Опять досрочный финиш. Почему воронежский «Буран» не добрался до плей-офф
Позднее комплектование, недостаток мотивации, скромный бюджет.
Павел Горячев, 28 февраля 2019, 14:00
Хоккеисты «Бурана» финишировали в чемпионате ВХЛ на 22-м месте в воскресенье, 24 февраля. Команда не смогла попасть в число 16 лучших клубов лиги, которые после окончания регулярного чемпионата продолжают сезон матчами плей-офф. Почему «ураганные» не решили поставленную задачу и в третий раз подряд завершили сезон в феврале, разобрался корреспондент РИА «Воронеж».
Позднее комплектование
«Буран» входил в чемпионат в полуразобранном состоянии – плавного старта сезона не получилось из-за ошибок, которые совершил тогдашний главный тренер клуба Сергей Воронов. Получив карт-бланш на комплектование состава, он стал приглашать на сборы молодежь, не имеющую опыта игры на серьезном уровне. Это могло бы сработать, если бы параллельно клуб занимался подписанием состоявшихся хоккеистов. Они бы стали стержнем команды, а попасть в «яблочко» с каждым из молодых игроков все равно невозможно, и лишь несколько из них могли бы заключить контракт. Однако Воронов промахнулся с большинством из неопытных хоккеистов, а «плана Б» в виде бывалых игроков не оказалось – пока тренеры нянчились на тренировках с выпускниками спортшкол, остальные клубы разбирали лучших по соотношению цена-качество мастеров на рынке свободных агентов.
После проваленного предсезонного турнира в Тамбове кредит доверия Воронова оказался исчерпан. Селекцию доверили тренеру вратарей Михаилу Бирюкову, создав для него должность менеджера клуба по спортивным операциям. Он не подвел – завершивший карьеру два года назад специалист вспомнил о старых связях и верно определил круг хоккеистов, которым мог быть интересен «Буран». Он стал делать предложения опытным игрокам, которых перестали звать в элитную лигу КХЛ. Расчет оказался верным, команда получала мастеров, а «старики» – площадку для набора формы и шанс вернуться в топ-чемпионат в случае травм кого-то из звезд. Однако решение сделать Бирюкова локомотивом проекта оказалось половинчатым, ведь с новыми игроками предстояло работать тренеру Воронову, который никак не мог сделать из остатков старого состава и новых хоккеистов цельную команду.
После удачной первой выездной серии болельщики были в эйфории, но светлая полоса быстро закончилась. Оказалось, что победы в гостевых матчах были достигнуты на хорошем эмоциональном фоне и предельной самоотдаче, к которым добавилась доля удачи. Как только фарт кончился, стало ясно, что приехавшие в «Буран» за неделю до старта сезона новички физически не готовы – не тренируясь с командой летом, они не сумели набрать форму. А Воронов не смог быстро поставить подопечным верный диагноз, начал проводить эксперименты с сочетаниями хоккеистов. О сыгранности после такого не могло идти и речи, воронежцам навязывал борьбу даже впервые выступавший на уровне ВХЛ «Тамбов». Пошла череда поражений, и «Буран», уволив Воронова, получил от своего клуба-партнера «Динамо» рекомендацию назначить главным тренером Александра Трофимова, который провел предыдущий сезон в роли ассистента наставника команды.
Скромный бюджет
В хоккейном мире действует правило «раньше – значит дешевле». Комплектование на новый сезон всегда должно начинаться в марте, пока еще идет плей-офф. Сделав предложения лучшим игрокам не попавших в постсезон команд, клубы параллельно отсматривают самых перспективных хоккеистов молодежных лиг. А сразу после окончания плей-офф на рынке свободных агентов оказываются игроки, многим из которых выгодно решить вопрос с трудоустройством как можно скорее. Затянув с началом переговоров, клубы расплачиваются за это деньгами – если разные варианты появляются у игроков примерно в одно время, они выбирают более привлекательные в финансовом плане предложения. Как следствие, командам приходится участвовать в аукционе или мириться с подписанием хоккеистов второго эшелона.
«Буран», поверив в селекционный нюх Воронова, после фиаско на предсезонных турнирах вышел на перегретый деньгами более состоятельных клубов рынок. В аукционе клуб участвовать не мог. По словам Михаила Бирюкова, месячная зарплатная ведомость «ураганных» без учета командированных игроков клуба-партнера «Динамо» составляет 600 тыс. рублей. Как рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» бывшие хоккеисты «Бурана», играющие за другие команды, у претендующих на попадание в плей-офф клубов «платежка» не меньше 2 млн рублей. А после увольнения тренера, нуждаясь в усилении, клуб увидел пустой рынок – всех, кто более-менее умеет держать клюшку в руках, уже подписали конкуренты.
Потери
В сентябре-октябре стратегия подписания «стариков» из КХЛ была единственно верной в имеющихся обстоятельствах. Но она стала временной мерой – набрав форму, защитники Алексей Пепеляев, Кирилл Кольцов, нападающий Константин Макаров получили предложения от клубов элитной лиги и покинули Воронеж.
Их более молодой коллега – форвард Аслан Раисов – тоже сверкнул и привлек к себе внимание «Динамо», москвичи забрали нападающего в самый важный момент сезона. Из-за невысокой зарплаты стремились уехать даже игроки второго-третьего звена – Алексей Шантыка получил предложение с зарплатой в три раза больше, чем в «Буране», и руководство клуба отпустило форварда.
Атмосфера в команде
Из-за всех проблем в совокупности команде не хватало единения и решимости воплотить задачу на сезон во что бы то ни стало. Часть командированных из «Динамо» игроков не имела страстного желания радовать воронежскую публику, другие хоккеисты изначально приезжали в клуб, «не распаковывая чемодан», находясь в ожидании более аппетитного предложения. А некоторые из заметных хоккеистов, которых клуб не спешил отпускать, обижались и завидовали уехавшим. Так лидер команды прошлого сезона Айрат Мурзин перестал забивать и лишился места в ведущем звене. По словам некоторых сотрудников «Бурана», нападающему предлагали даже самому выбрать себе партнеров в нападении – лишь бы гарантировал голы и результативные передачи. Но и оказавшись в первом звене с лучшими форвардами, Мурзин не воспрял. В итоге клуб уволил его после закрытия дозаявочного окна – жесткий шаг лишил форварда возможности найти новую команду до конца сезона. А менеджер по спортивным операциям «Бурана» Михаил Бирюков намекнул в интервью, что нападающий нарушал спортивный режим. Слухи о регулярном нарушении режима игроками клуба ходили на протяжении всего сезона. Если они правдивы, то причины нестабильных выступлений хоккеистов становятся ясны. После лишения шансов на плей-офф некоторые из игроков полностью лишились мотивации и провалили последнюю домашнюю серию.
С большой долей вероятности клубу сложно будет бороться за плей-офф с имеющимся финансированием – в современном российском хоккее оклады и премиальные мотивируют игроков гораздо эффективнее, чем спортивные амбиции. Возможно, если клуб делегирует Бирюкову полномочия по подбору тренеров-единомышленников, «Буран» сумеет сломать систему и опередить более состоятельных конкурентов – пусть и с третьей попытки.