Обзор РИА «Воронеж». Что сказали о городе иностранные эксперты по озеленению
Участники конференции «Зеленая инфраструктура» прогулялись по центру города.
Олеся Шпилева, 3 сентября 2018, 16:02
Круглый стол об озеленении Воронежа состоялся в областном Доме журналистов во вторник, 28 августа. В мероприятии, организованном РИА «Воронеж» при поддержке областного департамента экологии и природных ресурсов, приняли участие консультант Ассоциации арбористов Великобритании Яго Кин, член европейской ассоциации питомников Маурицио Лаппони (Италия), директор по вопросам окружающей среды и озеленения мэрии Болоньи Роберто Диолаити (Италия) и председатель Ассоциации арбористов Великобритании Кит Сейкр.
Специалисты приехали в город на международную научно-практическую конференцию «Зеленая инфраструктура городов: современное состояние и перспективы развития» и восьмой фестиваль садов и цветов «Город-сад» и поделились своим мнением об озеленении Воронежа.
Мало видов деревьев
Кит Сейкр:
– Я в Воронеже уже во второй раз и успел рассмотреть зеленые насаждения внутри города. Здесь представлено не очень большое разнообразие деревьев. Каштан, липа, ясень, может быть, еще несколько пород, но все равно немного. Это встречается не только в Воронеже, я видел это во многих городах Европы и Америки. Такое ограниченное число видов деревьев делает экологическую ситуацию уязвимой. Если происходят климатические изменения, появляются вредители или возникают болезни, может одновременно погибнуть большое количество деревьев. Когда представлено большее разнообразие, есть вероятность, что больше из них выживет. Поэтому, на мой взгляд, главный вопрос, который необходимо решить с озеленением Воронежа, это увеличение разнообразия.
Яго Кин:
– Когда в городе есть всего два-три вида деревьев, это может обернуться катастрофой. В случае болезней, вредителей и климатических изменений могут исчезнуть целые улицы. Но я с радостью могу отметить, что департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области уже думает над этой проблемой. Несколько лет назад мы проводили исследование и выявили 170 видов деревьев, которые могут приспособиться к воронежскому климату. Очень смелый шаг для правительства – пробовать решать проблему таким образом. Я восхищен тем, что департаменту удалось пройти первую фазу, мы можем видеть результаты в Кольцовском сквере, где высажены первые образцы необычных для города пород.
Пыль и больные деревья
Роберто Диолаити:
– У нас есть исследования о том, какие именно сорта деревьев наиболее эффективны в борьбе с мелкой пылью. Прогуливаясь по улицам Воронежа, мы обратили внимание на то, что деревья посажены очень близко друг к другу. Возможно, когда они были маленькими, это расстояние было нормальным, но сейчас его для них явно недостаточно, поэтому много деревьев больны или находятся не в лучшей форме. Такие больные деревья, на мой взгляд, необходимо заменить на новые. Причем на такие, которые будут решать вопросы не только тени и декоративности, но и пыли. Потому что для улучшения жизни в городах нашими единственными союзниками являются деревья. Мы прекрасно понимаем, что озеленение города – это не дешевая история, требующая больших вложений, но она себя оправдывает.
Кит Сейкр:
– Стоит отметить, что больные деревья нужно убирать не везде. Все зависит от места. В городском саду или на оживленной улице сухое дерево, пожалуй, стоит удалить. А на менее облагороженных территориях – в природном парке или на загородных участках – лучше оставить погибающее дерево, чтобы оно закончило свою жизнь естественным образом. Не стоит лишний раз вторгаться в живую природу.
Белая побелка – устаревший метод
Кит Сейкр:
– На самом деле это не первое место, где я вижу деревья с побеленной нижней частью. Хотелось бы услышать мнение местных специалистов, зачем они это делают, но, насколько я знаю, такой подход в других странах использовался с целью защиты коры дерева от высоких температур, особенно молодых деревьев. Я встречал такие деревья в Германии и Хорватии. Но в действительности я не знаю, может ли такая покраска защищать от высоких температур здесь, в Воронеже.
Яго Кин:
– Пока кто-нибудь не докажет мне, что это научно, я не поверю, что это научно. Вы можете провести собственный эксперимент. Выйдете на улицу и посмотрите на окрашенное дерево и на неокрашенное и сравните их, живы ли они оба или с одним из них что-то не так? Используйте глаза. В конце концов, попробуйте посадить десять деревьев и покрасить их и посадить другие десять и не красить их и посмотрите, что получится. Открою секрет – разницы не будет. Кроме того, очень раздражает, когда эта побелка нанесена на деревья на разной высоте.
Уборка опавших листьев
Яго Кин:
– Все должно быть сбалансированно. Конечно, когда на газоне в городском сквере лежит опавшая листва, ее стоит убрать. Однако не стоит выбрасывать ее. Листву можно сдвинуть в сторону кустов, чтобы она питала почву.
