Охотничья сумка, письма и стол-планшет. Что покажут воронежцам в музее Бунина
В экспозиционных залах разместили интерактивные находки.
Анастасия Сарма, 21 сентября 2020, 16:26
Музей писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина, откроется в Воронеже во флигеле бывшей усадьбы Анны Германовской (проспект Революции, 3) во вторник, 22 сентября. Историки и литературоведы считают, что именно в этом доме писатель и родился. Музей Бунина вошел в структуру Воронежского областного литературного музея Никитина. Площадь нового музея невелика – 52 кв. м, – и на ней удалось разместить только два экспозиционных зала. Открытие музея приурочили к 150-летию со дня рождения писателя.
Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в музее накануне открытия и увидели, какие экспонаты представят посетителям.
Зал 1
Зал посвящен раннему детству Ивана Бунина в Воронеже (здесь он прожил до четырех лет). Музейщики дали залу название «Россия как дом». В нем воссоздали атмосферу небогатого дворянского дома последней трети XIX века. Комната обклеена обоями, в ней накрыт столик для чаепития. Экспонаты выставили в шкафах-витринах.
Плетка, сумка и склянки
Самый ценный предмет в зале – охотничья сумка Ивана Бунина, которую он увез с собой в эмиграцию. Как и его отец, писатель был заядлым охотником. В 1960-е годы сумка попала к семье Кодрянских, которые помогали Буниным в последние годы их жизни. Наталья Кодрянская впоследствии подарила несколько бунинских вещей Паустовскому. Так у него оказалась охотничья сумка писателя. Паустовский ею очень дорожил – сумка висела над его столом как святыня. В Воронеж реликвию привез воронежский историк и буниновед Владимир Бойков, которому сумку для будущего музея передала падчерица Паустовского, кинодраматург Галина Арбузова.
Еще один экспонат – муляж маленькой охотничьей плетки со свистком на рукоятке. Примерно такую родители подарили Ване Бунину в детстве.
На отдельной полке стоят баночки из-под конфет и муляжи сладостей. Жена Ивана Бунина, Вера Муромцева-Бунина, писала, что в Воронеже Ваня «моложе двух лет ходил в соседний магазин за конфеткой». Историки предполагают, что лавка с конфетами находилась как раз во флигеле, где разместился музей.
Здесь же выставили детские игрушки конца XIX века (кубики, елочные украшения из папье-маше), старинные пузырьки и склянки.
– Главный герой произведения Бунина «У истока дней» очень любил играть в коробочки, собирать баночки и склянки. Да и сам Бунин на протяжении всей жизни собирал пузырьки, – отметила директор музея Светлана Деркачева.
В этом же зале можно узнать родословную писателя, увидеть книги, на которых он вырос: «Сказку о царе Салтане» Пушкина и «Одиссею» Гомера – по ней старший брат Ивана, Юлий, учил его чтению.
– Обычно в основе музея лежит историко-биографический принцип. У нас подход другой. Во главе угла – бунинские тексты, образы его произведений. Через них мы рассказываем о его жизни, о важных событиях, которые так или иначе нашли отражение в его произведениях. Мы построили экспозицию так, что она будет интересна любому школьнику, – подчеркнула Светлана Деркачева.
Прижизненные издания
В зале также представлены ценные прижизненные издания Бунина. Среди них первый сборник рассказов писателя «На край света», вышедший в январе 1897 года в Петербурге. Его Бунин подарил своему другу, другому писателю родом из Воронежской губернии Александру Эртелю. К книге прилагается письмо Бунина к Эртелю.
Здесь же – первый поэтический сборник Бунина «Листопад» 1901 года и «Песнь о Гайавате» 1898 года в его переводе с английского, за которые он получил Пушкинскую премию Российской Академии наук.
Другая ценнейшая книга – литературный альманах «Друкарь», в котором опубликованы сочинения не только Бунина, но и Нилуса, Шаляпина, Серафимовича, Льва Толстого.
– Книга интересна тем, что здесь представлены фотографии всех авторов и их автографы. Бунин опубликован в нем свои ранние стихи и рассказ «Иудея», которым очень дорожил, – рассказала Светлана Деркачева.
У зала есть секрет: скрытый за одной из дверц экран. С него посетителям будут показывать небольшой документальный фильм, передающий атмосферу детства писателя и образы его будущих произведений. В фильме зачитывают выдержки из романа Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева», за который писателю присудили Нобелевскую премию.
Зал 2
Второй зал, посвященный последним годам жизни Бунина на родине и периоду эмиграции, условно назвали «Россия далекая и близкая». Он разбит на несколько тематических зон.
Путешествия
Отдельный уголок экспозиции посвящен странствиям Ивана Бунина по миру. Он был увлеченным путешественником и до эмиграции побывал в Италии, Турции, Египте, Палестине, на Цейлоне. Детям и взрослым будет интересен интерактивный макет карты мира с расставленными на ним маленькими фигурками – архитектурными символами пяти стран, которые посетил Иван Бунин. Буддийская ступа символизирует Цейлон, Сфинкс – Египет, Колизей – Италию, храм Святой Софии в бывшем Константинополе – Турцию, храм гроба Господня – Иерусалим, который в то время был центром Палестины.
