Николай Третьяков: «Мы должны всем миром бороться с насилием над детьми»
Главный следователь Воронежской области рассказал, как уберечь детей от преступлений.
Оксана Грибкова , 19 августа 2014, 19:06
Руководитель cледственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области Николай Третьяков рассказал в эксклюзивном интервью РИА «Воронеж», как и почему тема насилия над детьми вошла в число самых обсуждаемых в обществе. По его мнению, в советские времена обсуждать проблему педофилии мешало ложное чувство стыда. Сейчас же люди стали рассказывать о случаях, на которых раньше лежало табу. Николай Третьяков также дал рекомендации родителям, как обезопасить детей от преступников, спасти от суицидов и предотвратить их уходы из дома.
Упавший занавес молчания
– Николай Иванович, давайте начнем разговор с наиболее острой для родителей темы. В последнее время появилось большое количество уголовных дел против педофилов. Много их в производстве у ваших следователей, да и облсуд загружен процессами о насилии над детьми. На ваш взгляд, с чем связан всплеск педофилии?
– Число дел о насилии над детьми в последние годы действительно выросло. Однако это не значит, что насиловать детей стали чаще. Педофилы были всегда, но в советские времена люди стыдились предавать огласке их действия. Зачастую жертвы винили в случившемся только себя и молчали. Если же дети рассказывали о сексуальном насилии родителям, те тоже не заявляли. Ведь нередко насильниками оказывались родственники или знакомые. И близкие жертв боялись, что общество осудит их за то, что не смогли навести порядок в своей семье, допустили к детям непорядочных людей, которые издевались над ними.
В последние несколько лет Следственный комитет активно занимается расследованием фактов насилия над детьми. Изменилось отношение к ним и со стороны государства, ужесточилось законодательство по половым преступлениям против несовершеннолетних. Законодатель увеличил возраст потерпевших по делам о половых сношениях с 14 до 16 лет (то есть возраст, с которого человек считается способным дать согласие на интимную связь).
Это позволило привлекать к ответственности лиц, вступающих в сексуальные отношения с теми, кто не достиг 16 лет. До 20 лет лишения свободы увеличилось наказание за изнасилования и насильственные действия сексуального характера над детьми до 14 лет. За развратные действия с детьми до 14 лет педофилы теперь могут получить до восьми лет колонии, если это уже не первое подобное преступление или совершено оно группой лиц – до 15 лет лишения свободы.
– Дела педофилов приобретают общественный резонанс, так как их активно освещают СМИ. Общество видит, что следователи находят насильников, они получают в судах большие сроки. Поэтому у людей появилось больше доверия к правоохранителям. К нам идут за защитой, зная, что обращение будет иметь последствия для преступников, Николай Третьяков, руководитель cледственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области.– Какого отношения от общества к инцидентам насилия над детьми вы ждете сейчас?
– Мы надеемся на неравнодушие и помощь граждан в поисках и поимке педофилов, на поддержку пострадавших девочек и мальчиков. Нужно всем миром бороться с сексуальным насилием над детьми, выработать нетерпимость общества к педофилам. Наказания для них должны быть жесткими, как того требует закон.
– По статистике и наблюдениям следователей дети чаще становятся жертвами знакомых или все же посторонних людей?
– Большинство преступлений в отношении детей совершают не знакомые им люди. Но встречаются совершенно дикие случаи, когда на скамье подсудимых оказываются знакомые родителей маленьких жертв или даже сами родители. Так, несколько лет назад следователи регионального управления направили в суд дело воронежца, который насиловал собственную дочь с ее 12 лет почти три года. Или в прошлом году в Новохоперском районе молодую мать уличили в том, что она до переломов избивала своего семимесячного сына.
Резонансной оказалась история, когда в Верхнемамонском районе в январе этого года мать зарезала дочек двух и шести лет, а потом повесилась. Не меньше шума наделало похищение трехмесячного младенца, которого забрала случайная знакомая его родителей. К счастью, похитительницу поймали за один день, и ребенок остался невредим.
Недавний случай, когда девятилетняя девочка стала жертвой знакомого матери, произошел в одном из сел Кантемировского района. Пока женщины не было дома, 50-летний мужчина взломал запертую дверь, напал на ребенка и изнасиловал. Сейчас дело об изнасиловании расследуют наши сотрудники.
– Почему педофилами нередко оказываются знакомые семьи и педагоги, как, к примеру, в истории про развращавшего учеников преподавателя музыки из Дворца детей и юношества.
– Это можно объяснить психологией преступников, которые идут в ту среду, где могут получить легкий доступ к детям. Они маскируют свое сексуальное влечение профессиональной деятельностью. Так им легче найти жертву, вступать с ней в периодические контакты и манипулировать ей, чтобы никому не рассказала.
Что касается знакомых родителей, дети видят дружеское отношение к посторонним дядям и тетям со стороны мамы и папы и сами начинают им доверять. Те же развращают детей и угрозами или обманом убеждают не рассказывать об этом родителям.
Маньяки в прошлом
– Николай Иванович, Вы давно работаете в следственных органах и можете вспомнить, часто ли насиловали и убивали детей 10-20 лет назад, когда родители спокойно отпускали детей гулять одних, не то, что сейчас. Чем преступления тогда отличались от тех, с которым следователям приходится сталкиваться сегодня?
– Как я уже говорил, детей насиловали и убивали в советское время так же, как сейчас. Но тогда страшные случаи не предавали огласке. Существенных отличий я не вижу. Те же родители били детей не меньше. Правда, еще недавно чаще встречались «серийные» преступления в отношении детей. Речь, прежде всего, идет о маньяках. Их жертвами становились случайные девочки или мальчики. Так, в 2002 году мы поймали серийного маньяка Андрея Ролдугина, на счету которого оказалось девять похищений, изнасилований и три убийства девочек. В 2006 году удалось вычислить «россошанского маньяка» Сергея Осипенко. Он изнасиловал и зверски убил трех школьниц и взрослую женщину. В 2009 году наши сотрудники направили в суд дело 18-летнего Александра Бурчакова из Семилук, где он изнасиловал и убил двух девушек.
