«Объединяющая народы». Воронежские студенты приняли участие в исторической игре в честь Дня России

Мероприятие прошло в областном молодежном центре

Сергей Свиридов, 12 июня, 12:00

Михаил Кирьянов

Студенты Воронежского государственного университета и Российского государственного университета правосудия во вторник, 11 июня, приняли участие во Всероссийской исторической игре «Объединяющая народы». Мероприятие состоялось в областном Доме молодежи и было проведено силами регионального штаба «Волонтеров Победы». За тем, как пять команд прошли испытания на семи станциях, наблюдали корреспонденты РИА «Воронеж».

Правила

Предложенный формат исторического квеста появился в арсенале «Волонтеров Победы» в 2016 году. Участники выполняют задания, связанные одной сюжетной линией. Считается, что так интереснее и проще запоминать факты из истории страны. Ко Дню России разработали тематический квест, посвященный искусству и нематериальному культурному наследию народов России. По сюжету игры ребята должны были стать журналистами и собрать материалы для красивого иллюстрированного журнала. Их они получали за успешное выполнение заданий на каждой из станций. На старте участникам напомнили, что Россию населяет более 190 народов со своими обычаями и традициями, но все их объединяет любовь и уважение к общей Родине.

– Это всероссийская игра. Нам пришли методические материалы от федерального штаба «Волонтеров Победы» с предложением провести такую игру у нас. Задания уже готовы, нам остается только все организовать и найти людей, которые все это проведут, – рассказала нам куратор проекта Ольга Команова. – Игра проходит накануне Дня России и посвящена множеству народов нашей великой страны. Ребята смогут узнать что-то новое, вспомнить подзабытое старое и продемонстрировать свои творческие способности.

Станция «Музыка»

Расположенная недалеко от стартовой позиции станция «Музыка» была одной из самых сложных. Здесь участникам нужно было не только решить довольно сложный ребус, но и выработать невербальные механизмы взаимодействия друг с другом. То есть доносить информацию, не используя речь. Один из участников становился «композитором», а остальным раздавали набор нот, которые с помощью жестов в тишине нужно было правильно расставить на нотном стане. Еще один участник становился «слушателем» и уходил в сторону. Каждая правильно расположенная нота означала какую-то букву, и, если все было сделано без ошибок, «слушателю» сравнительно несложно было узнать, что известный сборник народных песен, составленный в 1770 году Михаилом Дмитриевичем Чулковым, назывался «Собрание разных песен». Количество баллов определялось тем, сколько подсказок потребовалось команде.

Станция «Художественная роспись»

Здесь ребятам напомнили, как выглядят самые известные образцы народной росписи – Гжелевская, Хохломская, Жостовская и Городецкая. Но предметом игры стали менее известные направления, о которых рассказали подробнее.

Так, Борецкая роспись, или Старый Борок – один из самых древних видов росписи Русского Севера. Первые сведения о селе, где зародилось ремесло, известны с XV века. Отличие Старого Борока от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трехъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоев. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелеными крыльями. А на больших композициях центральное место занимает дерево в тех же тонах.

Мезенская, или палащельская, роспись – это промысел, зародившийся во второй половине XIX века. Название происходит от деревни Палащелье в Архангельской области, которая расположена на правом берегу реки Мезень. Этой росписью мастера украшают деревянную домашнюю утварь. Отличительной чертой являются сюжетные сцены охоты или поединка. Традиционно используются две краски: красная, добытая из глины, и черная – из сажи. Изображения коней, оленей, птиц и рыб сочетаются с геометрическими и растительными орнаментами. Также в росписи часто встречаются повторяющиеся элементы – штрихи, завитки и волнистые линии.

Пучужская роспись появилась среди северных народов в селе Пучуга, расположенном на реке Двине в Архангельской области. Основные цвета – красный, желтый, оранжевый с зелеными штрихами и черной обводкой. Особенность пучужской росписи в том, что предметы заполняются узорами. На изделиях художники любят изображать растительность и жанровые сцены, например, свадебные выезды или чаепития. Также популярен образ птицы.