Запрет ходить по газонам
Яго Кин:
– Российские законы в этом смысле строже, чем в Великобритании. У нас в парках тоже высажен газон, но на нем можно делать все что угодно: лежать, ходить, есть, загорать, заниматься спортом. При условии, что ты не вредишь природе и не мусоришь. Но я уверен, что, если воронежцы начнут лежать на газонах, никто им ничего не сделает. Просто будьте аккуратнее и бережнее относитесь к траве.
Озеленение Воронежа полностью в руках госструктур
Кит Сейкр:
– В Великобритании 60% территорий облагораживают частные компании, 40% – муниципальные организации. Бывает сложно решить, каким образом поделить между ними эту работу. В нашем случае правительство, можно сказать, вдохновляет местные сообщества на то, чтобы развивать зеленую инфраструктуру. В последние пять-шесть лет в Великобритании практикуется так называемая «американская система»: мы рассчитываем, какой процент территории облагораживается в целях общественного пользования, а какой находится в частном владении, и отталкиваемся от этого. Для бизнеса участие в озеленении городской среды выгодно: во-первых, так компании заявляют о себе, во-вторых, создают новые рабочие места. Роль государства, на мой взгляд, должна сводиться к созданию правовой базы, разработке определенной политики по созданию зеленой инфраструктуры, долгосрочному планированию. Правительство может разработать план по развитию конкретной территории, а воплощать эти идеи может либо местное население, либо частные компании.
Роберто Диолаити:
– В Италии все вопросы озеленения находятся под руководством мэрий. Но, как правило, у мэрий (особенно небольших городов) нет технических возможностей и персонала для работ по озеленению. Поэтому они привлекают частные компании. Я считаю такую практику наиболее правильной формой управления городским озеленением. Сегодня в Италии этот вопрос становится все более сложным, потому что с каждым годом администрациям все труднее находить финансы, квалифицированных специалистов и технические средства. Эта ситуация приводит к тому, что муниципалии не могут полностью брать на себя руководство этой темой, поэтому так или иначе приходят к симбиозу: привлекают частные структуры, подрядные организации и в том числе и самих граждан. Все это уже достигло такого уровня, что участие граждан становится естественным. Люди делают это не под давлением администрации, а с собственным большим желанием. Хотя если бы они этого не делали, проблем возникало бы еще больше, администрации своими силами не справлялись бы. Но в то же время это дает людям ощущение участия в жизни города: ухаживая за кусочком зелени, они начинают относиться к нему, как к своему, заботятся о нем. Совсем другое дело, когда кто-то делает всю работу за тебя.
Выставочные сады фестиваля «Город-сад» не всегда внедряются в городскую среду
Роберто Диолаити:
– Многое из того, что представлено на фестивалях, делают молодые современные дизайнеры, воплощая свои порой безумные идеи, и внедрить такие объекты в государственный сектор, занимающийся озеленением, проблематично. А вот в частном секторе руки у людей развязаны, там все зависит от желания и средств, поэтому там они могут воплощать что угодно. Хотя, конечно, было бы здорово, если бы однажды это все нашло отражение и в общественных пространствах.
Маурицио Лаппони:
– Фестиваль интересен в первую очередь тем, что участники могут самовыразиться, разгуляться, как им хочется. Это в первую очередь вдохновляет владельцев частных домов, собственных территорий, которые более свободны, и они могут применять эти идеи, как хотят. И это тоже немаловажно. Реклама озеленения, внедрения любых зеленых решений очень важна в любой форме. Наверняка многие люди, гуляющие на этих фестивалях и видящие эти идеи, куда-нибудь потом внедрят их. Однозначно экспонаты не остаются только экспонатами, где-то они находят свое применение, хотя, конечно, хотелось бы большего.
Кит Сейкр:
– Не могу сказать о выставочных садах в Воронеже, потому что я их еще не видел. Но в Великобритании аналогичные фестивали садового искусства служат выставками ландшафтных дизайнеров, их самых смелых экстравагантных идей. Да, они не представляют конкретных практических решений, но они являются вдохновением, источником новых идей для развития зеленой инфраструктуры.
Яго Кин:
– Я считаю выставочные сады естественным стимулятором. Они стимулируют мысли, дизайнерские идеи, образование, СМИ, играют большую роль в просвещении населения. На выставке многие люди довольны экспонатами, фотографируются возле них, другим же не нравится. И в этом смысле выставочные сады развивают у людей собственный вкус. И, кстати, в прошлом году в конкурсной программе был сад «Дети-космонавты», который после фестиваля был перенесен на территорию детского хосписа, так что экспонаты не всегда остаются только экспонатами.