«Нельзя закрыть музей-заповедник». Как защитить от туристов меловой останец в Дивногорье
Эксперты предложили варианты сохранения природного памятника.
Анастасия Сарма, 13 сентября 2016, 21:04
В Дивногорье осыпалась созданная в период с XV по XVII век меловая арка, в народе известная как колокольня. В разрушении памятника природы обвинили посетителей, которые залезали на останец, чтобы сфотографироваться. Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили у экспертов, стоит ли ради охраны памятников ограничить вход в музей-заповедник «Дивногорье».
Марина Лылова, директор заповедника «Дивногорье»
– Оголтелые туристы залезают на меловые скалы. Ради фотографий они рискуют не только своей жизнью, но и разрушают меловые останцы. Мы пытаемся воспитывать людей. Говорим посетителям, что они не у себя дома, а в гостях у природы. Если ежедневно на меловые выходы будут залезать сотни людей, они разрушатся. Есть отморозки, которые не хотят нас слушать. К ним должны применять карательные меры. Но группа быстрого реагирования против них бессильна. Она даже оштрафовать их не может. А участковый полицейский находится в Лисках.
Запрещать посещать заповедник нельзя. Чтобы сохранить его, нужно сделать видеонаблюдение, поставить охрану. Но на то, чтобы держать охрану, заповеднику потребуется не меньше 4 млн рублей в год.
Михаил Глущенко, путешественник, создатель проекта «Нескучный день»
– Запрещать туристам вход в заповедник, думаю, не стоит. Мне кажется, что меловой останец обвалился не из-за того, что его специально разрушили туристы. У пещер и меловых столбов тоже есть срок жизни. Что делать дальше? Если большой поток туристов – памятники нужно огородить и укрепить – подобному тому, как сделали мы с деревьями-великанами. Лет пять назад мы с товарищем выиграли два гранта в рамках всероссийской программы «Деревья и памятники природы». Провели полное обследование деревьев-великанов в Воронежской области и обратились в департамент экологии, чтобы сделать подпорки для дубов-старожилов. В итоге пять деревьев-великанов на Большой воронежской экотропе обнесли ограждениями. Теперь им ничто не угрожает. Как показывает практика, продолжительность жизни памятников природы таким образом можно увеличить.
Сергей Горшков, художник, скульптор
– Руководство заповедника неоднократно обращалось к властям с просьбой выделить средства на ремонт и ограждения меловых останцев. Но их так и не услышали.
Насколько я знаю, на территории самого заповедника подъем на меловые горы и так запрещен. Туристы ходят по специальным тропинкам, проложенным по территории Дивногорья. Если кто-то залезает на меловые останцы, тут же приходят охранники, и к таким людям применяют санкции.
С другой стороны, есть верующие, паломники, которые приезжают в меловую церковь и в монастырь, чтобы приложиться к иконе и святыням. То, что им не позволяется на территории заповедника, позволяется на территории монастыря. Как я понял, обрушение арки произошло именно здесь. Стало быть, недоглядели те, на чьей территории находилась «колокольня».
Игорь Воробьев, заместитель директора по экологическому просвещению Воронежского биосферного заповедника
– Не могу сказать, что после того, как в Дивногорье обрушилась «колокольня», вход туристам нужно ограничить. Люди должны видеть, какое природное богатство находится на их земле. Но ходить они должны четко по разрешенным тропам. Мне кажется, здесь не нужно впадать в крайности. Нужно подумать о том, как обеспечить заповедник охраной. А вот проводить на территории заповедника различные перформансы и фестивали я бы не стал. Слишком большой риск, что природа пострадает от толп.
Виктор Ковалевский, кандидат исторических наук, директор музея-заповедника «Костенки»
– Насколько я понимаю, собственник этого останца – вовсе не заповедник, а епархия. А об опасности обрушения «колокольни» дирекция заповедника говорила давно. Первое, что теперь нужно сделать, – провести экспертизу. Это нужно, чтобы понять, представляет ли разрушающаяся меловая арка опасность для жизни людей. Если да, то нужно запретить туристам приближаться к этому объекту. Ну, и никто не может лучше понимать, как сохранить природу на территории заповедника, чем сотрудники «Дивногорья». Они – настоящие профессионалы и знают каждый меловой останец. А властям я бы посоветовал внимательнее прислушиваться к их просьбам.