Олимпийский чемпион Алексей Немов: «В четвертом классе у меня была “двойка” по физкультуре»
Прославленный гимнаст считает своим кумиром легенду российского спорта, воронежского прыгуна в воду Дмитрия Саутина.
Леонид Шифрин, 2 апреля 2014, 22:12
Сегодня, 2 апреля, в воронежском лицее № 7 прошел открытый урок в рамках проекта «Школа чемпионов». Воронеж стал первым городом, куда четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов приехал, чтобы пообщаться со школьниками и рассказать им о том, как куются олимпийские медали.
– Мама воспитывала меня одна, – вспоминает Алексей. – Жили мы в малосемейке в Тольятти довольно скромно. Тренироваться я начал в младших классах. Когда перешел в пятый, это уже был спецкласс с ежедневными двухразовыми тренировками. Кстати, в четвертом классе у меня была «двойка» по физкультуре – зимой я не очень любил кататься на лыжах, все норовил остаться в зале и заняться своей любимой гимнастикой, а учитель однажды влепил мне «двойку» в четверти.
– Как вы приучали себя к режиму тренировок, к дисциплине в целом?
– Часто бывало так, что вообще не хотелось идти в зал, порой мама заставляла это делать. Я шел, и только теперь, спустя годы, понял, как она была права: характер не воспитать, иначе как преодолевая собственную лень. Были моменты, когда мне хотелось просто бросить гимнастику. Но, к счастью, этого не случилось.
– На Олимпиаде 2004 года в Афинах вам за упражнение на перекладине поставили не слишком высокие оценки из-за помарки при приземлении. Тогда 15 минут зрители аплодисментами выражали вам свою солидарность, не давая выйти на помост американскому гимнасту, а вы успокаивали болельщиков. В итоге судьи пересмотрели оценку, чуть повысив ее, но и этого не хватило для получения медали.
– Да, этот случай я запомнил на всю жизнь. Честно говоря, до сих пор не пойму, почему все так получилось. Гимнастика – очень субъективный вид спорта, и там всякое бывает.
– Есть ли у вас свои спортивные приметы?
– Особых нет, но когда был действующим спортсменом, в день ответственных стартов старался как можно меньше двигаться, перемещаться в пространстве, старался до самого входа на помост пребывать в состоянии покоя.
– А хобби у вас есть?
– Хобби – прыжки в воду! Дело в том, что Дмитрий Саутин, с которым я встретился здесь, в Воронеже, не только великий спортсмен, но и мой кумир. Еще будучи юным гимнастом я восхищался его прыжками, потом мы с ним познакомились и подружились. Я иногда хожу в бассейн и стараюсь там прыгать с трехметровой вышки. Вообще, для поддержания формы я каждый свой день начинаю с гимнастики, стою на руках, сажусь на шпагат. Сейчас, конечно, во мне не те 72-73 килограмма, когда я был действующим спортсменом, а килограммов на 10 побольше, но все равно физические нагрузки себе стараюсь давать каждый день.
– Не возникало ли у вас соблазна вернуться в большой спорт?
– Такие мысли возникают до сих пор, но это, увы, маловероятно.
– Сегодня вы побывали в Воронеже. Каковы впечатления от города?
– Я не был здесь с 1996 года, когда после выступления на Олимпиаде в Атланте приезжал в гости к своим друзьям по сборной – воронежским гимнастам Диме Трушу и Коле Крюкову. 18 лет я не был у вас, и, знаете, сегодня увидел огромные перемены – город похорошел. Сегодня мы общались с главой региона Алексеем Гордеевым. Вам повезло, потому что глава региона многое делает для развития спорта. Сегодня я узнал от него, что в городе будет построен зал мужской гимнастики, это здорово – у вас очень сильная гимнастическая школа, отличные тренеры, и, я думаю, Воронеж еще долго будет в числе российских городов – флагманов отечественной гимнастики.
– Изменилось ли отношение к вашему виду спорту в России за последние годы?
– Спад был на рубеже двух веков, тренеры массово уезжали за границу. Знаю, что много тренеров из Воронежа уехали туда работать. В начале 2000-х в нашей мужской гимнастике был провал, в отличие от женской. Но сейчас в нашем виде появились деньги, нет проблем со стипендиями ведущим спортсменам, с организацией сборов. Это рано или поздно должно сказаться на результатах сборной.