Обзор РИА «Воронеж»: самые яркие театральные события Платоновфеста
14 спектаклей, запомнившихся воронежцам.
Олеся Шпилева, 11 февраля 2015, 20:50
Дирекция Платоновского фестиваля, который пройдет в Воронеже с 3 по 14 июня, объявит театральную программу пятого форума искусств в четверг, 12 февраля. Накануне корреспонденты РИА «Воронеж» вспомнили самые яркие театральные события Платоновского за четыре года его существования.
Буря (2011)
Калигула (2011)
Четырехчасовой философский разговор с ведущими артистами «Театра Наций» вызвал в Воронеже настоящий ажиотаж. Публика шла на звездный состав спектакля – роль Калигулы исполнял Евгений Миронов, его жены – Мария Миронова. Тяжелый спектакль по произведению Альбера Камю о самом сумасбродном и жестоком римском императоре никого не оставил равнодушным – одни называли постановку «вампирской» и отнявшей все силы, другие – гениальной.
Неподвижные пассажиры (2011)
Одним из самых необычных спектаклей первого Платоновфеста стала постановка Филиппа Жанти «Неподвижные пассажиры». Спектакль представлял собой смесь вокала, танца, пантомимы, работы с марионетками, цирка, клоунады. Выводя на сцену героев, выполнявших обыденные действия, Жанти привлекал внимание зрителей к абсурдности всех барьеров, возведенных людьми друг между другом – бесчисленных документов, денег.
Миранда (2012)
Еще одну постановку по шекспировской «Буре» на второй Платоновфест привез знаменитый театральный режиссер Оскарас Коршуновас. В его интерпретации «Буря» стала социальной драмой о борьбе за власть, сопротивлении личности. Сам Коршуновас отмечал, что его «Миранда», действие которой происходит на необитаемом острове, отсылает к множеству островов, на которые ссылали «неудобных» людей, в том числе, во времена СССР.
GO! (2012)
Моноспектакль «GO!» («Иди!») россиянки Полины Борисовой, живущей и работающей во Франции, погрузил зрителей в мир воспоминаний пожилой женщины. Без слов, при помощи обычных предметов и клейкой ленты трогательная старушка рассказывала историю своей жизни. Спектакль балансировал на границе драматического и предметного театра.
Жизнь и судьба (2012)
Один из самых знаменитых российских театральных режиссеров Лев Додин привез на второй Платоновский постановку по книге Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Трагический роман о холокосте на сцене не превратился в описание ужасов репрессий и войны, а предстал как история человека, попавшего в мясорубку государства, которое пытается задавить в человеке человека. Спектакль получил спорные отзывы из-за того, что Додин поставил знак равенства между Сталиным и Гитлером.
«Сталинградская битва» и «Осень моей весны» (2012)
Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе привез на Платоновфест два спектакля, в обоих из которых сам знаменитый грузинский мастер выступил сценаристом, режиссером, художником, дизайнером костюмов и кукол. В «Сталинградской битве» Габриадзе уравнял трагические судьбы погибших генералов, лошадей и муравьев. А в «Осени моей весны» рассказал трогательную историю об опасном путешествии беззаботной птички Бори, сдобрив постановку грузинскими народными песнями и экзотическими танцами, которые исполняли крошечные марионетки.
Педагогическая поэма (2013)
Самым громким скандалом за всю историю Платоновского фестиваля стал спектакль эстонского театра Nо99 «Педагогическая поэма» по мотивам произведений Станиславского и Макаренко. Постановка стала для воронежцев настоящим тестом на готовность воспринимать современное искусство – в спектакле присутствовали сцены эротического характера. Самым недовольным оказался один зритель, начавший громко поливать актеров грязью прямо во время действия. В зале разгорелся скандал: одни просили критика уйти, другие, поддерживая его, стали выходить из зала. Страсти не смолкали и после спектакля – абсолютно противоположные отзывы появлялись в соцсетях, а тот самый громкий критик даже попытался сорвать пресс-конференцию артистов.
Записные книжки (2013)
Московская Студия театрального искусства под руководством известного режиссера Сергея Женовача показала на третьем Платоновском спектакль «Записные книжки», составленный из заметок, анекдотов и даже отдельных предложений, найденных в записных книжках Антона Чехова. Ключом к записным книжкам писателя стало то, что артисты произносили эти фразы во время застолья, благодаря чему несвязанность одного высказывания с другим казалась абсолютно естественной. Артисты СТИ сразили воронежцев тем, что в антракте вместе со зрителями вышли в фойе, где устроили танцы, хороводы и игру в «ручеек», не выходя из своих образов.
Животные и дети занимают улицы (2013)
Спектакль-мультфильм, спектакль-комикс, спектакль-мюзикл – самой мультижанровой на третьем Платоновфесте оказалась работа «Животные и дети занимают улицы» британской компании «1927». Детский спектакль для взрослых рассказывал о жизни трущоб, самого дна, отсылая одновременно к пьесам Бертольда Брехта, романам Чарльза Диккенса, фильмам Тима Бертона, песням Тома Уэйтса и мультфильмам Сильвена Шомэ.
Майская ночь (2014)
Во время спектакля московского Театра кукол «Майская ночь» по мотивам произведений Гоголя артисты обдавали зрителей брызгами воды и давали им понюхать свежеиспеченные пирожки. Спектакль был создан для слабовидящих и незрячих людей, поэтому обонятельные, осязательные и звуковые эффекты в нем были едва ли не важнее пластики и мимики. Всем зрителям в зале раздали черные повязки, которые можно было надеть и «посмотреть» спектакль, сосредоточившись на звуках и запахах, или снять и увидеть, как достигаются эти эффекты. На четвертом Платоновфесте постановку посетили воспитанники воронежских интернатов для слабовидящих детей.
Вспоминая утраченное (2014)
Танцевальный спектакль английской театральной компании Gecko был одним из самых технически сложных на последнем Платоновском фестивале. Артисты использовали разноцветные экраны и сложную световую систему, чтобы показать воспоминания женщины разных лет, мастерски изображали «перемотку». Персонажи говорили друг с другом на английском, немецком, французском и польском языках, но зрителю все было понятно: мимика и пластика артистов не требовали перевода.
Полночный баланс (2014)
Специально для четвертого Платоновфеста труппа театра Антона Адасинского DEREVO создала представление «Полночный баланс», которое было показано всего один раз на пляже в парке «Алые паруса» во время проведения фестивальной ночи. Действие «Баланса» проходило на трех уровнях: песке, кромке воды и акватории воронежского водохранилища. Бессловесный хореографический спектакль стал одним из самых массовых театральных событий Платоновского – воронежцы смотрели его как минимум с трех разных точек парка.