«Ничего сложного в изготовлении нет, а жизнь бойцам здорово облегчают». Супружеская пара из Воронежской области поставила на поток изготовление окопных свечей
Всем необходимым материалом супругов обеспечивают жители района
Елена Турчина, 4 июля, 16:00
Супруги Бондаревы из хутора Индычий Петропавловского района готовят для наших бойцов окопные свечи. Тонкостями технологического процесса они поделились с корреспондентом РИА «Воронеж».
Помощь СВО
Технологию изготовления окопных свечей Александр и Елена Бондаревы освоили в конце прошлого года. В начале декабря на празднике, посвященном Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, чествовали лучших земледельцев района. Среди приглашенных были машинист зерноочистительной машины одного из сельхозпредприятий района Александр Бондарев и петропавловский волонтер Вера Шилова.
– Вера поблагодарила жителей района за помощь в сборе гуманитарных грузов и попросила тех, кто имеет возможность, делать окопные свечи для бойцов, – сказал Александр Бондарев. – На тот момент у волонтеров были парафин и банки, но не хватало рабочих рук. Подумал – отчего же не помочь. Дома с женой посоветовались и решили попробовать. Ничего сложного там нет, а жизнь нашим ребятам свечи здорово облегчают. Это и освещение, и разогрев еды, и в холодное время года сами бойцы могут согреться.
Первые банки и партию парафина им привезла Вера Шилова, и они залили 42 свечи. Благодаря сарафанному радио весть о том, что сельчане делают окопные свечи, разнеслась быстро, и к работе по сбору материалов для них сразу подключились неравнодушные люди. Администрация Старомеловатского сельского поселения объявила о сборе жестяных банок в своей группе в социальной сети. Ящики для них установили в торговых точках, чтобы людям было удобно – идут в магазин и баночки несут. С гофрированным картоном, из которого делают фитили, помогают продавцы местных магазинов – откладывают коробки, которые затем передают Бондаревым. Стараются от них не отстать и повара столовой Куйбышевской школы.
– Это очень большая помощь, – говорит Елена Бондарева. – Картона расходуем много. Коробки нужны и для фитилей, и чтобы готовые свечи упаковать для отправки ребятам за ленточку. Мы очень благодарны всем, кто нам помогает.
Местные пасечники делятся воском. Свечи из него пахнут медом. Транспортную перевозку обеспечивает администрация поселения – забирают свечи и везут волонтерам в Петропавловку, оттуда Бондаревым – парафин и банки.
Мастерскую по заливке свечей Бондаревы устроили на кухне. Технологию свечного производства они освоили быстро. Опытным путем установили, что при нагревании банок появляется запах горелого пластика.
– Все консервные банки снаружи и внутри обработаны антикоррозийным составом, который при нагревании неприятно пахнет и небезопасен для здоровья. Поэтому перед тем, как вставлять фитили и заливать парафином, все банки я обжигаю с помощью газовой горелки, – сказал Александр Николаевич.
Дальше за дело принимается Елена Анатольевна, она доводит некондицию до нужного состояния – загибает острые края и делает фитили. Картон очищают от скотча и наклеек, иначе свеча будет коптить. Опробовали разные варианты, как складывать картон для фитиля, пересмотрели кучу видеороликов, послушали отзывы наших военных. Выяснили, что если складывать по спирали – сильно коптит, звездочкой – не весь картон сгорает. Нашли, что лучший способ – крестообразно по центру баночки. Так свеча горит дольше и почти не коптит. Бойцы, которые пользуются окопными свечами, подтвердили это. По размеру фитиль должен немного выступать за верхний край банки – так удобнее поджигать. Когда банки подготовлены, можно приступать к заливке.
В кухне на полу разложен картон, окно открыто настежь. Рядом с включенной газовой плитой, на которой в большой емкости булькает расплавленный парафин, – табуретка, на ней – противень, на противне – готовые банки с фитилями. Хозяин дома привычно наливает жидкий парафин в обычный чайник и, не прерывая разговора, начинает заливать свечи. В кухне можно только к столу пройти, и то боком.
– Ничего страшного, сейчас остынут и уберем, – кивает головой хозяйка на свечи, которые потихоньку кочуют с табуретки на пол.
Парафин и правда застывает на глазах – поверхность подергивается мутной пленкой, к концу беседы готовую остывшую свечу можно спокойно брать в руки. За вечер они успевают залить около 200 свечей.
– Мы и раньше помогали нашим бойцам, – сказала Елена Анатольевна. – В прошлом году связала и передала 50 пар носков, шила повязки и нательное белье, пекла пирожки и пироги. Сейчас это отошло на второй план, но носки иногда вяжу. Вязать меня бабушка научила, когда я еще школьницей была. Пока дети были маленькие, вязала им шапочки и пинетки, а теперь вот – носки.
Душа в душу
Александр Николаевич – коренной житель хутора Индычий, Елена Анатольевна переехала к мужу из Верхней Хавы. В Индычем жили ее родные тети. Приехав как-то к ним на каникулах, познакомилась с будущим мужем. Вместе супруги Бондаревы вырастили двоих сыновей – Дмитрия и Сергея, а в начале марта отметили жемчужную свадьбу – 30 лет семейной жизни.
– Жизнь в Индычем ничем не отличалась от уклада жизни в семье моих родителей, поэтому привыкла я быстро, – сказала Елена Анатольевна. – Пока дети были маленькие, мы держали большое хозяйство – коров, телят, свиней, гусей, индюков, кур. Сейчас у нас одна коза и куры-несушки. Сыновья выросли, разъехались. У старшего, Дмитрия, уже своя семья. Они знают, что мы делаем свечи и поддерживают нас.
Есть у супругов и увлечения, не связанные со спецоперацией. Александр Николаевич, по словам жены, заядлый рыболов. За их совместную жизнь она перечистила столько рыбы, что в конце концов заявила мужу – кто ее ловит, тот пусть и чистит. Александр Николаевич больше всего любит жареную щуку, Елена Анатольевна самыми вкусными считает карпа и карася.
– По выпечке жена у меня молодец. Когда дети были маленькими – без конца пекла. Я иногда хитрил. Бывало, захочу пирожков, позову младшего сына, пошушукаемся, он и идет к маме: «Мам, может, пирожков?» – сказал Александр Николаевич. – Меня может не послушает, а ребенку точно не откажет.
Блины Елена Бондарева печет по рецепту своей бабушки, которая заводила тесто на пшенном отваре. Помнит, что блины на нем получались толстыми и очень вкусными. Сейчас вместо отвара она использует молоко, а в остальном придерживается бабушкиного рецепта.
– Когда держали коров, было много сливок. Часто делала торт «Развалины старого замка» со взбитыми сливками. Сейчас пеку реже, иногда делаю «Ленивый медовик», – сказала Елена Анатольевна. – У детей разные предпочтения в еде – младший, Сергей, любит пиццу и салат из кукурузы и крабовых палочек, старший Дмитрий – селедку под шубой. Торты и пирожки любят все.
Елена Бондарева работает санитаркой в местном ФАПе, а свободное время посвящает помощи нашим военным.
– Они там, на передовой, защищают нас. Только благодаря им мы можем жить обычной жизнью, ходить на работу, отдыхать. Пока они всего этого лишены, наш долг по мере сил помогать им выполнять боевые задачи, – сказала Елена Анатольевна.
За месяц Бондаревы делают под тысячу свечей. Учет им ведет Елена Анатольевна. Говорит, муж пробовал считать количество переработанного парафина, но сбился.