Орбита, байдарка, полярная станция. В каких необычных местах воронежцы встречали Новый год
Зачем ставить елку на потолке и почему зимой в Антарктиде тает лед.
Ирина Преснякова, 30 декабря 2019, 19:25
Новый год принято встречать дома, в кругу семьи, в гостях или в кафе. Но героям материала РИА «Воронеж» довелось праздновать в весьма необычных декорациях. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как отмечают Новый год в космосе, на полярной станции и на байдарочном сплаве.
Елка на потолке и сухой закон
Заместитель командира отряда космонавтов по подготовке Олег Новицкий, выпускник Борисоглебского военного авиационного училища, успел дважды побывать на борту Международной космической станции (МКС). По невероятному стечению обстоятельств оба раза он встречал на МКС Новый год.
– В новогодние праздники на станции, как и на Земле, наряжают елку. Конечно, искусственную. Она была доставлена на орбиту уже давно на одном из «грузовиков». Поскольку на борту станции невесомость, то елку можно «установить» куда угодно, например, на потолок. Это очень удобно – так она не мешает нашей работе, ведь места на российском сегменте не очень много, – рассказал космонавт.
Все елочные игрушки на МКС мягкие. Перед отправкой на орбиту они прошли специальную проверку на безопасность. Еще из элементов новогоднего декора на МКС есть растяжка «С Новым годом» и нарисованная на материи елка.
А вот деликатесов на праздничном столе космонавтов нет.
– Новогоднее меню включает самые обычные космические продукты – по сути, оно не отличается от ежедневного стандартного рациона питания. Если накануне пришел «грузовик», то, возможно, в меню будут фрукты или овощи. Но обычно это консервированная или сублимированная пища, – пояснил Олег Новицкий.
Алкоголь на борту МКС запрещен, поэтому Новый год встречают без шампанского. Кроме того, открывать и пить сильногазированные напитки в невесомости не очень удобно.
В российском сегменте МКС Новый год встречают по московскому времени. Кстати, на борту станции есть средство связи, и в праздник космонавты всегда звонят родным и друзьям, чтобы передать им поздравления с орбиты.
Индийцы и антарктическое лето
Воронежский геофизик Александр Савенков неоднократно становился участником полярных экспедиций.
– В Антарктиде я встречал Новый год пять раз: один раз на корабле и четыре – на полярной станции Новолазаревской, – вспомнил мужчина.
Полярники украшают станцию, наряжают елку – искусственную, живые на ледяном материке не растут.
– У нас есть новогодние плакаты на двух языках: русском и английском. На родном языке мы пишем для себя, а на иностранном – для гостей, – отметил полярник.
Гостями на станции Новолазаревской чаще всего бывают индийцы. Дело в том, что индийские полярники работают неподалеку, поэтому всегда заезжают поздравить «соседей» с праздником. Английский был выбран в качестве междурядного языка праздничного общения, так как его понимают полярники обеих национальностей.
Новогодний стол полярников мало чем отличается от привычного:
– На станции всегда есть повара. У нас их было двое. На праздник повара готовят несколько мясных и рыбных блюд, салаты и непременно торт. Стараются, чтобы люди в новогоднюю ночь чувствовали себя как дома.
На Новолазаревской есть и своя новогодняя традиция. К празднику полярники всегда готовят тематический спектакль. Они сами пишут сценарий, распределяют роли и мастерят костюмы из подручных материалов.
Новый год на Новолазаревской встречают два раза: по московскому времени и по Гринвичу – время на меридиане, проходящем через место, где располагалась Гринвичская королевская обсерватория (неподалеку от Лондона). Когда-то это место было выбрано как точка отсчета часовых поясов. Разница между московским временем и гринвичским – три часа.
– Но московское время на российской станции, безусловно, считается основным, – сообщил полярник.
Наступление Нового года полярники непременно отмечают небольшим салютом.
– Интересно, что в то время, когда у нас наступает Новый год, в Антарктиде начинается лето. Часто мы выходим запускать петарды и видим, что лед начинает таять, и погода, в общем, выглядит достаточно весенней. Правда лето в Антарктиде короткое – 10-14 дней, и погода очень капризная. Поэтому уже 1 января могут начаться заморозки, все, что успело подтаять, вновь замерзнет, и территория вокруг станции превратится в каток, – рассказал Александр Савенков.
Сплав на байдарках и салют в лесу
Скалолаз Артем Утицких однажды отметил Новый год сплавом на байдарке.
– В детстве и юности я увлекался байдарками, потом занялся скалолазанием и несколько подзабыл про байдарки. Но руководитель нашей группы по скалолазанию тоже увлекался водными видами спорта. Он узнал, что некоторые его ученики – вот я, например, тоже занимались на байдарках, и предложил нам встретить Новый год, сплавляясь по реке, – вспомнил Артем Утицких.
Сплав наметили на 31 декабря 2017 года. Тогда зима была почти такой же теплой, как в 2019-м. Энтузиасты до последнего не были уверены, что Усманка – река, выбранная для сплава, – не замерзнет, но погода была на стороне экстремалов.
Днем 31 декабря группа, состоящая примерно из 10 человек, двинулась в путь и проплыла несколько часов. Ближе к полуночи байдарочники причалили к берегу, разбили палатки, разожгли костер.
– Продукты для новогоднего стола мы привезли с собой: кто-то взял домашние закрутки, кто-то – уже готовую еду. На костре приготовили фирменное блюдо нашей компании – гречку с грибами. Крепкий алкоголь никто не брал, только вино. В целом праздник получился душевным и очень атмосферным, – подытожил Артем Утицких.
Группа остановилась в сосновом бору, так что елок вокруг было предостаточно. Но наряжать их не стали – никто не догадался захватить игрушки.
Без праздничного салюта байдарочники тоже не остались. Его запускали на соседней турбазе, которая была видна через реку.
Заночевали байдарочники тут же, в палатках.
– Было не очень холодно, так что в спальниках и одежде нам было вполне комфортно, – заверил Артем.
Зима-2018/19 была морозной, так что повторить поход энтузиастам не удалось, однако в канун Нового года-2020 экстремалы планируют повторить свой поход. Причем группа обещает быть гораздо больше, чем тогда.