Обзор РИА «Воронеж»: 5 платоновских постановок одноименного фестиваля

С какими произведениями Андрея Платонова работают современные театры.

Софья Успенская, 21 мая 2015, 15:47

.pict_speaker{ float: left; background: #fff; width: 100px; height: 100px; padding: 3px; margin:2px 8px 3px 0; border: 1px solid #eee; -moz-border-radius:50%; -webkit-border-radius:50%; -khtml-border-radius:50%; -o-border-radius:50%; -ms-border-radius:50%; -icab-border-radius:50%; border-radius: 50%; -webkit-box-shadow: 0px 1px 1px 1px #bbb; -moz-box-shadow: 0px 1px 1px 1px #bbb; box-shadow: 0px 1px 1px 1px #bbb; } .pict_speaker img{ display: block; width: 100%; border: 0; margin: 0; -moz-border-radius:50%; -webkit-border-radius:50%; -khtml-border-radius:50%; -o-border-radius:50%; -ms-border-radius:50%; -icab-border-radius:50%; border-radius: 50%; }

В специальной «платоновской» программе Платоновского фестиваля в 2015 году – пять спектаклей театров из разных стран, поставленных по текстам нашего земляка. Некоторые из этих произведений входят в школьную программу, но оценить их по достоинству в юном возрасте удается немногим. Мы собрали тексты, вдохновившие участников фестивальной программы, и предлагаем вам вернуться к ним. За какие произведения Андрея Платонова берутся современные режиссеры и какие темы в них ищут, разбиралась кандидат филологических наук, литературовед Надежда Власова.

рукопись «Котлована»
Фото – platonov-ap.ru

ПЛАТОНОВ. ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

Школа-студия МХАТ, мастерская Виктора Рыжакова (Москва)

«Платонов. Встреча первая» сложно назвать спектаклем в привычном смысле – работа состоит из разных, достаточно самостоятельных отрывков. Их объединяет художественное слово Андрея Платонова: в спектакле использованы тексты произведений «Песчаная учительница», «Сухой хлеб», «Река Потудань», «Течение времени», «Девушка Роза», «На заре туманной юности», «Счастливая Москва», «Возвращение», «Джан», «Взыскание павших», «Альтеркэ», «Дар жизни», «Ещё мама», «Разноцветная бабочка» и «Третий сын».

– Произведения, вдохновившие режиссера на создание спектакля «Платонов. Встреча первая», были написаны в 1930-1940-е годы. Все эти разноплановые произведения связаны, в первую очередь, общностью тем и мотивов. Это мотив сиротства и образ ребенка; сюжет возвращения; тема семьи и родства всех со всеми; образ женщины – любимой, матери; тема молчания – молчания добра и самопожертвования. А еще темой слова – негромкого слова тех немногих, кто понимает и сопереживает, кто озвучивает «молчаливое» добро, 
Надежда Власова

литературовед.

Рассказы Платонова можно прочесть здесь.

КОРОВА

АРТиШОК (Казахстан)

Режиссер – Анна Зиновьева

Спектакль «Корова» по одному из самых проникновенных рассказов Андрея Платонова поставила молодой режиссер Анна Зиновьева. Она развивает частную историю мальчика Васи до общечеловеческого масштаба: «Моя бабушка – “корова”, моя мама – тоже. Это все про поколение, выросшее при Советском Союзе. Может быть, люди были не настолько широко образованными, как нынешние, зато они были настоящие, добрые, теплые. Сейчас таких мало».

–Рассказ «Корова» был написан в 1938 году и при жизни писателя так и не был опубликован. Рецензенты упрекали Платонова в общей печальной интонации рассказа, но главные обвинения звучали в адрес того маленького сочинения о корове, который пишет мальчик Вася и где корова описывается как одушевленное существо и самая большая труженица. Так о чем же этот «недетский детский» рассказ и почему он такой грустный? А он о том, что все мы, люди и животные, – одна большая семья. Персонажи рассказа связаны узами родства: корова и теленок – это мать и сын, они еще и члены семейства, состоящего из мальчика Васи и его родителей. Беду, случившуюся с одним, переживают все. Когда корова гибнет под колесами поезда, в семейную трагедию оказывается втянут и машинист. Выясняется, что Вася похож на сына машиниста, и мальчика тем самым как бы усыновляют. А железная дорога, проходящая мимо Васиного дома, связывает одинокий переезд со всем остальным миром. Чужое оказывается своим, а далекое – неожиданно близким,
Надежда Власова

литературовед.

Читать рассказ «Корова».

АФРОДИТА

Театр «Сфера» (Москва)

Режиссер – Юлия Беляева

В спектакле «Афродита» совмещены разные по сюжету рассказы Платонова «Фро» и «Афродита», объединенные темой всепоглощающей любви, надежды и веры, спасающей человека от уныния и пустоты. Неслучайно платоноведы находят большую связь между этими двумя произведениями.

