Один ГОСТ – разное качество. Эксперты выбрали лучшую «Докторскую» колбасу в Воронеже

Победили местные и столичные производители, но высший балл не набрал никто.

Виктория Лушина, 15 марта 2019, 20:00

Андрей Архипов (из архива)

Смотр колбасных изделий прошел в Воронеже к Всемирному дню защиты прав потребителей, который отмечают в пятницу, 15 марта. Члены комиссии «вслепую» выбирали лучшую «Докторскую» колбасу из 18 образцов. В обсуждении участвовали специалисты-технологи, представители различных мясокомбинатов, сотрудники регионального управления ветеринарии и департамента аграрной политики Воронежской области.

Корреспондент РИА «Воронеж» разобралась, как покупателю выбрать качественную колбасу и с какими проблемами сталкиваются производители.

«Слепые» пробы

Цель смотра – помочь покупателям ориентироваться в многообразии продуктов. Организаторы берут колбасу, которая лежит на витринах в крупных торговых сетях Воронежа. Как объяснил член Общественной палаты региона, директор общественного движения «Качество нашей жизни» Николай Дегтярев, каждому образцу присвоили порядковый номер, а затем предложили попробовать членам комиссии.

– Эксперты не знают, что это за производитель, и оценивают только органолептические показатели. Потом считают средний балл и объявляют, какая колбаса заняла первое, второе и третье места. Только после этого мы называем производителей и выдаем дипломы. В комиссию входят специалисты из Воронежской технологической академии (ВГУИТ. – Прим. РИА «Воронеж»), Воронежского государственного аграрного университета, Россельхознадзора, госстандарта. Участвуют также сотрудники заводов-производителей и представители общественных организаций. Ошибка может быть, если оценивают один-два человека, а здесь это исключено, – заявил Николай Дегтярев.

Фото – Виктория Лушина

Специалисты оценивали внешний вид колбасы, цвет на разрезе, запах, вкус, сочность и консистенцию. По каждому параметру выставляли баллы от одного до девяти, а затем считали среднюю оценку.

Перед «слепым» смотром провели и потребительскую дегустацию. Посетителям раздали жетоны и предложили попробовать колбасу семи мясокомбинатов из Воронежской области. Покупателям раздали 250 жетонов, которые надо было вручить лучшему производителю. По словам Николая Дегтярева, здесь голоса разделились почти поровну. После этого дали слово специалистам.

Оценка экспертов

Волонтеры разносили членам комиссии пластиковые тарелки с ровными кубиками «Докторской». Чтобы вкус не притупился, колбасу запивали чаем.

Специалисты обсуждали мельчайшие оттенки вкуса. Так, про второй образец заявили, что он «отдает кислинкой». В третьем оказалось меньше ароматизаторов и красителей, но вкус был «далек от идеала». В пятом члены комиссии нашли включения и пустоты, которые объяснялись неравномерно перемешанным фаршем. Про шестой специалисты сказали, что эта колбаса больше похожа на «Нежную», чем на «Докторскую». Эксперты похвалили восьмой образец, заявив, что там даже чувствуется «вкус мяса». Члены комиссии «вслепую» смогли отличить, какая колбаса была в натуральной оболочке, а какая в упаковке.

Во время обсуждения не обошлось без споров.

– Но ведь красота и качество разные вещи! Они могут совпадать, если у тебя оборудование за 200 млн рублей. А когда человек пытается наладить небольшое производство, это другой вопрос. Поры в колбасе не вредят здоровью человека, – заявил индивидуальный предприниматель Виктор Бабаев из Острогожска.

– Да, но ведь мы сегодня дегустируем образцы, сделанные по ГОСТу. Если производитель заявляет об этом, нужно соответствовать. А получается, что ГОСТ один, а качество колбас разное, – ответила доктор технических наук, профессор, преподаватель ВГУИТ Людмила Антипова.