Ракульская роспись по дереву получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины.

Расписная посуда встречается с преобладанием зеленого или красного оттенков. Огромную роль в росписи всегда играл золотой цвет, который зачастую используется как основной. Среди основных особенностей – изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и черный контур.

Правилами предполагалось, что команда выбирает из своего состава одного участника – «искусствоведа». Он отходит в сторону и ждет. Остальные же должны на белых бумажных тарелках воспроизвести перечисленные виды росписи. «Искусствовед» определяет, к какому виду можно отнести работы друзей. Баллы начисляются за каждый правильный ответ.

– Узнал о мероприятии в университете, ради интереса решил прийти, – поделился с нами студент РГУП Илья Шатилин. – Достаточно весело, мне все понравилось. Больше всего понравилась станция росписи. Люблю рисовать, и у меня сегодня немного получилось. К сожалению, не так много знаю об истории сегодняшнего праздника. Для меня это просто патриотическая дата, когда лишний раз можно приобщиться к культуре своей страны.

Станция «Игры»

На этой станции ребятам сначала рассказывали о том, что народная игра всегда была способом сохранения и передачи традиций. В ней отражались образ жизни, быт, труд, обычаи. Так, подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества, но и воспитывали такие черты характера, как смелость, терпение, наблюдательность. Это помогало выживать в суровых климатических условиях. А в Кабарде и в Балкарии есть красивый обычай – отмечать день рождения сына-первенца состязаниями в национальных видах спорта – борьбе, лазании по канату, джигитовке. В русских же народных традициях мальчишки и девчонки собирались вечером, водили хороводы, исполняли песни, играли в горелки, салки и лапту. Зимой же катались с гор, играли в снежки.

На практике же ребятам предложили поиграть в бирюльки. Это старинная русская игра, предполагающая доставание крючком мелких предметов, сложенных горочкой на столе. Задача – доставая предмет, не сдвинуть и даже не пошевелить соседние. Если не получилось – ход переходит следующему игроку. Баллы начислялись по количеству предметов, которые смогли достать участники за ограниченное 7 минутами время.

Станция «Праздники»

Здесь сначала тоже предполагался небольшой исторический ликбез. Студенты узнали, что каждый национальный праздник – это уникальная квинтэссенция культурных и исторических традиций, которые формировались столетиями. Например, Новый год в Якутии означает новую жизнь, которая пробуждается в здешних краях лишь в июне. Поэтому якутский Новый год отмечается именно в начале лета. А заодно – и всеобщий день рождения, поскольку по неписаным местным законам тот, кто пережил суровую зиму, имеет право прибавить себе еще один год.

Январский карельский праздник «По земле Сампо» – это гонки на собачьих упряжках, где можно не только наблюдать за соревнованиями, но и фотографироваться, и гладить четвероногих спортсменов. Большое значение имеет слаженность работы наездника, каюра, и его пушистой команды.

Наадан-Сурхарбан – своеобразные Олимпийские игры по-бурятски. Изначально обряды праздника были связаны с приходом лета и пробуждением природы, но со временем это трансформировалось в состязание по силе и ловкости, во время которого местные правители проводили отбор людей в свои отряды. Каждое племя выставляло своих лучших воинов и стрелков. Сурхарбан в переводе с бурятского означает «стрельба в сур», то есть в кожаный мешок. Другие элементы соревнований – национальная бурятская борьба и конные скачки. А еще на празднике, как правило, можно побывать в настоящей юрте, попробовать национальные блюда, оценить красоту народных костюмов, песен и танцев.

