Немцы передали жительнице воронежского села землю с могилы ее погибшего в плену отца
Иван Бураков «вернулся домой» 78 лет спустя.
Дарья Ставицкая, 14 октября 2019, 17:15
Кристиан Польманн и Бернд Дитцель из Германии привезли жительнице Петропавловского района Валентине Бураковой землю с братской могилы, где в 1943 году похоронили ее отца Ивана Буракова. Встреча с немецкими гостями состоялась в Петропавловке в среду, 9 октября. Валентина Буракова много лет искала информацию об отце, ушедшем на фронт, когда ей было два года. Лишь в 2014 году узнала, где и как он погиб.
Бернд на ломаном русском сказал: «Нам очень жаль», и слезы потекли у всех присутствовавших.
– Наконец, спустя 78 лет, мой папа вернулся домой, – сказала Валентина Буракова. – И это случилось благодаря добрым, отзывчивым, неравнодушным людям. Спасибо большое Кристиану и Бернду за то, что откликнулись на мою просьбу.
Кристиан Польманн из городка Твитстеталь-Берндорфа округа Кассель в Германии приехал в Петропавловку навестить русских друзей. Он давний знакомый Владимира и Валентины Суховерховых из Петропавловки и не раз бывал в этих краях. В этот раз вместе с Кристианом прибыл его друг Бернд Дитцель. Мужчины не просто нанесли визит, а решили сделать доброе дело.
Немцы привезли женщине и фотографии окрестностей шталага №326, братской могилы и списка захороненных в ней, а также копию карточки военнопленного Ивана Буракова. Кристиан подарил Валентине Бураковой книгу «Шталаг №326» на русском языке. Та в знак благодарности передала ему авторскую книгу «Вспомним всех поименно», в которой есть очерк о дружбе семей Суховерховых и Польманн.
После передачи земли все отправились в Дедовку на сельское кладбище, где похоронена мать Валентины Ивановны – Ксения Трофимовна. Летом 2019 года Валентина Буракова установила на могиле матери памятник обоим родителям. Почтить память Ивана Буракова приехали глава администрации Новолиманского сельского поселения Сергей Колесников и племянницы Валентины Бураковой – Галина Москвичева и Татьяна Шулекина. Валентина Ивановна по православным традициям высыпала землю крестом на могиле матери, где стоит памятник и отцу, прочитала молитвы и положила цветы.
Валентина Буракова не помнит своего отца. Отец пошел защищать Родину в августе 1941 года и числился пропавшим без вести с 1943-го. Лишь в 2014 году Валентина Ивановна получила информацию о том, что он погиб в 1943 году в Вестфалии в шталаге №326.
– Всю свою жизнь я и мама ждали папу, – призналась Валентина Буракова. – Мы не хотели верить в то, что он погиб. Надеялись, что он просто где-то в другом месте и скоро вернется к нам. А мама даже на смертном одре сказала: «Когда папа придет домой, ты ему все расскажи, как мы жили, как нам было без него трудно и как мы его ждали». И вот он вернулся. Теперь он рядом с мамой. А мамин наказ рассказать все папе я выполнила. Я ему все поведала в своих книгах.
Иван Бураков жил с женой Ксенией и сыном Николаем в Новолиманском поселении. После они переехали в другой населенный пункт, где Иван Сидорович стал работать в заготконторе. В 1939 году у Бураковых родилась дочь Валентина. Через два года Ивана Буракова призвали на войну, и его жена с детьми вернулись в село Дедовка.
– Когда линия фронта проходила по Дону, нас эвакуировали сначала в Новобогородицкое, потом в Новотроицкое, – рассказала Валентина Ивановна. – Из Новотроицкого мама пешком ходила в Дедовку, чтобы узнать, нет ли вестей от папы. В 1941 году от него с фронта пришло два письма. В 1943 году мы получили извещение о том, что папу официально признали без вести пропавшим. Вместе с ним на фронт ушли его четыре брата – Федор, Аким, Василий и Трофим. Домой по ранению вернулся только Аким.
Жена Ивана Буракова умерла в 1998 году. После смерти матери Валентина Буракова стала искать информацию об отце. Она обращалась в Центральный архив Министерства обороны, но ей не дали ответа. Затем женщина сделала запрос в Красный крест – поначалу там ей ответили лишь, что Иван Сидорович погиб в плену. А в 2014 году из Красного креста пришла еще информация о том, что он попал в плен в 1943 году под Мелитополем на Украине. В ходе Мелитопольской операции по освобождению Днепра десятки тысяч русских солдат были убиты и взяты в плен. Плененных на Днепре держали в стационарном лагере «Шталаг №326». Там и умер Иван Бураков.