Нет взаимоуважения. Кто прав в конфликте пешеходов, велосипедистов и автомобилистов в Воронеже
Мнения экспертов и рядовых горожан.
Павел Горячев, 22 июля 2019, 15:04
Летом в соцсетях появляется множество жалоб на велосипедистов, которые ездят по тротуарам. Пешеходы отмечают нежелание любителей двухколесного транспорта спешиваться на переходах и снижать скорость ради безопасности окружающих. При этом за весь 2018 год в ДТП с участием велосипедистов девять человек погибли и 110 пострадали, за первые шесть месяцев 2019 года в таких авариях погибли уже восемь человек и 43 получили ранения различной степени тяжести. В чем проблема и кто прав в споре велосипедистов, пешеходов и автомобилистов, разобрался корреспондент РИА «Воронеж».
Позиция велосипедистов: «Нужна инфраструктура»
По мнению представителей велодвижения, городу нужны велодорожки. При этом начинать строить их нужно не с парков и других мест проведения досуга, а с центральных улиц, которые являются транспортными артериями города.
– Вопрос нехватки велоинфраструктуры – вот острая проблема. И решать ее нужно, начиная не с набережных и парков, а с центральных улиц. Велодорожками можно назвать лишь съезд с Чернавского моста на правом берегу и фрагмент дороги в ЖК «Олимпийский». Нужны дорожки, развязки, места остановок для переезда перекрестков, причем все это должно представлять единую сеть, а не разрозненные куски, заканчивающиеся непонятно чем. Как показывает европейский опыт, когда положение становится критическим, инфраструктура создается очень быстро и без особых проблем, – отметил один из создателей «ВелоВоронежа» Иван Толкачев.
Активист заявил, что разговоры о негативном отношении автовладельцев к велосипедистам сильно преувеличены.
– Автомобилисты нормально относятся к велосипедистам – ведь 30% автовладельцев ездят и на великах. А водители общественного транспорта не церемонятся не только с велосипедистами. Они никого не жалуют, и их можно понять. По 16 часов за рулем по городу, не успел – не заработал. Условия труда такие, а не они. Штрафов за езду по тротуару для велосипедистов нет, и объективно они не нужны. Согласен с тем, что спешиваться при переходе улицы нужно обязательно. Но власти обещают все переходы сделать регулируемыми, в этом контексте, возможно, правило будет изменено, так как на переходе со светофором безопасно и переезжать на зеленый свет в европейских странах разрешено. Пешеходам же велосипедисты в большинстве случаев не мешают. Исключение – гоняющие по тротуарам подростки, но они там находятся по праву, – высказал мнение Толкачев.
Велосипедисты признаются, что ездить по автодорогам им страшно.
– Это пример того, почему так сильно велосипедисты любят тротуары. Да, велосипед полноправное транспортное средство, но автолюбители признавать его таковым отказываются. Правила дорожного движения не соблюдаются, нет банального уважения к другим участникам движения, неважно, на чем именно они передвигаются. Если велосипед совершит наезд на пешехода, это закончится синяками, ушибами да ссадинами – вред здоровью минимальный. ДТП с участием железной махины весом в полторы-две тонны – куда страшнее, – рассказала потерпевшая корреспонденту РИА «Воронеж».
Позиция пешеходов: «Это опасно для детей»
Негативные отзывы о велосипедистах, передвигающихся по тротуарам на большой скорости, регулярно встречаются в сервисе «Яндекс.Район». Судя по количеству жалоб в интернете, наибольшее раздражение любители двухколесного транспорта вызывают у жителей Левобережного и Центрального районов.
– Каждое лето одно и то же. Когда холодно, знаешь, что тротуар твой, и никто на него не претендует. А летом велосипеды, гироскутеры всякие – у них немного другая скорость передвижения, и это очень неудобно, – отметил пешеход Дмитрий Солодовников. – Больше всего не люблю подростков на bmx, они вообще правил не признают. Они думают, если их велосипеды изначально созданы для прыжков и всяких трюков, то им совершенно не нужно устанавливать звоночки. Для меня эти велогонки на тротуарах еще не фатальны, просто неприятно – но ведь это опасно для детей. Ребенок, завидя велосипедиста, может запаниковать, начать дергаться из стороны в сторону. При этом у полицейских едва ли есть возможность как-то влиять на это – на велосипедах даже номеров нет. Хотя отчасти я могу понять, почему велосипедисты ездят по тротуарам. Водители автомобилей на дорогах ведут себя так, что не знаю, как там можно ездить на великах или скутерах. Наверное, критиковать стоит не владельцев определенных видов транспорта, а тех, кто декларирует принцип «езжу как хочу». И неважно, на чем этот человек передвигается.
Редакция РИА «Воронеж» провела опрос среди своих подписчиков в соцсетях. Большинство участников опроса не против того, чтобы велосипедисты передвигались по тротуарам при условии, что они будут ездить аккуратно и с небольшой скоростью. При этом многие убеждены, что лихачей обязательно нужно одергивать, в том числе с применением физической силы.
