«Ничего нового». Воронежские художники и искусствоведы оценили форум «ФОРМА-Т»
Эксперты поспорили об успешности проекта Союза художников России.
Олеся Шпилева, Анастасия Сарма, 22 ноября 2016, 13:05
Первый воронежский форум молодых художников «ФОРМА-Т» завершился в городе 19 ноября. Инициатором проведения форума выступило воронежское отделение Союза художников России. Центральным событием «ФОРМА-Та» стала групповая выставка в выставочном зале Союза художников (ул. Кирова, 8). В экспозицию вошли более 150 работ 87 авторов в возрасте от 17 до 35 лет. Мнения о форуме «ФОРМА-Т» в воронежском художественном сообществе разделились: одни сочли инициативу Союза художников похвальной, другие посетовали на то, что в выставку не вошли экспериментальные, новаторские работы молодых художников. Во время проведения форума корреспонденты РИА «Воронеж» попросили городских художников и искусствоведов оценить проект Союза художников.
– Самое главное – выставка пробудила интерес у жителей города и у самих участников молодежного форума. Заявки на участие подали 300 молодых художников. Честно признаться, мы ждали большего взрыва и больших противоречий в работах. Возможно, они просто стеснялись. Почему взрыва не получилось? Мы обнаружили тот пласт, который имеем – другого нет. Нам показали то, что есть на сегодняшний день. С этим надо согласиться.
– Форум «ФОРМА-Т» реализовал все «свои» задачи – вовремя сделал плакат, вовремя придумал название (еще до отбора работ), вовремя открылся – есть чем отчитаться за молодежное направление работы Союза. Попытка компромисса современного искусства (того, что принято под этим понимать в мировой практике) и творчества воронежской молодежи не удалась, да и не была возможна при таком к ней недоверии (повторный отбор работ офлайн, отсутствие участия в развеске работ и т. п.). Соединение салонной живописи, поделок из дерева и шерсти и современного искусства (в объявлении о конкурсе не было даже упоминания о таких медиумах, как фото, инсталляция, объекты и т. п.) не может привести ни к какому культурно значимому результату. Смыслом такого рода выставок могло бы стать налаживание общения, создание зоны доверия, но я не уверена, что это необходимо силовой – официальной – стороне.
Сам позыв Союза сделать нечто с молодыми участниками – попытка самолегитимации в глазах молодежи – может привести к крайне пагубным результатам. За тем, что было выставлено в зале на Кирова, 8, может закрепиться ярлычок «современного, актуального искусства», и такой эрзац будет поддерживаться местными госинституциями. Многие молодые воронежские художники работают уже много лет и выставлялись на престижных площадках и вполне могли бы организовать мероприятия без такого жесточайшего контроля, как на обсуждаемой выставке. По-моему, настало время доверять. Иначе маргинализация и отчуждение неизбежны.– Думаю, что форум в значительной степени реализовал поставленную задачу. Мы увидели порядка 150 работ разных авторов. Могла ли быть экспозиция более полной? Конечно, могла. Какие-то уже отобранные работы не вошли в нее по «техническим причинам», кто-то из художников решил не принимать участие в выставке. Инициатива – прекрасная. Молодым художникам, особенно, если они не члены Союза, не просто найти выставочную площадку. Для Союза художников, думаю, это был интересный опыт. Организационный процесс был непростым. Были и ненужные компромиссы, и взаимное недопонимание. Но получен важный опыт, который теперь надо осмыслить, чтобы опираться на него. Была высказана, на мой взгляд, хорошая идея – организовывать подобные форумы с некоторой периодичностью, обозначая всякий раз магистральную тему.
– Молодежные выставки от Союза проходят все время. Но до этого там было представлено академическое искусство. На этой выставке мы решили собрать вместе, в одном пространстве и реалистическое, и современное, концептуальное искусство. Получилась «сборная солянка». В чем ошибка выставки? Молодые художники устроили электронный выставком. На мой взгляд, это глупость. Работы художников нужно оценивать только живьем. Есть некоторые молодые люди, которые, кроме интернета, больше ничего не видят, а у нас задача – сделать выставку изобразительного искусства. Интернет – средство общения, но не цель выставки.