На себе ребята ощутили атмосферу удмуртского национального праздника Гербер. Это своего рода подведение итогов весенне-полевых работ, чествование передовиков и просто отдых перед напряженной летней страдной порой. Он так и переводится с национального языка: геры – плуг, бер – после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. У земледельца появлялась небольшая передышка. Определенного дня празднования не было. Кто-то приурочивал его к окончанию пахоты, кто-то – к выходу на сенокос. Каждая семья приносила свои выпечку и приготовленные угощения. Где-то накрывали общий стол, а где расходились по своим столам, но угощая всех. Девушки надевали свои самые красивые наряды, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение и присматривая себе невест. После сытной трапезы веселились, играли, плясали, водили хороводы, пели до самого вечера. Задание квеста состояло в том, чтобы выучить несколько основных движений народного удмуртского танца и точно их воспроизвести. Баллов можно было лишиться за допущенные ошибки и за то, что кто-то из команды заскромничает и не захочет участвовать в этом испытании.

– Мне очень нравится эта историческая игра. Мы с ребятами узнали много нового о разных народах нашей большой страны. Поиграли, повеселились и отлично провели время, -призналась студентка РГУП Карина Полященко. – Наша команда очень хорошо потанцевала, было все очень энергично, задорненько. Так что станция «Праздники» мне понравилась больше всего. Танцами не занимаюсь, но было интересно. Сегодня захотелось больше узнать о традициях народов нашей страны. Завтрашний праздник очень важен, поскольку посвящен нашей стране. Нужно помнить о ее единстве. Считаю, что здорово его проводить с родными и близкими людьми.

Станция «Народные костюмы»

Здесь участникам квеста тоже сначала рассказали о характерных деталях некоторых национальных костюмов народов России. В нарядах русского народа сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходили для будней. Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. По ней можно было узнать, из какой губернии тот или иной человек. Обычно при помощи вышивки старались украсить рукава и подол. Отчасти ту же функцию выполнял и головной убор, в первую очередь – женский.

Чеченцы в прошлых веках активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготавливались из овечьей кожи и шерсти. Женщины носили платья в пол, расклешенные к низу. Мужской национальный костюм состоит из папахи, полукафтана-бешмета и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие.

Мордовский костюм – настоящее произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи. Мужской национальный костюм состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче. Для изготовления женского народного костюма используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.

Жители северных регионов подбирают для себя теплую и удобную одежду. Национальные костюмы этих народов России отлично приспособлены для обогрева тела при низких температурах, а также обеспечивают подвижность. На Чукотке мужчины носят двойные штаны на меху, такие же чулки, рубаху и сапоги. Женская одежда – из такого же материала, но отличается покроем.

Поскольку большинство татар придерживается ислама, они считают, что после смерти душа человека покидает тело через отверстия и дыры, в том числе и на одежде. Стараясь сохранить жизнь магическим оберегом, люди создавали различные орнаменты на краях и вырезах предметов гардероба.

Задание же на этой станции заключалось в том, чтобы придумать оригинальный дизайн русского национального женского головного убора – кокошника, до сих пор популярного по определенным случаям. Тут, в общем-то, каждый старался в меру своей фантазии, и упустить баллы в основном конкурсе было сложно. Но можно было получить дополнительные. Для этого в социальной сети «ВКонтакте» нужно было разместить свое фото в «авторском» кокошнике с хештегами #объединяющаянароды и #волонтерыпобеды.

Станция «Кухня»

На этой «остановке» ребятам рассказывали об интересных особенностях национальной кухни народов России. Знали ли вы, например, что сибиряки тесто для пельменей замешивали не на воде, а на чае, чтобы замороженные пельмени дольше хранились и оставались сочными. Их часто брали с собой в дорогу, чтобы быстро сварить на костре или прямо в самоваре. Для начинки обычно смешивали несколько видов мяса.

На Русском Севере главным блюдом служила рыба, особенно треска. Считалось, что ее можно есть каждый день и она никогда не приедается.

