Образ в деталях. В Воронеже выставили уникальную копию бюста царицы Нефертити
Реплику памятника можно рассмотреть вблизи до 18 июня.
Анастасия Сарма, 18 мая 2017, 08:41
Экспозиция «Образ Нефертити» открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского (проспект Революции, 18) в среду, 17 мая.
В центре экспозиции – уникальная музейная копия скульптурного бюста древнеегипетской царицы в высоком синем парике. Российский художник Эдуард Агапов выполнил реплику на основе трехмерного сканирования оригинала из музея в Берлине. Файл распечатали на 3D-принтере на одном из оборонных предприятий России.
– Мы переживали по поводу того, как будет материализован виртуальный файл. Нам помогли военные технологии. Первая форма бюста – тончайшая полимерная масса. Потом с этой первой напечатанной матрицы сделали отливку из гипса, – рассказал куратор выставки, российский египтолог, президент московской Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктор Солкин.
Бюст Нефертити в Воронеже можно рассмотреть с разных ракурсов. Постамент с копией памятника специально отодвинули от стены, чтобы можно было увидеть не только профиль царицы, но и ее затылок.
– Мы с детства помним этот точеный образ, но увидеть все тонкие грани объема и формы можно только обойдя вокруг. В отличие от Берлина, здесь экспозиция камерная. Посмотреть на бюст Нефертити, рассмотреть декор ее ожерелья можно буквально с расстояния 15 см. Воронежцы могут увидеть образ царицы в деталях, чего не сделаешь в берлинском музее. Когда вы читаете древнеегипетские тексты, между вами и текстом стоит переводчик. А когда вы смотрите на произведение искусства, между вами и художником, кроме музейного стекла, нет барьера. Это уникальная возможность полюбоваться памятником, представить его в объеме, потому что никакая фотография удивительного изящества этого памятника не передает, – подчеркнул Виктор Солкин.
Московской публике копию бюста Нефертити представили в конце декабря 2016 года. Реплика экспонируется в отделе Востока библиотеки имени Волошина. Копия памятника не должна была покидать библиотеку, но авторы проекта сделали исключение для воронежского музея Крамского. Изначально планировалось, что выставка в Воронеже проработает до 10 июня, но непосредственно перед открытием организаторы решили продлить ее до 18 июня.
Эдуард Агапов изготовил копию бюста бесплатно. Факсимильная копия оценивается в 500 тыс. рублей. Оригинал, хранящийся в Берлине, не имеет стоимости: страховая стоимость бюста засекречена.
– Но известно, что это даже не десятки миллионов евро, – отметил Виктор Солкин.
Художнику потребовалось четыре месяца, чтобы воспроизвести фактуру памятника, цветовую палитру и следы времени. Процесс работы над копией бюста был сложным: выяснилось, что в цифровом файле от фонда Прусского культурного наследия есть искажения – так называемые «слепые места». По мнению египтолога, это сделали намерено. Но скульптор Эдуард Агапов справился с задачей.
– Ему удалось воссоздать не только факсимильную копию, но и фактуру росписи. Например, в процессе росписи была учтена египетская толщина пигмента. Художник взял натуральные пигменты, тертое синее стекло, которое, как в оригинале, добавлено в цвет парика, а также элементы вощения. При этом он использовал такие современные материалы, как акрил. Эдуард ставил перед собой задачу – не воспроизвести технологии, а воспроизвести образ совершенства, – отметил Виктор Солкин.
По словам кураторов выставки, хранители оригинала Нефертити в Берлине признали копию Эдуарда Агапова лучшей из известных копий бюста Нефертити. Хранители пообещали в случае визита российского скульптора в Германию специально для него приподнять бронированное стекло, под которым находится памятник XIV века до н.э., чтобы дать скульптору возможность рассмотреть бюст в деталях.
– Я – всего лишь «переводчик». Насколько точен мой перевод, судить зрителям, – отметил на открытии выставки «Образ Нефертити» в Воронеже скульптор Эдуард Агапов.
Как рассказала воронежский реставратор, замдиректора музея Крамского Ольга Рябчикова, несмотря на то, что экспонируемый бюст Нефертити – копия, в контексте этой выставки это не имеет значения.
– Мировая культура изобилует примерами, когда памятники-копии переходят из разряда повторного памятника в разряд самостоятельного произведения искусства, имеющего мировое художественное значение, – отметила Ольга Рябчикова.
Контекст
Германский археолог Людвиг Борхардт сделал великое открытие скульптурного портрета Нефертити в высоком синем парике на руинах одной из столиц Древнего Египта – города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) 6 декабря 1912 года. Скульптурный портрет нашли в мастерской древнего скульптора, официального придворного мастера Тутмоса. Бюст Нефертити чудом сохранился – упал в песок лицом.
После находки германское руководство решило любой ценой вывезти памятник из Египта. После нелегального вывоза памятника многие немецкие археологи навсегда потеряли право работать в Египте.
В годы Второй мировой войны бюст царицы признали одним из самых ценных памятников собрания Фонда прусского культурного наследия. По личному приказу фюрера обложенную минами скульптуру спрятали в соляных приисках Меркер под Бременом – там же покоились и другие произведения искусства. Шедевр едва не погиб, его чудом разминировали американские солдаты. Сегодня памятник находится в специальном зале Нового музея Берлина, стены которого никогда не покидает.
У бюста много технологических секретов. Лицо Нефертити покрыто тонким слоем воска, а ее огромный парик украшен тертым синим стеклом, который дает ощущение гуляющей искры.