Стоит прикоснуться, например, к буддийской ступе, как на экране появляется информация о путешествии Бунина на Цейлон в 1911 году. А надев наушники, можно послушать цейлонские аудиотексты писателя.
«Дом» Буковецкого с шахматным столиком
Отдельный уголок музейной экспозиции воспроизводит фрагмент дома друга Бунина, художника Евгения Буковецкого, в Одессе. Там чета Буниных жила после революции 1917 года, перед эмиграцией в Париж.
– Революцию 1917 года Бунин воспринял как настоящую катастрофу. Она лишила его не только надежды на будущее и благополучный исход, но и прежней, любимой родины, – заметила Светлана Деркачева.
Комната представляет собой уютное жилище, где царит достаток. Музейщики оснастили мемориальный уголок большим экраном в виде окна. Если подойти ближе, на нем появляется кинохроника революционных событий со звуками улицы, и посетитель чувствует резкий контраст между мнимым домашним благополучием и революционным потоком, который сметает все на своем пути.
– Окно – своего рода переход от России близкой к России далекой. Мы постарались показать это экспозиционно, – пояснила директор музея.
В этой зоне среди ценных экспонатов – необычный маленький столик для игры в шахматы, настенные часы с боем и маленький шкафчик. Все они – из дома Буковецкого. Музейщики предполагают, что за шахматным столиком писатель и художник играли в шахматы.
Здесь висит портрет неизвестной девушки французского художника Эдмона Аман-Жан из коллекции Буковецкого. Это оригинал. Сохранилась фотография интерьеров особняка Буковецкого, на которой видна картина.
Кресло с подлокотниками в виде львов – из коллекции Александра Эртеля.
– Очень часто на фотографиях мы видим Ивана Бунина в кресле с подлокотниками со «звериным» рисунком. Ему это нравилось. Мы посчитали, что это кресло здесь будет очень к месту, – отметила Светлана Деркачева.
Семейная Библия, машинопись, книга с автографом
Главная зона второго зала посвящена жизни Ивана Бунина в эмиграции. Эксклюзив музея – авторизованная машинопись одной из первых редакций воспоминаний Веры Николаевны Муромцевой-Буниной «Беседы с памятью». Книгу жена писателя напечатала в 1927-1928 годах. На ней остались авторские правки. В окончательную редакцию мемуаров вошли не все.
– Это раритет – не исследованная, не описанная машинопись. Мы ею очень гордимся. Она настолько ветхая и хрупкая, что мы не сможем ее экспонировать постоянно. Сотрудники литературного музея посвятят ей отдельную научную публикацию, – поделилась Светлана Деркачева.
Ранее экспонат принадлежал парижанину Франсуа-Режис Колару – одному из наследников авторских прав на сочинения Бунина. Парижанин был мужем дочери соседей Буниных Ольги Жировой, которую писатель и его жена любили как родную дочь. После смерти Ивана Бунина Вера Николаевна передала ей часть наследия писателя. В 1964 году Ольга умерла, и распорядителем бунинского наследия стал ее супруг. Передать машинопись Веры Буниной Франсуа-Режис Колара уговорил буниновед Владимир Бойков, он и привез ее в Воронеж.
Еще один уникальный предмет – семейный экземпляр Библии, принадлежавший Ивану Бунину. В ней сохранилась писательская пометка. После смерти писателя Библия вместе с охотничьей сумкой хранилась у четы Кодрянских, затем ее передали Константину Паустовскому. Его падчерица Галина Арбузова через Владимира Бойкова отдала книгу в литературный музей.
Не менее ценный экспонат, переданный Галиной Арбузовой, – издание «Господина из Сан-Франциско» 1915 года с автографом Бунина.
Кроме того, ценность представляют изданные в 1950 году «Воспоминания» Бунина и квитанция на уплату писателю гонорара за его мемуары. Книгу Бунин писал во время болезни, от которой умер в 1953-м, но успел завершить.
Большой интерес представляют книги с инскриптами (рукописными дарственными надписями) бунинского окружения во Франции. Инскрипты усиливают музейную ценность книг. Среди них – «Грасский дневник» последней любви и музы Бунина Галины Кузнецовой, который она писала на вилле Буниных в Грассе.
Письма и интерактивный стол
Находка музея – интерактивный письменный стол, который символизирует рабочее пространство Ивана Бунина. В него встроен сенсорный экран, на котором можно посмотреть и прочитать уже оцифрованные письма Бунина, оказавшиеся в фондах литмузея. С правой стороны экрана книги воспроизводятся в печатном виде, а с левой – в рукописном. Программа настроена так, что воспроизводит процесса письма автора со всеми исправлениями.