– На выставке я не обнаружил ничего нового. Ожидаемого конфликта между традиционалистами и авангардистами, на мой взгляд, не случилось. Если смотреть формально на саму суть живописи, то это контраст-конфликт теплого с холодным. Мы с вами говорим на одном центрально-черноземном диалекте. Цветовые интонации у нас – одинаковые. Поэтому сама по себе полемика, что кто-то кого-то недолюбливает, – придуманная. Выставка – индифферентная и вялая, пусть на меня не обижаются мои любимые реалисты и уважаемые авангардисты. Пусть продолжают вместе выставляться, для меня они одинаково скучны.
– Называть выставку неудачной я считаю неправильным. Я думаю, что этой выставкой молодые художники достигли поставленной цели. У нас есть художники, которые группируются вокруг Союза художников, художники, которые группируются вокруг разных авангардных школ, есть и независимые художники, которые не относятся ни к кому. Здесь мы их увидели. На основе этой выставки мы можем судить, каким художественным потенциалом обладает наш город, помимо тех имен, которые уже стали хрестоматийными. Мы узнали новых художников, на выставки которых мы будем ходить в ближайшем будущем.
– Сейчас трудно сказать, реализовал ли форум задачу, это мы увидим не сразу, а когда начнут осуществляться новые проекты новыми людьми или новыми коалициями. А инициативу Союза художников очень высоко ценю, обидно, что многие молодые художники не поняли важности этой инициативы и не приняли участия в форуме.
– На самой выставке я не был, но, судя по многочисленным фото из интернета, событие получилось довольно сомнительного характера. На мой взгляд, никакого, конечно «среза актуального искусства», увы, не получилось. От тех фотографий, что выложили в сети, у меня сложилось впечатление, что получилась откровенно слабая экспозиция с посредственными работами. Данная инициатива Союза художников мне кажется также сомнительной и настораживающей, поскольку ни с того ни с сего союзные деятели решили «познакомиться» с «молодым и актуальным». С чего вдруг? Наводит на мысли о некой директиве сверху. Только вот, как обычно это бывает, в Союзе художников понятие «молодое и актуальное» восприняли по-своему, и в результате получилось то, что получилось. Я считаю, что далеко не каждая выставка и любая инициатива в городе одинаково хороша и полезна, и необходимо трезво смотреть на вещи, а не заниматься профанацией и подменой понятий.
– Если задача формулируется, как «срез актуального искусства Воронежа», то задача совершенно не выполнена. Если же задача организаторов была в том, чтобы показать «срез искусства воронежских художников в возрасте до 30 лет», то отдаленно такая задача выполнена. С молодыми авторами воронежское отделение Союза художников знакомо и давно включает их в свои вернисажи. Поэтому вначале могло показаться, что речь на этот раз пошла о «знакомстве» Союза художников и горожан не просто с молодежью, а с молодыми представителями современного искусства Воронежа на большой городской площадке. А любой искренний интерес к новому искусству – дело похвальное и благородное. Но предположить, что инициатива отделения Союза художников связана не со вспыхнувшим интересом, а с «циркуляром» или тенденцией подмешивать современное искусство к официальным событиям, заставляет следующее: обильное включение в состав выставки «академического» искусства, многонедельное обсуждение афиши, сделанной в результате в духе 70-х годов, косвенная опека заслуженных художников РФ, невозможность создания хотя бы свободной и «неправильной» экспозиции.
Валентин Старилов, один из организаторов форума, художник, участник выставки
– Саму заявленную Союзом идею организовать нечто большее, чем просто молодежную областную выставку и отдать организацию в руки молодых художников я абсолютно поддерживаю! Такого не хватало. За исключением некоторых нюансов, нам предоставили достаточно возможностей, и большинство инициатив поддержали. Выставка получилась не совсем такой, как я ожидал. Традиционных работ в зале большинство, но это сложилось абсолютно естественно и никакого лоббирования со стороны Союза или участников выставкома не было. В экспозицию попали все, кто хотел в ней поучаствовать и там есть, на что посмотреть. Объективности формулировки «срез актуального молодежного искусства» мешает общая консервативность площадки и принципы организации подобных мероприятий, которых нельзя избежать, когда работаешь под патронатом Союза художников. Вместе с тем, наша команда сделала максимум возможного, и мы довольны результатом.