Сильная Любовь. Как воронежская мать 12 детей стала инструктором по тактической медицине на СВО
Героине публикации удается совмещать заботу о семье с поездками «за ленточку»
Наталья Стародубцева, 23 марта, 11:00
Многодетная мама, медик кинологического подразделения в зоне СВО, руководитель общества многодетных семей Новоусманского района и победитель воронежского конкурса красоты «Мисс на кабlookе». Это все Любовь Карслыер из Новой Усмани. Бесплатные занятия по тактической медицине она ведет в воинских частях и в зоне боевых действий, а также для всех желающих в Воронеже. По ее словам, волонтерство не только не мешает, но и помогает ей в воспитании детей, их у нее 12, а еще и три внучки.
Командировки в зону СВО
Уметь спасти себя и товарищей во время ранения, правильно действовать в экстремальной ситуации – этому учат инструкторы по тактической медицине. Такие навыки в условиях СВО не менее важны, чем умение метко стрелять. Среди добровольцев немало врачей и людей с боевым опытом. Но Любовь связала свою жизнь с тактической медициной только тогда, когда началась спецоперация. Тогда же у нее появились и дрессированные овчарки.
– До СВО я была просто многодетной мамой. А почему стала волонтером? Ну так получилось. Кто-то ведь должен этим заниматься. С самого начала военной спецоперации я с группой добровольцев отвозила гуманитарную помощь бойцам. Потом подумала, где еще могу пригодиться. И решила научиться тактической медицине, – рассказывает Любовь Карслыер.
Она прошла специальную подготовку в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в Петербурге, получила сертификат инструктора по тактической медицине, который позволяет обучать личный состав Минобороны РФ. И теперь она медик кинологического подразделения.
В командировки «за ленточку» Любовь ездит обычно на два-три дня. Вместе со своими надежными помощницами – Альфой, Карой и Вьюгой. Специально обученные собаки быстро замечают взрывные устройства и сигнализируют об опасности.
Случалось, что волонтеры попадали под обстрелы и получали небольшие ранения, но Любовь не хочет рассказывать о происшествиях: все живы – и слава богу.
– Страшно ли было? Конечно, страшно. Только дурак, наверное, не боится. Но начинаешь убеждать себя: «А что ты можешь изменить, собственно говоря? Что ты можешь сделать, то и делаешь». Сначала мы дислоцировались на расстоянии 60−70 км до зоны боевых действий. А потом все глубже и глубже проходили, – пояснила женщина.
Занятия по тактической медицине Любовь проводит не только в зоне боевых действий, но и в воинских частях Воронежской, Брянской, Белгородской, Курской областей.
Тренинг взаимопомощи
В Воронеже бесплатные курсы для всех желающих организует АНО «Центр начальной военной подготовки граждан «РОКОТ-Воронеж». Любовь – одна из преподавателей. Курсанты собираются в небольшом спортзале по вечерам несколько раз в неделю или по выходным, изучают теорию тактической медицины, с помощью специальных тренажеров (кстати, купленных на деньги спонсоров) выполняют алгоритмы оказания медпомощи.
Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на одном таком занятии. Четыре парня и три девушки-студентки отрабатывают различные сценарии, возможные в боевых условиях. Спасают раненых из-под завалов, для остановки кровотечения накладывают им жгуты и турникеты, учатся распознавать различные виды травм и фиксировать конечности в случае вывихов и переломов. Группа уже достаточно хорошо подготовлена, все задания выполняет быстро, Любовь проверяет и оценивает каждого. По ее словам, здесь прежде всего учат взаимопомощи.
– В первую очередь у нас упор на тех, кто собирается заключить контракт с Минобороны. Им больше времени уделяем и даже индивидуальные занятия проводим, если требуется. Сейчас у нас курсы проходят те, кто потом будет сам учить, готовим группу инструкторов, – рассказывает героиня публикации.
По словам руководителя Центра начальной военной подготовки «РОКОТ-Воронеж» Алексея Попова, медики в зоне СВО очень востребованы, их не хватает, поэтому бойцы сами должны уметь до приезда врачей оказать помощь себе или товарищам.
– Медики чаще всего под пули попадают, за ними враги охотятся. Ведь каждый раненый для атакующей группы осложняет действия. Чем больше раненых, тем менее дееспособно отделение, – говорит он.
На занятия приходят как студенты, так и профессионалы. Тренируются и в помещении, и на полигоне.
– У нас есть общий курс. В течение 16 часов мы проводим занятия по основам первой взаимопомощи. А далее для тех, кто готовится стать инструктором, организуем дополнительные занятия. Весь курс – не менее 144 учебных часов, – сказал Алексей.
Главное – научиться думать
В последнее время контрактники, по словам Любови, приходят подготовленными лучше, чем раньше. С более опытными учениками она отрабатывает ночные выходы.
