О законе и милости. Как защита воронежского бизнесмена Ельшина боролась за отмену приговора
Облсуд утвердил 12 лет колонии за убийство у IL Tokyo.
Оксана Грибкова , 20 октября 2016, 22:25
Воронежский облсуд рассмотрел жалобу 32-летнего Эдуарда Ельшина и его защиты на приговор за убийство у кафе IL Tokyo в четверг, 20 октября. Областной суд утвердил в наказание Ельшину 12 лет колонии строгого режима.
Адвокаты бизнесмена Максим Баев и Людмила Суворова до последнего боролись за версию о необходимой обороне, за отмену строгого приговора. Гособвинитель Виктор Настаушев и представитель потерпевших Юлия Кириченко просили оставить без изменения приговор за убийство. Ксения Кривошеева, бывшая жена погибшего Дмитрия и мама его ребенка, поддержала их, отметив, что не верит в раскаяние Эдуарда. Сам бизнесмен через видеоконференцсвязь из СИЗО попросил прощения у родных Дмитрия Кривошеева, у своих родителей, а у суда – милости.
Журналист РИА «Воронеж» наблюдала за выступлениями участников громкого процесса в зале суда.
«Из обычного дела в неординарные»
В начале заседания судья Андрей Новосельцев напомнил обстоятельства дела, по результатам рассмотрения которого Центральный райсуд признал Эдуарда Ельшина виновным в убийстве, и назначил ему в наказание 12 лет колонии строгого режима. Согласно приговору, 15 ноября 2014 года в кафе IL Tokyo между Эдуардом Ельшиным и Дмитрием Кривошеевым произошла ссора. Она спровоцировала появление «личных неприязненных отношений», из-за которых у Ельшина возник умысел на убийство. Вооружившись ножом, Ельшин стал ждать на улице Кривошеева. Когда тот вышел из кафе, Ельшин нанес ему не меньше шести ударов ножом. Отягчающим обстоятельством суд признал алкогольное опьянение Эдуарда Ельшина, смягчающим – его явку с повинной.
Адвокат Максим Баев приготовил для апелляции длинную речь, в которой назвал приговор «ущербным», сославшись на процессуальные нарушения при его вынесении. Кроме того, Баев напомнил версию о необходимой обороне Эдуарда Ельшина, с которой защита выступала и в первой инстанции.
Адвокат Максим Баев
Фото – Роман Демьяненко– Дело, казавшееся сначала вполне ординарным, таковым не оказалось. На мой взгляд, оно вызвало нестандартный, необычный не только общественный, но и социальный, профессиональный ажиотаж. Я убежден, что многие действия на следствии и в суде были вызваны не профессиональной и процессуальной необходимостью, а именно ситуацией, сложившейся вокруг дела, – предварил свое выступление Максим Баев. – Я убежден, что каждый имеет право на законность и справедливость. То, что происходило вокруг этого дела – и поэтому был вынесен такой приговор, – нельзя назвать справедливым, законным, обоснованным. Я не буду просить о снисхождении, гуманности, я буду просить о соблюдении закона.
В своей речи Максим Баев остановился на процессуальных нарушениях, допущенных судом. По мнению защиты, суд не дал оценку показаниям 15 свидетелей. Часть представленных доказательств была исследована, но не принята. По мнению Баева, подсудимый не раз признавал вину, но суд «дал себе право высказать свое видение» и указал в приговоре непризнание вины. Отдельно Максим Баев остановился на нарушениях при проведении экспертиз, противоречиях в их результатах, отказах суда в их повторном проведении.
Адвокат Людмила Суворова
Фото – Роман Демьяненко– Не доказано, что Эдуард Ельшин распивал спиртное перед случившимися событиями. Не выяснен мотив убийства. Что должны были сделать Кривошеев и его друг Виктор Ключников, чтобы вполне благополучный человек, бизнесмен Эдуард Ельшин, схватился за нож и лишил человека жизни? – задал риторический вопрос Баев. – В любой ситуации есть два потерпевших: тот, кто пострадал, и кому придется расплачиваться за поступок. Ельшин сам больше всех уже себя наказал.
«Крест до конца дней»
В зале суда Максим Баев снова озвучил версию о необходимой обороне, которую поддержал Эдуард Ельшин. Осужденный описал, как трагические события вечера 15 ноября 2014 года выглядят с его стороны.
По словам Ельшина, выйдя на улицу после конфликта в IL Tokyo, он съездил домой за деньгами и стал ждать друзей у входа. Бизнесмен уверяет, что к тому времени и думать забыл о ссоре с Дмитрием и Виктором.
Гособвинитель Виктор Настаушев и представитель потерпевших Юлия Кириченко
Фото – Роман Демьяненко– Когда Кривошеев и Ключников вышли на улицу, последний стал оскорблять меня, [они] издевались, насмехались. И тут же Кривошеев пошел на меня, сделал на меня замах головой, освободил руки, поставив пакет. Мне стыдно, но я действительно испугался. Меня начало трясти, все происходило быстро и неожиданно. В этом состоянии я не смог найти адекватное решение из ситуации. Сам не понял, как достал нож. Сделал не со зла, а из-за испуга, растерянности, волнения, – пояснил Эдуард Ельшин.
Отец бизнесмена Виктор Ельшин
Фото – Роман ДемьяненкоВ сложившейся ситуации были «виноваты оба», считает бизнесмен.
– Я же не сумасшедший, чтобы в центре города под камерой доставать нож и убивать человека, – объяснил бизнесмен.
Осужденному непонятно, почему он получил такое строгое наказание. Ельшину трудно поверить, что СМИ и обсуждения в интернете повлияли на приговор суда. Эмоции Ельшина было трудно увидеть на экране, на котором шла трансляция из СИЗО, но его голос иногда сильно дрожал. Он часто делал паузы, стараясь справиться с волнением.
– После страшного события я стал каждый день молиться, просить прощения у Бога. Недавно прочитал в Писании сочетание слов «суд, истина, милость». Я прошу вас, будьте милостивы, не губите меня. Дайте доказать, что я не потерянный человек и могу принести пользу людям. Это мой крест до конца моих дней, – обратился Ельшин к судебной коллегии.
«Ложь, а не раскаяние»
Эдуард Ельшин попросил прощения у родных Дмитрия Кривошеева, у своих родителей. Бизнесмен снова предложил помощь сыну Дмитрия Кривошеева – заплатить деньги, отдать свою квартиру.
Ксения Кривошеева
Фото – Роман Демьяненко– В раскаяние Эдуарда Ельшина я не верю, – заявила в своем выступлении Ксения Кривошеева. – Он впервые попросил прощения только во время прений сторон. Все его раскаяние и просьбы о прощении – чистая ложь в надежде смягчить себе наказание, уменьшить срок. Считаю приговор справедливым и обоснованным, прошу оставить его без изменения.
Гособвинитель Виктор Настаушев
Фото – Роман ДемьяненкоБывшую жену Дмитрия Кривошеева полностью поддержали гособвинитель Виктор Настаушев и представитель потерпевших Юлия Кириченко. Оба участника процесса коротко ответили на критику защиты Эдуарда Ельшина и попросили суд утвердить приговор.
После прений и последнего слова Эдуарда Ельшина апелляционная коллегия удалилась в совещательную комнату. Тройка судей решала судьбу Эдуарда Ельшина почти час. Председательствующий огласил решение по жалобе. Несмотря на доводы защиты, судьи оставили жалобу без удовлетворения, приговор – без изменения.
Приговор Эдуарду Ельшину вступил в законную силу почти через два года после громкого убийства.