Как выбирать колбасу

Николай Дегтярев объяснил корреспонденту РИА «Воронеж», как выбрать колбасу, не имея специальных познаний:

– Производители могут использовать не то мясо, которое указано на этикетке. По ГОСТу «Докторская» должна быть из говядины и свинины. А там может быть и мясо птицы, и какие-то заменители, всевозможные «улучшители» вкуса, крахмал – все, что угодно. Состав часто не соответствует тому, что написано на упаковке. Покупателям нужно обращать внимание на внешний вид. В первую очередь, на цвет. Для каждого вида колбасы свои показатели, но если говорить о «Докторской», то она должна быть розовой, ни в коем случае не землистого цвета. Хорошо, когда на витрине можно увидеть колбасу в разрезе. Смотрите, чтобы не было всяких щелей, пустот, пор, черных точек. Обязательно обращайте внимание на этикетку – она должна быть читаемой, там должна быть полная и ясная информация. Нам недавно прислали образец колбасы из Старого Оскола, на этикетке были темные буквы на темном фоне. Мы не смогли разобрать состав даже под лупой. Я считаю, что это неуважение к покупателям.

Директор движения «Качество нашей жизни» напомнил, что нужно смотреть и на дату изготовления. По ГОСТу, «Докторская» колбаса хранится не больше 15 дней. Но по закону заводы-производители могут выставлять любые сроки хранения, поэтому на упаковке можно встретить и 60-90 дней. Таких изделий лучше избегать. У других охлажденных видов колбасы также небольшой срок хранения – обычно несколько суток.

Фосфаты в колбасе

Пока комиссия подсчитывала баллы, представители мясокомбинатов рассказали, какие проблемы у них возникают.

– Во всей «Докторской» колбасе, которую мы сегодня рассматривали, я почувствовала одну и ту же пищевую добавку. В основном мы все работаем на одном сырье – из Белгородской области. Свинина и говядина нам поступает оттуда. У нас были случаи, что отправляли образцы на экспертизу, в них находили завышенные фосфаты. Но откуда они появляются? Значит, мясное сырье уже поступает с завышенным содержанием фосфатов. Может быть, это связано с кормом для животных. Поэтому очень трудно наладить производство и вывести качество продукции на нужный уровень, – пояснила директор по качеству «Сомовомясопродукт» Ольга Бабкина.

– Я работаю сам на себя, поэтому могу делать продукцию того качества, которое считаю нужным. Но обычно технолог зависит от директора, ему ставят задачу, какую сделать колбасу и по какой цене. Но кто ставит эти рамки директору предприятия? Розничные сети. Поэтому мы можем долго говорить о качестве колбасы, но пока идет соревнование, кто сделает релевантную колбасу, которая будет подходить по ГОСТу. На входе в сеть нам ставят цену в 200 рублей, а производственные затраты у меня 120 рублей. Вы где-нибудь видели колбасу за 80 рублей? – возмутился предприниматель Владимир Бабаев.

При этом специалисты заявили, что за последние десять лет качество колбасы стало лучше. Замруководителя департамента аграрной политики региона Алексей Попов отметил, что это производство стало «одной из визитных карточек Воронежской области».

Результаты

По итогам смотра высший балл не получил ни один образец. Члены комиссии отметили, что было два-три лучших образца и пара образцов неудовлетворительного качества, остальные разместились в «среднем сегменте».

Победителями стали:

Мясокомбинат «Павловская слобода», марка «Велком» из Московской области. Цена за 1 кг в розницу – 612,5 рубля. Борисоглебский мясокомбинат из Воронежской области. Цена за 1 кг в розницу – 390 рублей. Компания «Масловские колбасы» из Воронежской области. Цена за 1 кг в розницу – 421,2 рубля. ИП Лапенков, марка «Сомовомясопродукт» из Воронежской области. Цена за 1 кг в розницу – 271 рубль. Сагуновский мясокомбинат из Воронежской области. Цена за 1 кг в розницу – 418 рублей. 
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.