Опрос РИА «Воронеж». Как изменились бизнес коллекторов и политика банков в кризис

Участники рынка – о росте просрочек по кредитам и сокращении рынка взысканий.

Оксана Грибкова , 17 февраля 2016, 17:16

Роман Демьяненко (из архива)

Первое в России дело в отношении коллекторов за вымогательство у воронежцев переквалифицировали на самоуправство и разделили на несколько дел. Одно из них суд прекратил за примирением сторон. С появления резонансного дела прошло полтора года. В условиях кризиса рынок взысканий и политика банков сильно изменились.

По информации Национального бюро кредитных историй, доля просроченных кредитов в РФ выросла за год на 30%. По данным ЦБ РФ, размер ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней достиг в конце января 2016 года 1,84 трлн рублей, или 10,5% всех выданных кредитов.

Как участники рынка чувствуют себя в новых условиях, журналисту РИА «Воронеж» рассказали юрист, представителей банков, ассоциации коллекторов, антиколлектор и депутат.

Александр, антиколлектор: «Ситуация фатальная»

– Коллекторов давно пора наказывать за угрозы и психологическое давление. Но антиколлекторского закона нет, так как банкам удается сдерживать его принятие. Коллекторы обычно работают с теми, у кого задолженности меньше, выкупая базы должников у банков за 20% от общей суммы долга, или работают с базами заемщиков с согласия банков. Недостатка в тех, из кого выбивать долги, используя психологическое давление, нет. Больше пяти лет банки раздавали кредиты без гарантий и особых условий всем желающим, а теперь пожинают результаты.

Нельзя сказать, что большинство моих клиентов жили не по средствам. Они брали кредиты на свадьбу, на ремонт в квартире или мебель, а потом увязли в долгах. Многих воронежцев затянуло в долговую яму по глупости, из-за финансовой безграмотности. Оказавшись в долгах, они начали перекредитовываться, добавляя к старым долгам новые проценты – иногда по 30% страховой суммы от вклада. Большим злом, чем такие страховки, включенные в сумму кредита, стали офисы микрофинансирования, где ставки достигают 720% годовых. Но и там люди берут деньги, потому что им больше нигде не дают из-за долгов.

Ситуация фатальная. Одни должники платят по половине «белой зарплаты» за долги по кредиту, вторые потеряли работу, третьи заняли у всех, у кого можно, и под давлением коллекторов продают недвижимость ради выплаты долгов, четвертые готовы на суицид. Рушатся жизни. А все потому, что люди не понимают – они могут игнорировать коллекторов, и им ничего за это не будет.

Михаил Суров, представитель адвокатской конторы «Рывкин и партнеры»: «Коллекторы станут только жестче»

– До так называемого экономического кризиса банки в случае просрочки по выплате шли навстречу заемщику, если видели его намерение продолжать платить, пусть и с нарушениями сроков. Сейчас количество обращений в суд со стороны банков стало резко возрастать, особенно если кредит обеспечен залогом.

Однако в перспективе количество дел, связанных с взысканием задолженности, будет неуклонно снижаться. Это связано в первую очередь с экономическими причинами, которые влекут за собой резкое снижение объемов кредитования.

 
Фото — Андрей Архипов

Думаю также, что действия коллекторов в ходе досудебного взыскания будут только ужесточаться. Нет никаких признаков роста благосостояния населения, а значит, и добровольного погашения проблемной задолженности.

На ситуацию может также повлиять законопроект «О деятельности по взысканию задолженности», который, по замыслу разработчиков, должен урегулировать деятельность по взысканию задолженности. В настоящее время он еще не передан для рассмотрения в Государственную Думу, но, судя по новостной ленте, Уполномоченный по правам человека в РФ настаивает на его ускоренном рассмотрении.

Сергей Гаврилов, депутат от Воронежской области: «Запретить коллекторов»

– Коллекторы прибегают к все более изощренным, а по сути, преступным методам выжимания долгов. Например, в декабре 2015 года пришлось эвакуировать воронежскую школу №71 после того, как задолжавшей банку сотруднице учебного заведения поступило сообщение с угрозой взорвать здание. Ужас испытал каждый гражданин России, узнав о едва не сожженном заживо 2-летнем мальчике в Ульяновской области, в дом которого коллекторы бросили бутыль с зажигательной смесью из-за долга дедушки.

В этой связи я считаю крайне необходимым законодательно запретить коллекторскую деятельность. Кредиторы, включая банки, должны иметь право взыскивать исключительно задолженность перед ними и только через два законных механизма – исполнительное производство или реабилитационные процедуры в отношении граждан-должников.

Хватит давить на наших граждан. Но покуда коллекторы существуют, каждый, кто сталкивается с ними, должен четко понимать, что они не имеют права описывать и изымать имущество, проводить оценку. Это в компетенции судебных приставов. Представители коллекторских организаций не имеют права входить в ваш дом без вашего согласия до вынесения судом официального решения о взыскании долга.

