Обложки из газет и музыка из «Титаника». Чем запомнилась школа известным воронежцам
Монологи представителей культуры, спорта, власти и общественности.
Александр Ежов, 2 сентября 2019, 17:41
В 2019 году школы Воронежской области празднуют День знаний в понедельник, 2 сентября. Журналист РИА «Воронеж» попросил известных в регионе взрослых поделиться самыми яркими воспоминаниями о поре, когда они были учениками.
Татьяна Зражевская, чемпионка России по боксу:
– С первого по третий класс мне ставили одни двойки за поведение! Я была не очень общительной, зато подвижной. Бегала с мальчишками – моими друзьями. Родителей часто вызывали в школу, чтобы отчитать. Когда я училась во втором классе, к нам пришел тренер в кимоно – красивый! Он набирал детей в секцию кикбоксинга. Я начала у него заниматься вместе с ребятами-одноклассниками, но потом они ушли, а я осталась. Дальше все закрутилось: класса с восьмого начались разъезды на соревнования, и в школе я стала бывать все меньше. А тем более в старших классах, когда вошла в сборную России. Но помню, как было радостно вернуться – учиться эти одну-две недели. А потом снова на сборы. Хочу пожелать родителям, которые повели своих детей в школу первый раз, терпения. Детство – это детство, надо позволять шалить.
Александр Лукинов, руководитель фестиваля «Джазовая провинция»:
– Помню получение учебников и их оборачивание в бумагу. Если повезло, обложки были цветные с названием предметов, если нет – в ход шли газеты. И, конечно, главное – сам учебник. После того как получал его, заглядывал внутрь и понимал, что скоро прикоснусь к этим знаниям.
Запомнилось, как в четвертом классе первый раз попал на урок немецкого языка. И первые оценки по нему – две двойки и единица. Но уже через полгода я стал лучшим по немецкому в классе, а через год – в школе. Все дело в просмотре фильма, где речь шла о том, что каждый должен знать иностранный язык, а то вдруг придут враги – надо понимать, о чем они говорят. В том фильме были разведчики. В общем, сильное произвел впечатление.
В 1980-х годах появились кружки горнистов и барабанщиков, мне было лет 11-12. Друг был горнистом, я – барабанщиком. Мы выиграли школьный музыкальный конкурс, а потом и районный. Нас пригласили возглавить районный смотр – эдакий парад. Представьте, как это было круто: мы шли впереди, а на нас все смотрели, и девчонки в том числе!
Нынешние дети живут по своим законам, многие в юном возрасте уже понимают, какие у них перспективы. Так что первоклассникам я желаю любознательности. Вместе с усидчивостью она поможет познавать науки, которые пригодятся им в дальнейшем.
Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области:
– Школа у меня была обычная, среднестатистическая. В первый класс я пошел без волнений, потому что был подготовленным – с пяти лет ходил в музыкалку – и структуру образовательного процесса понимал. Дома родители снимали на камеру сборы: как наряжался в костюм, как мама давала цветы. Но все яркие воспоминания связаны со старшими классами. Последние два года я учился в гуманитарном классе, и он принимал активное участие в самодеятельности.
Хотя есть одно воспоминание и из средней школы. Тогда вышел «Титаник» Джеймса Кэмерона, а я умел играть на фортепиано. И вот все просили сыграть мелодию из фильма. Я садился за инструмент, а меня человек 20 обступали и слушали.
В этом году я повел дочь в первый класс и хочу обратиться к детям: ничего не бойтесь. Учиться круто, и надо максимально долго это делать, используя все возможности. Воспринимайте учебу не как обязаловку, а как яркую часть жизни. Родителям хочу сказать: верьте в своих детей и принимайте их.
Галина Сысоева, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, завкафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, руководитель фольклорного ансамбля «Воля»:
– Я пошла в первый класс в Богучаре 60 лет назад. Тогда писали перьевыми ручками, которые окунали в чернильницу, и требовалась исключительная аккуратность, чтобы не поставить кляксу. Но это воспитывало внимательность, уважение к красоте. На переменах все школьники с учителями играли в русские народные игры: «Гуси-гуси», «Бояре, а мы к вам пришли», «Колечко, выйди на крылечко», «Испорченный телефон». Иногда в коридоре на перемене учителя разучивали и пели с нами русские народные песни.
Я училась легко, участвовала во многих кружках, а в старших классах сама руководила школьной самодеятельностью, ездила на конкурсы, смотры, фестивали. Когда мы на 50-летие выпуска пришли в старое здание школы, я попросила сторожа: «Умоляю, откройте актовый зал, всю жизнь снится, как я выступаю». Сторож покачал головой: «Теперь там мастерские». И актовый зал перестал мне сниться!