– Велосипедистов не любят за выныривание из-за спины и виляние на встречном движении. Пока сами граждане не начнут бороться с велохамством, никакие постановления и госконтроль это не остановят. Есть неписаные правила, установленные гражданским общественным договором. Лихачество на двух колесах должно стать порицаемой нормой, как испражнение в публичных местах. Я имею в виду медведей на велосипедах, а не абстрактных велосипедистов. Их надо останавливать, а может, и сшибать. Мне кажется, многие подростки даже не бравируют, а просто не понимают, что творят. Я, например, когда вижу несущегося впереди на меня десятилетнего балбеса, виляющего во все стороны, боюсь не за себя. Он-то от меня отскочит и покалечится. От одергивания эффект точно будет. Но это должно быть массово, как крайняя мера. А вообще в первую очередь это касается стартующих, особенно на «зебрах». Как только медведь заносит зад на седло, его надо сдергивать. Вообще с нашим менталитетом больше найдется желающих в морду дать, чем одергивать. Вы много таких примеров знаете, чтоб морали читали хамам на колесах? Вас просто пошлют. А вот когда прокатится волна сшибаний, отморозки призадумаются, – объяснил пешеход Алексей Орехов.
Позиция автомобилистов: «Ездить где-то надо»
Основная претензия автовладельцев к велосипедистам – нежелание последних спешиваться на пешеходных переходах. Однако случаются и ничем не обоснованные вспышки агрессии – в мае 2019 года 20-летний автомобилист избил велосипедиста нунчаками за то, что тот ехал параллельно с его машиной. Председатель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев убежден, что участники дорожного движения напрасно сталкиваются лбами.
– Я сам защищаю права автовладельцев, но являюсь велосипедистом с 40-летним стажем. У меня накат – полмиллиона километров! И я понимаю, что ездить-то где-то надо. Я передвигаюсь на велосипеде по автомобильным дорогам. И мне бывает страшно. Отношения к велосипедистам мерзопакостное. Велопробеги – это отличное мероприятие, но они кардинально ситуации не изменят. То есть велосипеды становятся все более качественными и доступными, из-за этого поклонников этого вида транспорта все больше, а ездить им по-прежнему негде. Велодорожки должны быть обязательно, они во всех госстандартах прописаны. В Москве уже 1 тыс. км велодорожек, в Минске тоже они есть на всех центральных улицах. А у нас люди воюют за каждый метр пространства, в интернете постоянно ругань между велосипедистами и автомобилистами – одни других в неуважении обвиняют, а те в ответ попрекают за незнание правил дорожного движения. Надо просто с детских садов прививать культуру поведения на дорогах, понимание того, как правильно использовать разный транспорт. В советское время все это уже было, – заявил эксперт.
Позиция общественников: «Главная проблема – в недостатке культуры»
Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков признал, что велосипедисты выбирают пешеходные зоны для движения ради собственного удобства и безопасности. При этом он считает, что любители двухколесного транспорта действительно могут некорректно вести себя на тротуарах и переходах.
– Мне неоднократно приходилось принудительно останавливать велосипеды на «зебрах», объяснять, что если уж пользуешься пешеходным переходом, то надо слезать с седла и руками везти свое транспортное средство. Если ты едешь – то ты обладаешь правами и обязанностями автомобиля. И должен перемещаться в определенном направлении и только на зеленый свет. Понимания этого я у многих велосипедистов не вижу. Большинство велосипедистов не понимают и того, что пешеходная зона – в первую очередь для пешеходов. А значит, их безопасность должна быть прежде всего, – сказал общественник.
Активист увидел в конфликте автомобилистов, пешеходов и велосипедистов нехватку взаимного уважения в обществе в целом.
– У нас нет культуры взаимного уважения. Пешеходы тоже не знают правил безопасности, они не знают, что делать, когда едет велосипедист. Мало кто понимает, что если у тебя за спиной велосипед, нельзя резко менять направление движения. Нужно идти с той же скоростью в том же направлении, и тогда велосипедист спокойно тебя объедет. Также пешеходы, даже видя приближающегося велосипедиста, не спешат уступить ему скат, чтобы самим перешагнуть через бордюр. Все это вопрос культуры, которой нам не хватает. Что бы там власти ни выдумывали, какой бы инфраструктуры ни создавали, все равно нам всем еще предстоит учиться взаимоуважению. Это старая урбанистическая проблема, которая возникла еще 50 лет назад. Когда люди стали массово переезжать из деревень в города, они не смогли сразу впитать новую культуру – на это уходит одно или два поколения. Люди продолжают переезжать из районов, а понимания того, что в городе немного другие правила поведения, у них нет. Город – это всегда некая культура общежития и взаимного уважения, понимания и принятия чужих интересов. Эта проблема сказывается во всех сферах жизнедеятельности: в строительстве, градостроительном планировании, поведении на дорогах, – отметил Юрий Новиков.
В мэрии корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали, что сейчас ведется разработка схемы организации дорожного движения, в которой должны появиться велодорожки. Схема будет представлена в ноябре.
– В настоящее время в Воронеже ведется разработка комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), в рамках которой мэрией перед разработчиками поставлена задача проработки вопроса развития велоинфраструктуры. Для определения конкретной трассировки разработчики должны учитывать широкие улицы, рельеф города – поскольку центр стоит на высоком берегу Воронежа, трассы маршрутов следует прокладывать, по возможности, менее перпендикулярно водохранилищу. Также специалисты должны проанализировать существующие предложения местных велоактивистов. Велоинфраструктура должна должна быть непрерывной и развиваться из центра. КСОДД должен быть представлен на обсуждение в ноябре текущего года. В настоящее время существует веломаршрут по так называемому малому кольцу: съезд с Северного моста до набережной Массалитинова, от Северного моста до остановки «ДК "Электроника"», от остановки «ДК "Электроника"» по улице Переверткина, от улицы Старых Большевиков до подвесного моста через Воронежское водохранилище на Чернавской дамбе, съезды с Чернавского моста. Кроме того, велодорожки есть в Центральном парке, парке «Оптимист», СОК «Олимпик», – рассказали в пресс-службе мэрии.