–Рассказ «Афродита» был написан в конце 1943 года. Несколькими месяцами ранее Платонов побывал в освобожденном (25 января 1943) от фашистских захватчиков Воронеже и был потрясен видом разрушенного города до глубины души. Главному герою рассказа «Афродита», Назару Фомину, Платонов отдал многое из своей воронежской биографии. Образ полковника Фомина – это отражение сокровенных представлений писателя о моральном облике советского офицера, и совершенно не случайно в мирном прошлом офицер этот был великим тружеником. Жизнь Назара Фомина – это череда взлетов и падений, препятствий и их преодолений, и война – одно из испытаний, которое уготовано герою судьбой. Любовь к Афродите (так Назар называет жену Наталью Владимировну) ведет его через все жизненные трудности, но любовь эта – тоже подвиг, потому что Афродита оставила Фомина и о ее судьбе полковнику ничего не известно. Рассказ «Афродита» и лиричен, и трагичен одновременно, ведь если в Назаре Фомине и его фронтовых товарищах угаснет любовь к их Афродитам, чем же будут согреваться их души в нелегкой работе войны?
Надежда Власова

литературовед.

Читать рассказ «Афродита»

ПУСТОДУШИЕ

«Театр равных» (Воронеж) 

Режиссер-постановщик – Вадим Кривошеев

«Пустодушие» – второй спектакль «Театра равных». Он поставлен по рассказам Андрея Платонова «Юшка», «Фро», «Пустодушие» и рассказывает о жизни в нелёгкие годы советского государства, а также о вечных душевных переживаниях.

– Рассказ «Юшка» (впервые опубликован в 1966 году) – это история кроткого человека, вбиравшего в себя чужую злобу, чтобы не дать ей разойтись по миру. И взрослые, и дети дразнят Юшку за безответность, за непохожесть на окружающих. А один человек, у которого нет даже имени, в рассказе он назван «прохожим», - Юшку убивает. Однако нельзя убить посеянное однажды зерно добра. В городе появляется девушка, сирота, о которой Юшка всю жизнь заботился. Так из зерна добра возрос сад доброты: «дочь Юшки», как ее называют окружающие, стала прекрасным врачом, 
Надежда Власова

литературовед.

Читать рассказ «Юшка» 

–А вот в рассказе «Пустодушие» мы видим мир, захлебнувшийся злобой: Воронеж сожжен фашистами и обезлюдел. На окраине города, посреди руин повествователь (капитан В.К. Теслин) видит мать и ребенка, единственных, кому удалось уцелеть. Ребенок сравнивается со слабой ветвью, растущей в скале над бушующим морем: «ее рвет ветер и смывают штормовые волны, но ветвь должна противостоять гибели и одновременно разрушать камень своими живыми, еще неокрепшими корнями…». Выживет ли эта ветвь, станет ли деревом, зависит от взрослых, таких, как капитан Теслин, сражающихся с пустодушием, 
Надежда Власова

литературовед.

Читать рассказ «Пустодушие» 

ФРО

Рижский русский театр имени М. Чехова (Латвия)       Инсценировщик и режиссер – Руслан Кудашов

Первой работой Руслана Кудашова стал спектакль по рассказу Андрея Платонова «Река Потудань», с тех пор он не раз обращался к творчеству этого автора. Спектакль «Фро» – редкий в сегодняшнем театре сплав чудесного текста Платонова, бережной инсценировки и режиссуры, выразительной актерской игры, пластики, превосходного музыкального, художественного и светового оформления.

Рассказ «Фро», опубликованный в 1936 году, – одно из самых известных произведений Платонова. Это рассказ о любви в разных ее проявлениях. Любви к далекому, как у Федора, мужа Фро. Любви к близкому, земной, всепоглощающей, как у главной героини. Рассказ о поиске себя. Фро, чей образ восходит к «Душечке» Чехова, растворяется в муже и после его отъезда теряет интерес к жизни. Финал рассказа дает надежду на то, что героиня обретет смысл жизни в материнстве. «Фро» – это ироничное повествование о жизни человека 1930-х годах, слушающего массовые песни, посещающего клуб, читающего газеты и журналы, находящегося в плену языковых штампов эпохи… И мучительно ищущего гармонию между общественным и личным. Платонов общественное и личное разделил между двумя персонажами – Федором и Фро. Тот факт, что два любящих человека оказались принадлежащими двум разным мирам и вряд ли когда-нибудь встретятся, добавляет трагическую ноту в общее звучание рассказа,
Надежда Власова

литературовед.

Читать рассказ «Фро». 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.