Организаторы фестиваля уличного искусства: «Хотим, чтобы приезжие замечали в Воронеже картины, а не рекламу в семь этажей»

За полтора месяца в городе расписали 10 стен.

Софья Успенская, 1 ноября 2013, 19:08

Софья Успенская, Антон Логунов и из личного архива Ольги Кузьминой

В Воронеже завершился осенний этап фестиваля уличного искусства «Здесь». В течение полутора месяцев художники из разных городов России создавали масштабные граффити-картины на стенах воронежских зданий (АДРЕСА получившихся работ - здесь). Зачем Воронежу разрисованные стены, зачем художники едут к нам из других городов и как местные жители мешают райтерам рисовать, рассказывают организаторы фестиваля Ольга Кузьмина и Ирина Аксенова.

Фото paintpro.su

– Как вы сами оцениваете итоги осеннего этапа фестиваля? Планы несколько раз менялись и сокращались, но тем не менее осенних стен ведь получилось больше, чем весной?

– Осенний этап получился длиннее весеннего, зато менее напряженным – сказались набитые еще в мае шишки. В итоге сентябрьская программа была продуктивнее майской, но не как планировали. До холодов успели сделать три больших стены и семь объектов поменьше. А в мае было сделано четыре больших работы. В целом, оба этапа получились хорошими как с организационной стороны, так и по результату. Всем, что было, мы остались довольны- и ошибки, и успехи сделали этот год для нас очень важным и интересным.

Оля Кузьмина / фото из личного архива

– Каким образом вы отбираете участников? Стены в этот раз получились совершенно разножанровые: есть и авангардизм какой-то, и классическое граффити, и паблик-арт. А есть для вас какая-то сверхидея, что-то, что все эти стены объединяет? Кого вы всегда возьмете на фестиваль и кого никогда не возьмете, какой эскиз никогда не примете?

– Конечно, в первую очередь, мы отбираем участников по уровню работ. Кроме того, руководствуемся общечеловеческими принципами: мы никогда не возьмем эскиз, связанный с пропагандой насилия и дискриминации по какому-либо признаку. Также, поскольку мы занимаемся паблик-артом, мы не можем позволить себе отобрать эскиз, который вызывает негативные ассоциации и будет однозначно неприятен общественности. Многие хорошие художники работают с мрачными, пугающими образами, но мы делаем фестиваль не только для самих себя, поэтому оцениваем, насколько эскиз подходит для общественного места. Других ограничений по стилю, технике и тематике работ у нас нет. Мы не стали заморачиваться с конкретной тематикой фестиваля, хотя сначала рассматривали всерьез эту идею. В итоге сочли ее нежизнеспособной – практически любой эскиз можно подвести под любую заданную тему, поскольку смыслы у каждого свои.

Работа на Чернавской дамбе / фото Антона Логунова

И что самое важное – смысл в том визуальном искусстве, которым мы занимаемся, не первостепенен. Чаще всего он вообще отсутствует в поп-арте. Есть направление содержательного стрит-арта, которое работает как раз со смыслами – политическими, гражданскими, религиозными, субкультурными. Это очень интересное направление, но мы занимаемся немного другим. В нашем случае важна колористика, композиция, настроение рисунка. И многие это понимают, мы часто замечали прохожих, которые говорили художникам: "Вот спасибо, красоту нарисовали, в городе стало уютнее". Наш фестиваль – про это. Вопросы в стиле «а что этим хотел сказать художник» здесь не найдут ответов, только разве что специально их придумывать. Художнику пришел образ и он его изобразил. Обычно эту идею легко увидеть , например, Андрей Оленев рисовал человека, ищущего клад, а Рома Ремо – мальчика, мечтающего о космосе. Если идея не читается легко, это не означает, что нужно поглубже копать. Это значит, что нужно просто созерцать.

– Есть ли у Воронежа какое-то свое «граффити-лицо»? Что говорят об этом художники, с которыми вы работаете?

–У Воронежа есть свой образ, складывающийся из архитектуры, темперамента жителей, инфраструктуры и прочих очевидных вещей. В целом, наш город производит на приезжих приятное впечатление. Из недостатков отмечают обилие наружной рекламы, недостаток пешеходных улиц в центре города, примеры архитектурной дисгармонии. Из положительных моментов – хорошее состояние фасадов исторических зданий по проспекту Революции, да и вообще домов в городе, приятные парки, красивое водохранилище и вид на город с мостов. Что касается граффити-образа, то для художников он в первую очередь зависит от того, какие райтеры живут и работают в городе. А местные райтеры — un2one, Speak, Бунт, Cayno, Lik, Антон Spring, Рома Климанов – обладают довольно высоким уровнем с точки зрения техники владения баллоном, так что им есть что показать приезжим гостям фестиваля.

