Опрос РИА «Воронеж». Наступил ли кризис городского велодвижения?
Эксперты – о причинах спада интереса к велосипедам в областном центре.
Олеся Шпилева, 18 мая 2018, 18:30
Акция «На велосипеде на работу», которая прошла в России в пятницу, 18 мая, не стала массовой для Воронежа. Лишь несколько жителей миллионного города сообщили в соцсетях, что поддержали флешмоб. Акцию проигнорировали и чиновники, хотя два года назад вице-мэр Алексей Антиликаторов добирался в горадминистрацию на велосипеде. Тогда участие во флешмобе было синонимом продвинутости.
Кроме того, ежегодную «Велоночь», которая была запланирована на 28 мая, перенесли на осень с формулировкой «сейчас недостаточно ресурсов, чтобы провести акцию на должном уровне». В 2017 году ночное катание собрало на несколько тысяч человек меньше, чем в годы активности местного велодвижения (2012-2016). Новые велопарковки почти не появляются.
Обозреватель РИА «Воронеж» поговорила с активистами и велосипедистами о том, действительно ли городское велодвижение переживает кризис и в чем его причины.
– Я вижу изменение отношения к индустрии, переход с чего-то необычного в разряд обыденного, отсюда и кажущийся спад. На самом деле количество велосипедистов только растет, просто это уже не вызывает удивления. Например, голландские коллеги вообще говорят о том, что у них особенно и нет никаких велосообществ, парадов – просто все катают на велосипедах. На мой взгляд, пора переходить от доказывания существования велосипедистов в городе к конкретным шагам по строительству велоинфраструктуры. Посмотрите, рядом Белгород анонсировал 500 млн рублей инвестиций в это. В Воронеже я не слышал о плановом выделении денег на велоинфраструктуру. Из бюджета или из внебюджетных источников – неважно. Хотя какое-то время назад чиновники активно обсуждали идею велодорожек, но с мертвой точки все не сдвинулось. Пошумели, показали, что велосипедисты есть, и это факт. Теперь надо выделять средства на велодорожки. Это ключевой момент ближайших пяти лет.
– В любом процессе существует рост, стабильность и спад. Я думаю, следовало ожидать падения ажиотажа. Просто сейчас это все не так масштабно. За эти годы каждый выбрал свою позицию по отношению к велосипеду, для кого-то это стало смыслом жизни, кто-то стал катать чаще, чем раньше. Необходимо было разогреть интерес к велосипеду, привлечь массовость. И это, несомненно, получилось. То, что на велофестиваль приехало уже 5 тыс. участников, говорит о многом. Когда-то с трудом набиралась такая цифра, а сейчас мы легко ее собираем, разве это кризис?
– На самом деле у меня всегда очень много работы, людей с каждым годом все больше и больше. Главное – просто меняется отношение людей к велосипеду и друг к другу. Люди становятся интеллигентнее и добрее, во многом благодаря активному образу жизни и относительной стабильности в стране. А к велосипеду просто перестали относиться как к чему-то необычному, приняли его как вид транспорта. До Норвегии нам, конечно, еще далеко, но все же мне уже не хочется уезжать из страны, как раньше, туда, где мой труд будет более ценным и более оплачиваемым.
– У всякого явления есть цикличность. Поэтому слово «кризис» не вполне верное. Мы долго брали разгон, за пять лет преодолели пиковую цифру, достигли определенных рекордов. Но сейчас увеличение количества участников уже не является той точкой, на которую надо ориентироваться. Теперь стоит говорить не о количестве, а о качестве. Наиболее острым вопросом в этом смысле остается безопасность велосипедистов на дорогах. Власти одно время много говорили о велодорожках, обещали нам проложить их по бывшим трамвайным путям. Я буквально вчера ехал через Краснознаменную. Там сняли рельсы, насыпали грунт, но подозреваю, что не для велодорожек. Конечно, никаких серьезных обязательств, официальных заявлений не было, но эти обещания все помнят, и до сих пор ничего не сделано. Я убежден, что люди будут больше ездить на велосипедах, если будет обеспечена безопасность движения, то есть если будут созданы велодорожки. Потому что ездить по тротуарам и мешать пешеходам – не вариант. По автомобильным дорогам – просто опасно, к тому же, например, по Московскому проспекту вообще надо передвигаться в респираторе. Еще один пробел – в том, что наши девелоперы не подхватили идею создания велоинфраструктуры. Буквально единичные застройщики сделали подобие велодорожек вокруг своих домов, но массовый характер это не приобрело. Кроме того, на мой взгляд, Воронежу не хватает локальных мероприятий, которые поддерживали бы интерес и внимание к велодвижению. Например, вечерние «покатушки», какие-нибудь небольшие велосипедные экскурсии, а не массовые заезды. Но появлению таких событий поспособствовали бы велодорожки.
– Спада интереса я не заметила, наоборот, вижу, что передвигающихся по городу на велосипеде по-прежнему немало. Сама использую велосипед почти каждый день в качестве транспорта и считаю этот способ передвижения очень удобным. Парковок много установили в прошлом году, но не только от этого зависит желание кататься. Я и к столбу пристегну, если надо. То, что мероприятия, посвященные велодвижению, отменяются или переносятся, может означать только занятость наших замечательных организаторов, они каждый год одни и те же, и думаю, что можно устать делать для большого количества людей массовые мероприятия ежегодно, это тяжелый труд. Такие праздники нужны для поддержания духа велодвижения, но и в будни люди сами видят, что велосипед – это прекрасная альтернатива авто хотя бы в теплое время года. Цепная реакция перехода людей на велотранспорт все равно потихоньку идет. У меня нередко спрашивают друзья, какой велик выбрать. За последний год в городе прибавилось веломастерских. Если бы не было спроса на их услуги, этого бы не происходило. Сами учредители тоже устраивают коллективные «покатушки».
– Мое мнение скептическое – к «Велоночи» и подобным движухам я всегда относился отрицательно. Может быть, на эти мероприятия и стало меньше приезжать людей, так как народ наелся тупым катанием по городу. Зато сейчас стали собираться маленькими группами на более интересные «покатушки» за городской чертой. Велопарковок сейчас стали устанавливать меньше, не знаю, в чем причина, может быть, финансы, может быть, бюрократия, а может, арендаторы павильонов не разрешают. Причин может быть много, ведь это все делалось за свой счет, но, видимо, где-то что-то не срослось. Как и с велодорожками, которых не было и не будет, потому что автомобилисты не дадут согласия. А если где-то гром разразится, и в Воронеже сделают велодорожки, то их участь будет такая же, как и автобусных остановок, так как правила у нас никто не соблюдает. В целом, думаю, что спада велодвижения нет, велосипеды покупаются, люди стали более спортивными, и кроме велосипедных прогулок начали активнее выбираться в пешие, горные, байдарочные походы, и это здорово.