К счастью, после Бурчакова маньяков в Воронежской области не было. Не исключено, что как раз благодаря изменению отношения граждан.
– Неравнодушные люди уличают педофилов и заявляют о них до того, как те, уверенные в своей безнаказанности, начинают убивать, Николай Третьяков, руководитель cледственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области.Горькие беды без криминала
– Не меньше, чем истории про педофилов, жителей Воронежской области напугали два недавних «детских» ЧП. Я говорю об исчезновении 9-летнего Феди Сузева в ольховатском селе. К счастью, ребенок остался жив. Но настоящим кошмаром закончились поиски 7-летнего Димы Володина в Борисоглебске. Как с обоими мальчиками такое могло произойти?
– По моим наблюдениям, несчастья чаще всего происходят с детьми из неблагополучных или неполных семей.
– Когда жизнь мамы и папы заключается в поисках денег на алкоголь, им некогда контролировать детей. Те попросту мешают, когда требуют внимания и просят кушать, Николай Третьяков, руководитель cледственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области.– Не лучшая доля у ребят, которых растят матери-одиночки. Чтобы сводить концы с концами, они много работают и не успевают уделять время детям.
Если говорить по делу об исчезновении Димы Володина из Борисоглебска, то смерть ребенка стала трагической случайностью. Мальчик играл рядом с «мазутной ямой», уронил туда монетку и решил достать ее. Дима встал на битум, и его затянуло.
Но неслучайно во время поисков ребенка две наши основные версии оказались связаны с обстановкой в семье. Соседи и знакомые семьи дали показания, что отец злоупотреблял спиртным и часто бил сыновей. Поэтому мы проверяли на причастность к исчезновению Димы его отца. Вторая версия также была связана с побоями, из-за которых ребенок мог попросту уйти из дома.
Что касается Феди Сузева, он ушел из дома из-за постоянных конфликтов с приемной матерью. Мы разобрались в ситуации в семье, и было принято решение: изъять ребенка из семьи. Бывшие опекуны освобождены от выполнения своих обязанностей. Сейчас у Феди новая мама, тоже жительница Ольховатского района. Женщину новым опекуном мальчика назначила администрации района, которая пристально следит за его судьбой. В новой семье мальчик чувствует себя спокойно и комфортно.
К таким детям, как Федя, в новых семьях должно быть особенно бережное отношение. В первую очередь взрослым нужно понимать, что дети – не игрушка. У маленького человечка уже и так поломана судьба, он чувствует себя ненужным и брошенным. И тут приемные родители должны выбрать особый подход к воспитанию. Ребенку нужно чувствовать, что его приняли в семью, любят его и относятся как к родному.
– За последние месяцы произошло несколько подростковых суицидов. В Калаче отравилась лекарствами 13-летняя девочка, а в Воронеже 17-летний парень. В Новохоперском районе повесился 13-летний школьник. Буквально на днях точно так же свел счеты с жизнью его ровесник из Кантемировского района. В подобных трагедиях нет криминала, но следователи разбираются в обстоятельствах самоубийств. Что становится их основными причинами?
– Такие трагедии почти всегда случаются из-за безразличия родителей, близких родственников и учителей к детским переживаниям. Между взрослыми и детьми растет непонимание. Родители занимаются работой, устройством быта, личной жизни. У детей появляется ощущение, что их судьба родителей не интересует. Остро чувствуя отчужденность родителей, подростки пытаются сами найти выходы, по их ощущениям, из критической ситуации. Иногда самым легким из них в понимании ребенка становится суицид.
Доверие к родным, а не посторонним
– Николай Иванович, какие советы вы могли бы дать воронежским родителям, чтобы снизить для детей риск стать жертвами преступлений?
– Я бы посоветовал родителям по возможности больше времени проводить с ребенком. Дочь или сын должны знать, что родители всегда их выслушают, помогут решить любую проблему.
– Если в семье есть доверие, подросток никогда не уйдет из дома, обидевшись на родителей. Он будет понимать, что своим поступком заставит их страдать, Николай Третьяков, руководитель cледственного управления Следственного комитета РФ по Воронежской области.– Чтобы обезопасить детей от нападений посторонних людей, нужно напоминать им простые правила безопасности. Нельзя разговаривать с незнакомцами, впускать их в дом. Нельзя заходить с неизвестными личностями в лифт и в подъезд. Ни под каким предлогом ребенок не должен садиться в машину к посторонним. Родителям нужно знать, с кем и где проводит время их сын или дочь, знать, когда ребенок вернется домой. С наступлением темноты школьники должны быть дома.
Взрослым нужно объяснить детям, что любой маньяк может прикинуться милым дядей или даже тетей. Ребенку ни в коем случае нельзя быть доверчивым – не соглашаться садиться в машину, пойти поиграть или посмотреть котенка и щенка. На все подобные уговоры ребенок должен говорить категорическое «нет» и, придя домой, рассказать взрослым о подозрительном человеке.
В 2013 году в Воронежской области от преступлений пострадали 164 несовершеннолетних, из них 67 от сексуального насилия. Погибли 26 детей, из них пять совершили самоубийства. 22 ребенка стали жертвами «домашнего» насилия.
В первом полугодии 2014 года следователи признали потерпевшими 48 несовершеннолетних, из них 16 человек пострадали от сексуального насилия. За шесть месяцев в несчастных случаях погибли 10 детей.