Дальневосточная кухня славилась изобилием морепродуктов. На побережье Тихого океана в пищу шли многочисленные сорта рыбы и икры, крабы, кальмары. Рецепты блюд первые русские переселенцы заимствовали у коренных дальневосточных народов. Они научились готовить вяленую рыбу ситми, жарить на костре мясо изюбрей, солить на зиму съедобные побеги папоротника.

Урал – многонациональный регион, поэтому здесь смешались кулинарные традиции разных народов. Русские научились готовить тюркский бешбармак – блюдо из тушеного мяса и кусочков теста. В него, по примеру башкир, иногда клали баранину, а иногда – говядину и картофель, как было принято у казахов.

Кухня Поволжья отличается изобилием блюд, в состав которых входят ягоды и овощи. Из среднерусских кулинарных традиций в этом регионе сохранились многочисленные виды щей и каш, блюда из отварной или запеченной речной рыбы.

Основой кухни Юга России стали кулинарные традиции Кубани. На плодородных землях в изобилии росли злаки, картофель, овощи и фрукты, которых почти не было в других регионах. Поэтому на кубанском столе всегда было много овощных блюд. Из тыквы варили кашу, из капустных листьев и мясной начинки готовили голубцы. Если в среднерусский борщ всегда клали много свеклы, а иногда добавляли свекольный сок, чтобы блюдо было насыщенного красного цвета, то на Кубани могли обходиться вовсе без нее. Там «правильный» борщ был ярко-оранжевым, цвет ему придавали помидоры и сладкий перец.

Задание на этой площадке состояло в том, чтобы правильно распределить предложенные карточки с ингредиентами между тремя блюдами – блинами, борщом и пельменями. Но мало разложить карточки по правильным стопкам. Потом их надо еще и забросить в соответствующую коробку с расстояния в пару метров. Точность приносили существенные 16 баллов, так что знатоки кулинарии здесь легко могли компенсировать просчеты на других площадках.

Станция «Народные приметы»

Наконец, последняя станция (условно, каждая команда проходила их в разном порядке) была посвящена народным приметам. Приметы – это вера в знаки, которые предсказывают будущее. Одни возникли из постоянных наблюдений за природой, а другие – из мистических представлений о мире. В основе мифических примет лежит суеверие, у них нет рационального объяснения. Но некоторые приметы объясняются законами природы или нормами поведения в обществе. Они рассказывали о хозяйстве, отношениях в семье. Например, примета «Рассыпать соль – к ссоре» известна очень давно. Соль раньше стоила не в пример дороже, чем сейчас, поэтому неаккуратное с ней обращение действительно могло стать причиной конфликта.

Природные приметы помогали определить, когда сеять и собирать урожай, какая ждет погода в ближайшее время. Например, «если ласточка летает низко – быть дождю». Объяснение довольно простое: когда «пахнет дождем», то есть высокая влажность, -крылышки у мошек тяжелеют и тянут к земле, вслед за кормом снижают высоту полета и ласточки. Или же «Дрова не разгораются и дымят – к оттепели». Дело в том, что поленья впитывают влагу из воздуха и, отсырев, разгораются дольше. Крестьяне связывали природные явления и календарные даты, замечали, в какой день шел дождь, когда были роса, иней и туман, и делали долгосрочный прогноз. Благодаря этому появился календарь земледельца. Задание на станции состояло в том, чтобы по картинкам определить ту или иную примету и рассказать, в чем ее суть.

Итоги

Когда члены жюри внимательно подсчитали баллы, набранные всеми командами, оказалось, что призовые места забрали три команды из одного вуза – «Аррива», «Культурный клуб» и «Вершители правосудия» из Российского государственного университета права.

– Сегодня и волонтеры, и участники мероприятия – по сути, ровесники. И те, и другие – студенты, – добавила Ольга Команова. – В этом нет специальной задумки. Но так часто у нас выходит, что активисты и участники проектов оказываются одного возраста.

Ольга добавила, что 12 июня мы отмечаем своего рода «единство в многообразии», свойственное нашему народу. Это еще один повод показать, насколько мы любим свою Родину.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.