Нескрытая отставка. Четыре вопроса об уходе руководителей Воронежского облсуда

Почему председатель областного суда Виталий Богомолов и его зам. Владимир Маслов внезапно покинули должности.

Оксана Грибкова , 19 мая 2016, 10:38

Нескрытая отставка. Четыре вопроса об уходе руководителей Воронежского облсуда
Андрей Архипов (из архива)

Высшая квалификационная коллегия судей России удовлетворила заявления об отставке руководителей Воронежского облсуда Виталия Богомолова и Владимира Маслова. Высокопоставленные судьи покинут должности с 23 мая. Информация о том, что Богомолов и Маслов оставят посты в облсуде, появилась в публичном пространстве 14 мая после их возвращения из Москвы.

Судьи уходят в отставку внезапно и со скандалом. Поводом стали обнаруженные региональным УФСБ «коррупционные связи» с адвокатскими конторами. При этом оба высокопоставленных судьи остаются чистыми перед законом. Детали истории силовики не озвучивают. Достоверную информацию о неудобной теме удалось получить от собственных источников. Ответы на главные вопросы о беспрецедентной для России отставки судей искала журналист РИА «Воронеж».

Что произошло?

Председатель Воронежского облсуда Виталий Богомолов и его заместитель Владимир Маслов подали заявления об отставке 12 мая. По данным источников, их вызвали в Верховный суд РФ, где попросили добровольно сложить полномочия. Для судейского и адвокатского сообщества уходы Богомолова и Маслова стали неожиданностью – вероятнее всего, как и для них самих.

 

 

Виталий Богомолов с апреля 1995 по февраль 2005 года был заместителем председателя Воронежского областного суда. В ноябре 2005 года Богомолова утвердили на должность председателя. Таким образом, он руководил судебным сообществом региона больше 20 лет.

 

Поводом для отставок стали материалы регионального УФСБ, в которых прослеживались некие «коррупционные связи» с адвокатскими конторами. Судя по всему, в ведомстве позаботились о том, чтобы документы попали на стол к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву.

Источники журналиста РИА «Воронеж» не исключили, что отставка руководителей облсуда стала следствием эффективной работы нового начальника воронежского УФСБ Олега Нефедова, его своеобразным дебютом. Громкая история случилась через полгода после его назначения.

Причем тут дело адвоката?

Историю ухода Виталия Богомолова и Владимира Маслова связали с делом воронежского адвоката Марии Г. После появления уголовного дела материалы на председателя облсуда и его заместителя оказались в Москве у руководства.

Адвоката Марию Г. взяли с поличным 11 мая у здания Левобережного райсуда. Ее задержали после передачи в автомобиле 350 тыс. рублей. По данным СКР, защитница получила деньги от матери одного из клиентов, который проходит по делу о продаже наркотиков. Речь идет о большой сумме: в общей сложности женщина передала Марии Г. порядка 2 млн рублей (официально СКР подтвердил получение адвокатом 350 тыс. рублей). По данным источников РИА «Воронеж», до передачи денег защитница, как и обещала, добилась для обвиняемого домашнего ареста, несмотря на особо тяжкую статью. Новый транш она якобы получала после обещаний обеспечить фигуранту условный срок.

 

 

По информации источников РИА «Воронеж», при обыске у Марии Г. нашли некий «зеленый блокнот», в котором были указаны фамилии и суммы приходов и расходов. Блокнот стал железным аргументом для отставки руководства облсуда, предположили собеседники агентства. По некоторым данным, силовики использовали аудиозаписи телефонных переговоров защитницы с теми, кому предназначались деньги.

 

– Машу вели, вероятно, долго и использовали ее дело для того, чтобы решить вопрос с судьями, на которых давно собирали информацию, – уверен источник. – Ей не повезло. Не она, так разработали бы кого-нибудь еще. Подобных ситуаций по решению вопросов было достаточно. Просто к этому моменту появилась политическая воля об отставках.

В отношении Марии Г. возбудили дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Адвоката задержали, не дожидаясь, что она передаст деньги кому-то еще, что, вероятно, могло случиться дальше. Для оперативных разработок судей необходимо специальное – фактически беспрецедентное – разрешение Верховного суда РФ.

Сама Мария Г. опровергла задержание и заявила журналистам, что никак не связана с делом, официальную информацию о котором озвучили в СУ СКР по региону.

Почему отставка случилась так скоро?

Вероятнее всего, к задержанию Марии Г. материалы о нелогичных судебных решениях были собраны в полном объеме. Прежде всего в контексте разговоров о коррупции прозвучали решения о домашних арестах по двум громким делам – Эдуарда Ельшина и Алексея Климова. Первый фигурант по громкому делу об убийстве у IL Tokio оказался под домашним арестом после двух месяцев в СИЗО. Решение возмутило воронежцев, они вышли на митинг с лозунгами о «продажности судей». Алексей Климов обвиняется в создании преступного сообщества, контролировавшего рынок секс-услуг в Воронеже. Суд отпустил его домой в марте 2016 года после шести месяцев в СИЗО. В мае домашний арест фигуранту резонансного дела изменили на подписку о невыезде.

По некоторым данным, информацию о «тонкостях» дела адвоката передали в Верховный суд РФ вместе с другими материалами 11 мая. Понимая серьезность ситуации, начальство вызвало Виталия Богомолова и Владимира Маслова и попросило написать заявления о добровольном сложении полномочий, уверены источники РИА «Воронеж». Скорость в решении вопроса, возможно, была необходима, чтобы уменьшить репутационный вред.

 

 

Спешка с вызовом воронежских судей может объясняться также тем, что с 16 по 20 мая было назначено заседание высшей квалификационной коллегии судей (ВККС). Заседания ВККС проходят раз в месяц-полтора. При получении заявлений от Богомолова и Маслова накануне заседания их успевали удовлетворить в мае, чтобы поскорее завершить скандальную историю.

 

В повестке дня вопроса о сложении полномочий руководства Воронежского облсуда не было. Ожидалось, что заявления удовлетворят в пятницу, 20 мая, где указано время для рассмотрения дополнительных вопросов. Но в итоге в повестке дня для воронежских судей нашли время во вторник, 16 мая. Прошения руководителей Воронежского облсуда удовлетворили, освободив их от должностей с 23 мая.

В областном суде информацию о коллективной отставке руководства не комментируют.

Что изменит уход первых лиц судейского сообщества?

Эксперты сошлись во мнении, что смена руководства облсуда «изменит очень многое». В первую очередь речь идет о кадровых перестановках в областном и районных судах.

– Отставка Богомолова и Маслова полностью изменит расстановку сил не только в судейском сообществе, но и в силовых структурах, адвокатуре. Многим придется менять привычные методы работы, не надеяться на налаженные связи, – отметил один из собеседников агентства.

Эксперты единодушны и в том, что место Виталия Богомолова займет «варяг» – человек не местный, при этом новый председатель облсуда не пойдет на конфронтацию с силовиками и властями, как никогда не делал этого и Виталий Богомолов.