– Маленькое пространство музея не дает нам возможности представить все письма писателя. Поэтому нас спас вот такой интерактивный письменный стол. К открытию музея мы издадим аннотированный каталог эпистолярного наследия писателя, – отметила Светлана Деркачева.
На столе стоит фотография единственного сына Буниных, Коли. Мальчик умер в раннем детстве от туберкулеза. Боль утраты писатель пронес в сердце до конца жизни.
С сенсорного экрана можно прочесть, например, переписку Буниных с Олей Жировой и ее матерью Еленой. Подлинные письма хранятся в фонде литературного музея.
– Оля Жирова стала для четы Буниных отдушиной, они любили ее, были к ней душевно привязаны. Сохранилась юмористическая переписка Ивана Алексеевича с Олей. Например, она называла его Ваней, Ванечкой, а Иван Алексеевич иногда писал письма от ее имени. Одно из них начинается со слов: «Здравствуй, дядя Ваня!» – рассказала Светлана Деркачева.
Живопись Нилуса
Украсили музей и живописные полотна близкого друга Ивана Бунина, художника Петра Нилуса. Они подружились еще в Одессе. Нилус после революции тоже оказался в эмиграции в Париже и жил в одном доме с четой Буниных.
– Коллекцией картин Нилуса располагает именно Воронеж. Все они – из фонда музея Крамского. На трех картинах запечатлены уголки Парижа, в которых гулял не только Петр Нилус, но и Иван Бунин. В других музеях Бунина картин Нилуса нет, – сообщила Светлана Деркачева.
В музее Крамского хранятся 73 работы художника. По количеству картин Нилуса Воронеж обгоняет Русский музей, где их не более 10.
В том, что коллекция оказалась в Воронеже, заслуга Владимира Бойкова. В 1994 году он встретился в Париже с наследницей художника, его приемной дочерью Валентиной Голубовской. Она согласилась передать в дар воронежскому музею Крамского и будущему музею Бунина часть картин (живопись и графику), фотографии, письма, личные вещи художника.
Сейчас в музее Бунина можно увидеть курительную трубку, пепельницу, синюю вазу Петра Нилуса. Работники музея предполагают, что все они были «свидетелями» бесед писателя и художника.
Здесь же представлена фотография Бунина с его дарственной надписью жене Нилуса, Берте Соломоновне. Посетители также увидят сборник рассказов Нилуса «На берегу моря» – он был и писателем. По словам Владимира Бойкова, именно Иван Бунин стал «крестным отцом» Нилуса в литературе: увидев в нем прекрасного рассказчика, писатель поощрял его на творчество, а в сборник «На берегу моря» даже вносил правки.
Двор для уличных мероприятий
Позади музея благоустроили уютный дворик, где создадут экспозиционное выставочное пространство. К открытию музея здесь заработает выставка «Поэтический сад Бунина». На площадке организуют фотозону и информационные стенды. В дальнейшем тут планируют проводить литературные встречи.
Посетить музей Бунина можно только по предварительной записи по телефонам: (473) 255 09 63, 255 09 68. В день открытия вход по приглашениям.
Контекст
Музеи Бунина уже давно существуют в Ельце Липецкой области, в Орле, в Ефремове Тульской области и бывшем имении Буниных – Озерках (сейчас – Липецкая область). Вопрос о создании музея в Воронеже, на родине писателя, общественность поднимала с 1970-х годов. Владимир Бойков предполагает, что музей не открывали из-за отрицательного отношения местных властей к писателю (Бунин не принимал советскую власть, свое отношение к ней он отразил в книге «Окаянные дни»). Этим же, по мнению буниноведа, объясняется то, что в Воронеже мемориальная доска долго висела не на том доме, где он родился, а на соседнем.
В 1990-е литмузей выкупил часть вещей, принадлежавших художнику Евгению Буковецкому, у его наследника и племянника Георгия Алексеева. Они стали основой «уголка Буковецкого» в нынешнем музее Бунина.В 2001 году воронежская интеллигенция написала открытое письмо на имя тогдашнего губернатора Владимира Кулакова, попросив помощи в создании музея Бунина. Однако реакции властей не последовало.
В 2015 году в литературном музее прошла выставка «След мой в мире есть...», посвященная 145-летию Ивана Бунина. Именно тогда воронежцы впервые увидели архивные документы, фотографии, книги и личные вещи писателя из 15 фондов российских музеев.
Самые ценные экспонаты в распоряжении музейщиков оказались благодаря Владимиру Бойкову. Они и стали основой музея Бунина. Пополнению фондов будущего музея посодействовал и режиссер, актер и кинодраматург Андрей Смирнов, который передал в литмузей подлинные письма жены Бунина, писателей-эмигрантов Владимира Смоленского и Леонида Зурова и фотографии виллы Буниных в Грассе, сделанных режиссером Александром Сокуровым.
В 2015-м же Алексей Гордеев – на тот момент глава Воронежской области – назвал создание музея Бунина в Воронеже важным проектом.