Автор крупнейшего журнала о граффити Александр Slak отметил, что в Воронеже больше хороших райтеров, чем в любом другом крупном городе

Для обывателя же мнение о граффити в городе складывается из того, что он видит на улице. А на улицу по большей части выходят маргиналы граффити-среды – бомберы. Их труды вряд ли покажутся кому-то из жителей значимым культурным объектом. Те же, кто представляет что-то стоящее из шрифтового граффити или сюжетного арта, чаще рисуют там, где не привлекают внимание – для такого рисунка нужно время. И если не бродить по заброшенным постройкам и не углубляться во дворы, то в поле зрения хорошая работа может и не попасть. Поэтому у широкого зрителя граффити ассоциируется только с малопонятными надписями на свежеокрашенном заборе. Мы стараемся нести светлую миссию – знакомить город с качественным граффити и стрит-артом, но это зависит также от того, с какой скоростью воронежские бомберы будут переживать этап количественного теггинга и переходить к более сложным формам граффити. Потому что в художественном плане мы с ними пока мало пересекаемся.

– С чем связаны основные сложности для вас и для участников фестиваля?

– Сложностей много – собственные недоработки, вмешательство независящих от нас факторов, нехватка времени, изменение условий и обстоятельств работы. Всего этого хватает с головой. Поскольку у нас очень маленькая команда – по сути всего два человека, то все это очень напоминает выражение «в омут с головой». Проблемы возникают часто, большие и маленькие, а людей для их решения не хватает. К концу фестивального дня, который часто наступает уже за полночь, сил нет никаких. Потихоньку учимся предвидеть узкие места и перестраховываться. Но все предугадать невозможно, ведь мы работаем с большим количеством людей и в той сфере, которая вызывает живой интерес всех – прохожих (маленьких и взрослых, пеших и за рулем), жильцов, работающих по соседству людей, всех возможных органов власти. И не все они спокойно относятся к происходящему. Очень часто натыкаемся на беспричинно негативную реакцию. Бывало, вызывали милицию. Хотя, казалось бы, можно просто спросить, что происходит,  получить ответ и увидеть все разрешающие документы.

Автору Кладоискателя Андрею Оленеву во время работы пришлось объясняться с полицейскими

Еще одна проблема, которая страшна своей постоянностью, – сложности в коммуникациях с собственниками стен. Часто у управляющих компаний есть свое видение того, что должно быть нарисовано на стене. Например, котятки. И не абы какие, а мультяшные. И то, что художники высокого уровня предлагают для этой стены умопомрачительные эскизы и готовы приехать рисовать без гонорара, не сбивает с толку этих смыслящих в жизни людей. Они хотят котяток. В крайнем случае готовы на дельфинов. С этим очень сложно работать. Ведь и они для людей, для города стараются, и мы. Только мы с ними говорим про разные вещи. Мы не готовы поставлять художников на заказ, разве что совершенно случайно совпадет, что на следующий конкурс нам пришлют пару десятков эскизов с мультяшными котятками.

Что касается участников, их сложности мы стараемся минимизировать. В нашей практике самое распространенное неудобство связано с погодой : жара, холод, дождь. Ребята привыкли работать на улице, но поскольку они в чужом городе с определенным багажом, который привезли, иногда приходится разыскивать для них шапки с шарфами или наоборот, солнцезащитный крем. Бывают какие-то накладки с краской, например, уже в работе художник понял, что выбрал краску не того тона. А в Воронеже не очень широкий выбор краски, для фестиваля мы привозим ее из Москвы. Поэтому в местных магазинах краски необходимого оттенка в достаточном количестве может и не найтись. Бывало и такое. Но все решаемо.

– Многие говорят, что в Воронеже очень много хороших райтеров. Тем не менее пока получается, что в программе проекта «Здесь» упор все-таки делается на иногородних. С чем связана такая политика?

– Это связано, во-первых, с тем, что мы хотим показать жителям Воронежа, что такое российский стрит-арт. Воронеж – часть всего этого, но не единственная составляющая. Приезд известных российских авторов в том числе привлекает внимание художников и других российских фестивалей к Воронежу. Это довольно большой ресурс для развития местных художников. Хотелось бы, чтобы они его не упустили.

Ира Аксенова / фото Софьи Успенской

– Зачем все это Воронежу в глобальном смысле? Есть ли у вас, у организаторов, идеал «граффити-города»?

– У нас есть идеал города – это город, в котором приятно и интересно жить. Город, в котором есть место экспериментам, молодежным проектам, фестивальным инициативам, современным выставкам, музеям, библиотекам, новым значимым городским местам. Город, где приезжие замечают масштабные граффити-работы, а не наружную рекламу в семь этажей. Все без лишних вопросов понимают, зачем нужно съездить посмотреть Москву или Санкт-Петербург. Хочется, чтобы Воронеж в качестве объекта для туризма тоже не вызывал вопросов, Оля Кузьмина, организатор фестиваля "Здесь".

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.