Александр Морозов, первый вице-президент НАПКА (Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств): «Рынок взысканий сократился»

– Коллекторский рынок переживает разнонаправленные тенденции. С одной стороны, объем просроченной задолженности по банковским кредитам, займам МФО, а также по услугам ЖКХ, сотовой связи и страхованию у россиян продолжает расти. Кажется, что это должно способствовать бурному росту и благополучию рынка взыскания, но это не совсем так.

Есть другая сторона: сейчас до рынка взыскания докатилась волна сокращения выдачи новых кредитов, которая была на банковском рынке год назад. Ведь коллекторский рынок испытывает те же трудности, что и банковская система, только с интервалом – на полгода-год позже. В результате мы имеем резкое сокращение «молодой» просрочки сроком до полугода и рост доли старых долгов, которые с большим трудом поддаются взысканию. Сократившиеся объемы совсем свежей просрочки банки предпочитают обрабатывать в первую очередь силами своих колл-центров, недостаточно нагруженных из-за снижения кредитования.

 
Фото — Андрей Архипов

Более 80% должников не выходят на связь с кредиторами и взыскателями, а те, кто контактируют, часто по объективным причинам не могут найти возможность вернуться в график платежей. Себестоимость взыскания выросла, по некоторым оценкам, в 2-3 раза. Это подтверждает и продолжающееся падение средней цены покупки долговых портфелей на фоне увеличения объема предложения портфелей в 2,5 раза по итогам 2015 года. Поэтому рост предложения со стороны кредиторов приводит не к активному росту рынка взыскания, а наоборот, к его замедлению и даже сокращению, например, в части аутсорсинга.

Банк «ВТБ24»: «Долги после активного роста рынка объяснимы»

– Рост просрочки - вполне объяснимое явление. Рынок кредитования не может вечно расти и «не платить» за это – рано или поздно возникает момент, когда из общей массы выданных кредитов начинают выделяться «плохие». Это еще один повод для банков скорректировать свои стратегии и внимательнее присмотреться к рынку. Для нас эта проблема не так актуальна, потому что мы всегда уделяем внимание проверке заемщиков. Кроме того, залоговые кредиты, такие как ипотека – наименее рисковые для банка. По ним самый низкий процент просроченной задолженности.

Просроченная задолженность – это естественное явление после двух-трех лет активного роста, который был в сфере кредитования. Наиболее заметна проблема закредитованности и просрочки в нижнемассовом клиентском сегменте и в двух продуктах – кредитах наличными без обеспечения и кредитных картах. Основная причина – снижение ежемесячных доходов.

Если человек по какой-либо уважительной причине не может произвести платеж по кредиту, ему необходимо сразу же связаться с банком – для разрешения данной непростой ситуации, а не доводить дело до суда и общения с судебными приставами. Мы всегда стараемся вникнуть в ситуацию клиента и предложить ему какие-либо варианты выхода из его личного финансового кризиса. Банку, безусловно, выгоднее урегулировать проблемную ситуацию с клиентом самостоятельно и не тратить время и деньги на длительные процедуры взыскания, судебную пошлину или комиссию коллекторскому агентству.

«ВТБ24» ужесточил процедуру выдачи кредитов с целью снижения доли беззалогового кредитования клиентов «с улицы». Одновременно банк повысил активность в работе с «зарплатными» клиентами, а также продолжил совершенствование системы взыскания проблемной задолженности.

Пресс-служба банка «Хоум Кредит»: «Просрочки стимулируют снижать риски»

– Падение благосостояния населения является основной причиной роста просроченной задолженности в целом по банковской системе. Статистика Банка России говорит о том, что доля ссуд с просроченными платежами сроком свыше 90 дней составила в начале января 10,5%, увеличившись с января 2015 года на 2,6%. В этих условиях сами банки с целью поддержания качества своих активов вынуждены избирательно подходить к новым заемщикам. В частности, наш банк на протяжении 2015 года при выдаче новых кредитов концентрировался на лучших клиентах из нашей базы, у которых, помимо достаточного уровня подтвержденного дохода, имеется хорошая кредитная история и низкий уровень совокупной кредитной нагрузки во всех банках. Было принято решение об ограничении выдачи более рисковым сегментам по срокам, суммам и продуктам.

В настоящее время клиенты «с улицы» могут оформить только POS-кредит, поскольку данный вид относится к низко рискованным из-за сравнительно небольшой средней суммы, быстрой оборачиваемости и целевому использованию. Результаты нашей работы видны уже сейчас – уровень NPL (просроченных кредитов) стабильно снижается в нашем банке, начиная с конца 2014 года. В целом по банковской системе при отсутствии новых экономических шоков мы ожидаем начало устойчивого снижения просроченной задолженности во втором полугодии 2016 года.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.