Новая жемчужина под Воронежем. Как обустроили видовое место одного из лучших моногородов России
«Перламутровому озеру» в Павловске оставили привычное для жителей название
Светлана Тарасова, 3 декабря 2021, 19:00
Павловск Воронежской области уже в третий раз вошел в топ-10 успешных моногородов России. Составители рейтинга назвали его одним из ведущих исторических, экономических и культурных центров, «у которых нужно учиться».
Журналисты РИА «Воронеж» побывали в этом городе, чтобы посмотреть на результаты самого грандиозного преображения в нем за последние несколько лет – Тамбовского озера. Возможно, именно оно помогло районному центру получить такую внушительную репутацию. Любопытство подогревалось множеством слухов вокруг его сооружения: сколько вложено денег в проект благоустройства, какие были сложности с воплощением, как шла тяжба с подрядчиком.
Экскурсию провел мэр Павловска Вячеслав Щербаков. Почему глава города доволен результатом на 60%, что говорят о новом месте отдыха местные жители и какие впечатления от озера у приезжих – в материале РИА «Воронеж».
Озеро надежды
Официальное открытие объекта в Павловске было намечено на 9 октября. Но ковид спутал планы – мероприятие отменили.
Проект «Перламутровое озеро» – оно же Тамбовское – победил во Всероссийском конкурсе проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах с численностью населения от 20 тыс. до 50 тыс. человек. Его начали реализовывать в августе 2020 года. Стоимость контракта составила 84 млн рублей. Подрядчику предстояло превратить территорию озера в зону отдыха с единым архитектурным ансамблем с учетом ландшафта и потребностей жителей. Водоем планировали сделать частью туристического маршрута «Петровская верфь». Предполагалось обустроить окрестную территорию площадью около 2,4 га.
Куда дели 45 миллионов?
Здесь пахнет свежестью. И это, по словам мэра Павловска, – главное здешнее достижение.
– Мусора отсюда вывезли примерно 20 тысяч кубометров. Представляете, сколько это? Два пятиэтажных дома! На полтора метра весь здешний слой был загажен. Какими-то плитами, унитазами, прочим хламом. Этот «культурный слой» копился веками. Когда мы копнули экскаватором и увидели всю эту «красоту» – решили подчистую вывезти все на полигон. А сюда привезли новый грунт, – рассказал Вячеслав Щербаков, с чего начиналось строительство.
Озеро расположено в низине. Треть всех стоков из центра Павловска устремлялось сюда. За столетия своей истории оно переживало всякое: то высыхало, то наполнялось водой. В лучшие времена в нем ловили рыбу, купались, а зимой катались на коньках. Но, взятое в кольцо огородов, камышей и мусора, постепенно «слабело», заболачивалось, превращаясь в зловонную лужу, рассадник мошкары и комаров. Когда решался вопрос, что с ним делать, вариантов было два: либо осушать вовсе, либо чистить. Выбрали второе.
– Каким бы красивым ни было место, если вокруг плохо пахнет, приходить сюда не захочется, – заметил Щербаков. – Мы эту проблему решили. До благоустройства тут были не самые приятные ароматы.
По словам градоначальника, это было самое затратное мероприятие всего проекта, потребовавшее 60% всех ресурсов.
– И этого не видно! Люди приезжают и спрашивают: а куда вы дели 45 миллионов?.. Каждому ведь не объяснишь, что все эти системы очистки, дренажа так и устраивались, чтобы их не было видно. Здесь все сделано «по уму» – ни одного провода не висит, все коммуникации очень деликатно убраны. Вся электрика находится под землей. Это все очень дорого, но оно стоит того. Вода-то здесь живая! В ней и рыбы, и черепахи живут. Будут еще и утки плавать. И людям тут тоже хорошо, – пояснил мэр.
Из Перламутрового – в Тамбовское
В проекте озеро значилось Перламутровым, а на входной группе выведено – Тамбовское. С чего бы это в Павловске вдруг «вынырнуло» это название и почему не прижилось новое и такое красивое – поинтересовались у Вячеслава Щербакова.
– Есть легенда, она довольно зловещая. В 1728 году полые воды затопили слободу, в которой размещался тамбовский полк. Здесь стояли казармы и склады, и за одну ночь мощным потоком талых вод все это смыло. В этом месте – нижняя точка, и скорость воды могла спровоцировать это подтопление. Затем талая вода ушла, а озеро в центре города так и осталось. Никто не знает, правда это или нет. Но название, что называется, прилепилось.
На всероссийском конкурсе отборочная комиссия оказалась в недоумении от исторического названия, сказал собеседник. Пришлось уходить от него, придумывать более приятное на слух.
– Павловск раньше был знаменит тем, что здесь делали пуговицы из ракушек, до полумиллиона в год. Дон богат ракушками, и вот такой существовал здесь промысел. Перламутровые ракушки с двумя высверленными отверстиями и сейчас находят в фундаментах домов. Так мы озеро и назвали. Но народ знает этот водоем как Тамбовское озеро, и все тут. Поэтому мастерские по производству пуговиц тут появятся, а озеро останется все-таки Тамбовским, – уточнил глава города.
