. Случайности подобного плана очень опасны.

О Мьянме

Венедиктов: Когда началась история с Мьянмой, я тут же встретился в ресторане с Марией Захаровой (дипломат, официальный представитель Министерства иностранных дел России – РИА «Воронеж») и начал ее поить и кормить – чтобы она объяснила мне, что же у нас происходит с Мьянмой. Я выслушал лекцию – вместе со мной выслушал лекцию весь ресторан, потому что Маша говорит громко. Мьянма – это очень тяжелая история, потому что Российская Федерация поддерживает правительство Мьянмы, и мы это делаем довольно давно. Кстати, правительство Мьянмы возглавляет Нобелевский лауреат мира.

С одной стороны, народ Мьянмы является народом преследуемым, а с другой – внутри него существуют террористические организации. В современном мире нет только черного и только белого: для кого-то они боевики, а для кого-то – борцы за народную свободу и защитники народа. Эта тяжелейшая проблема, которая вдруг выплеснулась у нас в стране... Обращу ваше внимание: в Чечне и Дагестане было (имеются в виду митинги в поддержку мусульман Мьянмы – РИА «Воронеж»), а в Татарстане и Башкирии ничего не было.

О журналистской этике

Венедиктов: В 1996 году благодаря роману журналиста с санитаркой мы получили доступ к медицинской карте президента Бориса Ельцина. Ельцина готовили к операции, и каждый день мы давали новости – медицинский бюллетень по этой карте. В нашей редакции была дискуссия: насколько этично озвучивать медицинские нормы (железа в крови – столько, соли – столько). По этому поводу у нас прошло голосование, мы разошлись во мнениях. Но число сторонников таких новостей перевесило, и каждый день мы давали в новостях медицинские параметры президента. После этого пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский называл нас «медицинским радио».

Одновременно с этим к операции готовилась жена президента Наина Ельцина. Но мы приняли решение не давать о ней никакой медицинской информации.

В каждой редакции – свой этический кодекс. Например, в уставе редакции «Эха Москвы» журналистам запрещено быть членом какой-либо партии. Да, это не конституционно. Или у тебя начальник – генеральный секретарь, возглавляющий партию, или твой начальник – редактор.

О «звездной болезни» Познера

Волин: Если мы посмотрим на людей, которые руководят средствами массовой информации, то будет сложно найти хотя бы одного выпускника журфака. Та же самая история была во времена Советского Союза: самые яркие и сильные журналисты изначально получали профильное образование по специальности, а потом уже учились писать. Всегда считалось, что научить специалиста писать намного проще, чем учить журналиста какой-то отдельной профессии и специальности.

Сегодня ситуация меняется, потому что такого удовольствия, как раньше, когда редакция могла иметь в составе специалистов по космосу, сельскому хозяйству, по физике, по балету, военному делу, – сейчас нет. Журналист может получить задание на одну тему, завтра – на другую. Он должен успеть качественно и грамотно подготовиться к тому, что он будет описывать, показывать и рассказывать. Журналист должен знать больше, чем его читатели, зрители, слушатели.

Умение выстроить коммуникацию, разговорить собеседника и вытащить из него информацию очень важно. Здесь я вспоминаю Владимира Познера, который считается мэтром отечественной журналистики. Но как всякий великий мэтр, он страдает «звездной болезнью». Не так давно он давал интервью, в котором заявил: «Я брал интервью со Шнуром. Вы знаете, Шнур оказался на редкость неинтересным собеседником». Когда интервьюер говорит, что его собеседник оказался неинтересным, это упрек не собеседнику, а человеку, который делал интервью.

Венедиктов: Я про «звездную болезнь» ничего не знаю, потому что я ей болею. У Познера она только началась. Я считаю, что «звездная болезнь» для журналиста – это плюс, а не минус. Надо понимать, что профессии журналиста не существует вообще. Внутри этого термина есть масса разных профессий, которые прямо противоречат друг другу. Это новостники, колумнисты, интервьюеры, репортеры, редакторы сайта и редакторы соцсетей.

Профессия журналиста размывается. Сейчас любой человек, у которого сейчас есть аккаунт в соцсетях, делится информацией и, кстати, дезинформацией. Люди получили доступ к распространению информации – теперь они могут сами создавать контент. «Посмотрел "Игру престолов" – г..но», – пишет такой человек. И его фолловеры принимают его мнение во внимание так же, как и рецензию профессионального журналиста. Что отличает журналиста от обычного пользователя соцсетей? Он несет ответственность за неточное распространение информации.

Как работодатель могу сказать, что современный журналист, во-первых, должен обладать IT-компетенцией. А во-вторых, он должен знать не два, а три иностранных языка.

О бумажных СМИ

Венедиктов: В последнее время я все чаще слышу о том, что бумажная пресса умирает. Это не совсем правда. Я вам приведу два примера. Четыре года назад умирающая американскую газету The Washington Post купил бизнесмен Джефф Безос (он же – основатель компании Amazon). Он пришел из области электронной торговли и сейчас – второй по богатству человек в мире. После того, как он купил The Washington Post, второй год подряд бумажная подписка растет, а в прошлом году в редакцию наняли 167 журналистов дополнительно! Как они эту бумагу реанимировали?

Я тоже провел эксперимент. Два года назад я начал издавать журнал «Дилетант». Это было вложение личных средств. Мне говорили: «Ты сошел с ума!», а сын подсчитывал убытки: «Минус 15 чизбургеров каждый день!». Так вот, могу похвастаться: в этом году я окупился на 116%!

Я призываю вас не воротить свой нос от бумажных медиа, а подумать, как их можно сделать таким образом, чтобы люди могли их потреблять. Мне кажется, что бумагу хоронить рано.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.