– Я даю условное задание, задаю координаты – например, в таком-то квадрате есть пострадавшие, надо найти их и эвакуировать, а рядом, к примеру, обнаруживается диверсионно-разведывательная группа врага. Это что-то вроде «Зарницы», только по-взрослому. Мы учим курсантов тому, чтобы они могли в сложной ситуации адекватно оценивать обстановку и понимали, когда стоит рисковать, а когда бесполезно это делать, когда надо оказать помощь соратнику, а когда ты все равно ничем не поможешь и сам погибнешь. Наша цель – не алгоритм какой-то общий выработать, а научить думать в экстремальной ситуации. Для этого надо долго отрабатывать все на практике. Если говорить о том, что сложнее всего дается курсантам, так это внутривенные уколы. Трудно победить страх крови. Даже бойцам, – объясняет Любовь.
Кстати, женщина не только тренирует военнослужащих, но и иногда помогает эвакуировать раненых.
На связи с учениками
Спецоперация резко изменила обычный уклад жизни героини публикации. И вовсе не потому, что как-то коснулась ее лично. Просто Любовь из тех, для кого в решающий момент стираются грани частного и общего.
– Кто-то ведь должен этим заниматься, – считает она.
Со многими своими курсантами Любовь после учебы поддерживает связь, радуется их победам, переживает за них.
– Один мой курсант служил в серьезном подразделении. И вот узнала, что он в списке погибших, но почему-то не могла в это поверить. Я в это время была в Питере на очередных курсах. Начала всех обзванивать, и тут мне сказали, что, возможно, он в Москве, в Химках, в медцентре имени Бурденко. Я немедленно приезжаю туда, в 6 утра штурмом беру реанимацию, захожу к нему, смотрю – живой. И меня сразу отпустило. Хотя он, конечно, тогда чувствовал себя неважно. У него серьезные проблемы со здоровьем, но он лечится. Сейчас здесь, в Воронеже, – рассказала Любовь.
Поддержка семьи
По словам женщины, родные ее во всем поддерживают. Пятеро детей уже взрослые, живут отдельно от родителей. Старшему исполнилось 25 лет, самой младшей дочке – четыре года.
– Конечно, времени на все не хватает. Но в воспитании детей помогает супруг Мурат. Когда я уезжаю в командировку, дома все на нем. Выручают учителя. У нас очень хороший Новоусманский образовательный комплекс. Дети остаются на продленку, уроки там делают. И учителя идут нам навстречу, зная, что у нас такая ситуация, могут и дополнительно с нашими детьми позаниматься. У нас реально классная школа! Очень много бесплатных кружков. Да, может, когда дети вырастут, они не станут врачами, не будут делать беспилотники, но я уверена: у них правильные интересы, – поясняет Любовь.
Дома у всех детей расписаны обязанности. Каждый делает то, что у него лучше получается: кто-то полы моет, кто-то – посуду, кто-то стиральную машинку запускает, развешивает белье.
– Плюс у каждого своя комната, и будь любезен, содержи ее в чистоте и порядке, – говорит многодетная мама.
Все свое свободное время Любовь посвящает семье. Но времени на это остается не так много, как ей бы хотелось.
– Бывает так: поступает звонок и нужно срочно ехать туда – учить бойцов. Может, это и неправильно с позиции жены и мамы, но как есть. Супруг и дети меня понимают, – говорит Любовь.
Дети тоже вовлечены в волонтерскую работу – помогают собирать вещи для военных, рисуют открытки и рисунки.
– Они видят, чем я занимаюсь, им это интересно. С детьми важно общаться. Я часто беру их с собой на занятия, мастер-классы, вместе с волонтерами вещи пакуем. Все мои дети знают основы тактической медицины в соответствии с их возрастом. Ведь это и в мирной жизни необходимо. Мне не раз приходилось оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, – рассуждает многодетная мама.
Самая красивая
Есть еще один интересный штрих в биографии этой активной женщины: победа в городском конкурсе красоты «Мисс на кабlookе».
– Никогда не считала себя особо красивой. Рассчитывала только на звание «Мисс зрительских симпатий». И готовиться к конкурсу некогда было, вальс мы с супругом только три раза репетировали, – призналась Любовь.
На вопрос, чем она будет заниматься после СВО, она отвечает, что планов много. Возможно, специальность поменяет. Но в первую очередь будет больше внимания уделять детям. А сначала нужно победить в спецоперации. И здесь важна помощь каждого.
– Я считаю, что каждый в меру своих сил и возможностей не только должен что-то потреблять от государства, но и что-то отдавать ему, опять же, в меру своих сил и возможностей. Дети могут открытку нарисовать или письмо солдату написать, а взрослые могут как-то посерьезнее напрячься. У нас в «РОКОТе» есть совершенно уникальные люди – бабушки, которые сети плетут, молодежь окопные свечи делает. Студенты регулярно приходят, гуманитарную помощь бойцам пакуют. А есть богатые люди, которые оборудование нам для занятий закупают, – считает Любовь.
Героиня публикации не раз убеждалась: если человек хочет, он найдет как помочь, а если не хочет, то ищет всякие отговорки.