Без шума и пыли
Местные жители боялись, что если здешнее озеро облагородят, неминуемо придет конец их покою. Вырастут какие-нибудь кафе, появятся динамики с громкой музыкой – а ведь многие дома павловчан располагаются бок о бок с водоемом.
– Никаких кафешек и никакой музыки, даже релаксной, здесь не будет! – категорично заявил мэр.
По его словам, жители Павловска хотели двух вещей: спасти от гибели водоем и получить уютное и тихое место у воды. И все это воплотилось.
– Авторов проекта много, это, можно сказать, коллективный разум. Сообща решили устроить здесь площадки для занятия йогой, место для пленэра художников. Чтобы могли собираться поэты и все те, кто жаждет красоты, – заметил Щербаков.
Корабельную тематику этого места он объяснил так.
– Наш город основал Петр Великий как военную верфь, и мы гордимся своей историей. Поэтому тематика благоустройства и связана именно с верфью. Тут дерево, канаты, все максимально приближено к натуральным материалам. Никакого хайтека, никакого лишнего металла. Все природное и простое.
Тяжелый процесс
По заверению Щербакова, строительство этого объекта затянулось по разного рода форс-мажорным обстоятельствам. И разразившаяся пандемия внесла свою лепту, и погодные условия, и нерадивый подрядчик, с которым пришлось расторгнуть договор.
– Специалистов, которые могли бы выполнить необходимые работы, к сожалению, можно по пальцам пересчитать. И они очень заняты, заполучить их невероятно сложно. 13 августа 2020 года мы подписали первый муниципальный контракт с липецкой организацией. На субподряде тут трудилось шесть организаций!
Однако это сотрудничество заказчик был вынужден досрочно прекратить – работы выполнялись некачественно.
– Пришлось переделывать 90% всего! 18 миллионов рублей аванса, которые мы им перечислили, так и «зависли». Мы пытаемся вернуть деньги через суд. Объявили новый конкурс и нашли местных исполнителей. Их работой я очень доволен. Чем не доволен – судебной волокитой с прежним подрядчиком. Суды переносятся, и деньги нам не возвращаются. Поэтому мы не можем закончить все намеченное. Основная задача – добиться от подрядчика как можно быстрее исполнить гарантийные обязательства, – считает мэр.
Задумок еще много
Вячеслав Алексеевич водит нас по Тамбовскому озеру, показывая здешние красоты. Мы едва успеваем за его быстрым шагом.
– Вот детская площадка, она деревянная – у нас все материалы натуральные. Здесь качели, гамаки, «лазалки». Там, у воды, будет еще одна площадка – летом тут можно будет брызгаться вволю. Уже закуплено оборудование, как в аквапарке, – всякие водные «стрелялки». Вон тарзанка, турники – все разного уровня. Здесь терраса для занятия йогой, она прямо над водой. Весной устроим фестиваль йоги. Вот беседка, вот качели – павловчане очень любят качаться. А тут будут собираться судомоделисты, – речитативом выдает он.
По его мнению, в этом проекте еще полно «недоделок»: где-то шляпки от гвоздей торчат, где-то плитку нужно отмыть, зелень посадить (а то берег «голый, как коленка»), построить 3D-забор, увитый виноградом.
– У меня большое желание все здесь довести до ума. Только представьте – 85 миллионов вложили сюда! Годовой объем собственных доходов в Павловске составляет 42 миллиона рублей, а тут вдвое больше. За свои деньги мы бы этот проект никогда не осилили! То, что победили в конкурсе, – огромное счастье. Воплотили большую часть задуманного, остальное будем своими силами. Пока я лишь на 60% доволен результатом, но, уверен, мы со всем разберемся. Весной, когда тут все будет утопать в зелени, здесь будет сказочно, – заверил глава.
И пообещал, что торжественное открытие непременно случится – «как только позволит эпидемиологическая ситуация».
– Мы хотели открытие устроить не для того, чтобы просто похвастаться. Оно станет как инструкция по применению: объясним, что для чего придумано, как пользоваться, как беречь, – заметил он.
Красота требует
Домики павловчан почти вплотную подходят к Тамбовскому озеру. И развернувшаяся стройка под самыми окнами вначале не всех радовала.
– Летом тут пыль столбом стояла. Тяжелая техника ходила – грохот, грязь. Вывозили мусор самосвалами. Тут все бурьяном заросло, а озеро превратилось в болотце. Я очень рад тому, что все так получилось, – сам люблю красоту и порядок. А красота, как известно, требует жертв, – поделился с корреспондентом РИА «Воронеж» Сергей Селиверстов.
Его дом – это тоже местная достопримечательность. На фасаде – мельница, на заборе – золотые львы. Он дважды выигрывал приз за лучший по благоустройству дом.
– Теперь у нас тут чистота и порядок. Если кто по привычке мусор бросает, я их гоняю. Вот рыбу ловлю в озере, 60 щук за лето выловил! – похвастался пенсионер.
В десять часов утра в будний день на детской площадке оказались всего три человека: женщина с двумя мальчишками. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что эти трое – французы.
Языковой барьер почти не дал пообщаться. Единственное, что мы поняли: французам на этой площадке очень нравится. «Почти как дома!» – улыбнулась гостья.