Сейчас тоже с волнением ожидаю 1 Сентября. У меня, может, самая маленькая кафедра в Воронеже (18 студентов), но зато успешная. Летом мои студентки Алина Сагадарова и Антонина Сергеева с молодым преподавателем Светланой Филонович получили гранты под проекты кафедры на 2 млн рублей. Кроме того, у нас есть интересные приглашения для ансамбля «Воля». Так что работа в этом учебном году предстоит интересная.
Анна Логунова, руководитель благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «ДоброСвет»:
– Я пошла в первый класс в 1980 году в школу №68. На следующий год нас перевели в 86-ю школу, которая достраивалась (теперь это 3-й лицей). У меня был портфель со львенком Бонифацием, а учительница – Елена Никифоровна. Мы были ее последним классном, она взяла нас за год до выхода на пенсию. Перейдя в другую школу, мы к ней продолжали ходить в гости. А она к нам на выпускной в 11-м классе пришла – всех помнила.
Училась я хорошо, только с физикой отношения не задались – были двойки за контрольные и пятерки за доклады. В аттестате кое-как дотянули до четверки. Зато отношения с учителями физики были прекрасные. Я гуманитарий. Первое образование у меня филологическое, я долго проработала учителем русского языка и литературы.
Хочу заострить внимание современных детей на том, что надо самостоятельно изучать правила поведения, учиться заводить друзей и грамотно мыслить финансово. В школе нам рассказывают, как решать логарифмы и математические задачи, но не учат жить в современном обществе. В этом плане школа отстает от современности.
Ольга Рудева, краевед:
– Помню свое первое 1 Сентября. Школа №11, нас, малышей, поставили напротив 10-классников. Какими великанами они казались! Речи выступающих, музыка – все было, но ничего из этого не запомнилось. А вот счастливая первоклашка на плече у дяди-десятиклассника стоит перед глазами.
Потом помню конец августа – это была подготовка к учебному году. Учебники требовалось оборачивать бумагой, чтобы они дольше служили. У меня для этого была миллиметровка. В детстве стопочка чистых тетрадей вызывала восторг и желание поскорее включиться в эту новую интересную жизнь.
Первого сентября жизнь маленького человека меняется сильно, появляется много обязанностей. Не все дети легко проходят этот этап, хорошо, если родители понимают, что нужно помогать и хвалить, а не заставлять. Берегите детей!
Аркадий Пономарев, член комитета Госдумы по аграрным вопросам:
– С младших классов я увлекался книгами о морских экспедициях Джеймса Кука и других путешественников. Мечтал бороздить моря и совершать открытия, расспрашивал старших, как поступить в мореходное училище. Мечте этой не суждено было сбыться, впрочем, на судьбу я не жалуюсь. С благодарностью вспоминаю своих педагогов-тружеников. Их нравственный подвиг выражен Александром Македонским: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Сегодняшним школьникам желаю вырасти самодостаточными людьми, для этого необходимо смелее открывать дверь в мир знаний.
Ольга Рябчикова, директор Воронежского областного художественного музея имени Крамского:
– В первый класс я пошла в школу №11 в Воронеже. Тогда мы и познакомились с учительницей – это сейчас все заранее знают, кто будет вести, а раньше это было сюрпризом. Мы сдружились, и после начальных классов с ребятами ходили к ней в гости.
Запомнилась редколлегия газеты, в которую я входила. В младших классах это была классная газета, в старших – общешкольная. Я отвечала за иллюстрации, пока не поступила в художественное училище после восьмого класса. Помню, у нас в школе праздновали день птиц, и мне приходилось всем ребятам, попавшим на страницы газеты, дорисовывать шапочки в форме птичьих голов.
Современным школьникам желаю интереса к учебе – из него произрастут интересы на всю жизнь.
Татьяна Сапрыкина, член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, региональный координатор партийных проектов «Здоровое будущее»:
– Я пошла в первый класс в воронежскую школу №19 с радостью, с ожиданием чего-то необычного. Мой отец был военным, получил назначение для прохождения службы в город Мерзебург – в той части страны, что раньше принадлежала к Германской демократической республике. Там прошли мои школьные годы в старших классах, вплоть до выпускного. Они были насыщены событиями. Хочу пожелать сегодняшним школьникам и учителям, чтобы процесс учебы приносил радость.