«Нельзя забыть ни строчки». Жительница Воронежской области Евгения Говорова в свой столетний юбилей исполнила «Синий платочек»
Благодаря этой песне героиня публикации познакомилась со своим супругом
Валерия Авдохина, 26 июля, 18:00
Жительница Лисок Евгения Говорова отмечает столетний юбилей в воскресенье, 28 июля. Именинницу поздравили руководитель общего отдела администрации города Лиски Светлана Левченко и исполнительный директор горрайфонда социальной поддержки населения Вера Филатова. Долгожительнице вручили цветы, подарки, зачитали приветственный адрес от президента Владимира Путина. К поздравлениям присоединился и губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Мечтала стать учительницей
Евгения Говорова (в девичестве – Гусакова) родом из села Славянка Белгородской области. Всего у супругов Ольги и Сергея Гусаковых родилось 13 детей, но 10 умерли еще в младенчестве. Выжили только старшая Евгения, средняя Нина и младший Виктор.
– Нины уже десять лет как не стало. А Витя, слава Богу, жив-здоров, обосновался в Белгороде. Недавно у него тоже был юбилей – 90 лет. Я, конечно же, звонила, поздравляла. Вообще у меня в Белгородской области очень много родни, ведь корни мои – там. Поэтому очень переживаю за них, – рассказала именинница.
По словам Евгении Сергеевны, самое яркое воспоминание из детства – это день, когда она пошла в первый класс.
– Жизнь тогда, конечно, была непростой. Но родители все сделали для того, чтобы мы пошли в школу. Мама по дому работала, отец – машинистом в Новом Осколе. Ну а нам, детям, говорили: «Ваша обязанность – прилежно учиться. Тогда и людьми станете». И вот собрала нас, первоклашек, учительница, а я помню, как залюбовалась ею – такая опрятная, нарядная, аккуратная, а главное – образованная! Что у нее ни спроси – на любой вопрос ответит! В тот момент решила – буду как она! Жаль, имя ее из памяти стерлось. Ничего не поделаешь – годы, – говорит Евгения Сергеевна.
Одна из лучших учениц в школе, в 1939 году Женя Гусакова без труда поступила в Новоосколькое педагогическое училище, но окончить успела только два курса – началась война.
– Тут уж не до учебы было. Отец погиб почти сразу – попал под бомбежку в своем локомотиве. Я – старшая дочь, мне тогда только 17 исполнилось, а младшему брату было всего семь. Значит, нам с мамой и кормить семью. Мама занималась огородом и ходила к поездам продавать овощи, а я пошла работать на железнодорожную станцию – весовщицей, товарным кассиром, в общем, куда пошлют, – продолжает Евгения Сергеевна.
В июле 1942 года Новый Оскол заняли немцы.
– Я все так же продолжала работать на станции. К счастью, никого из нашей семьи не тронули. Но это были семь месяцев жизни в постоянном страхе. Давали паек – 300 граммов хлеба в день. А остальное сами добывали – когда ягод в лесу нарвешь, а когда и ничего не найдешь, – вспоминает Евгения Сергеевна.
В январе 1943 года войска Воронежского фронта успешно провели Острогожско-Россошанскую и Воронежско-Касторненскую операции. Немецко-фашистские войска оказали упорное сопротивление в районе Нового Оскола и села Великомихайловка, но враг был сломлен, а район освобожден.
«Уважаемая Женя»
Летом 1943 года на железнодорожную станцию Новый Оскол прибыл легендарный бронепоезд «Смерть фашизму» с командиром радиотелефонной связи 376-й артиллерийской дивизии Иваном Говоровым в составе.
– Бронепоезд привез к нам раненых в боях под Прохоровкой. Мы наших защитников встречали как полагается – не только хлебом-солью, но и песнями. С девчатами подготовили концерт. Я петь очень любила, да и сейчас люблю, – продолжает именинница.
Девушка Женя тогда исполнила сразу несколько популярных в военные годы песен, но громче всех бойцы аплодировали «Синему платочку».
– Даже попросили спеть на бис, что я и сделала. Помню, один из прибывших на бронепоезде, Федор, бойкий такой, рыжий, не хотел меня отпускать. Он был уж слишком навязчивый. А вот второй – Иван – молча стоял в стороне, но глаз с меня не сводил. Этим мне и запомнился, – улыбается Евгения Говорова.
Концерт закончился, раненых разместили в госпитале, а бронепоезд уехал нести смерть фашизму дальше. Жизнь Жени Гусаковой вновь пошла своим чередом – работа на станции и огороде, забота о младших сестре и брате. Но тут на станцию пришло письмо, в котором боец Иван Говоров интересовался, как поживают новооскольцы, устроившие бронепоезду такой теплый прием, и в особенности – самодеятельная артистка Женя Гусакова.
– Мне, конечно, начальник станции это письмо передал. Поинтересовался, буду ли отвечать. А я стою и еле сдерживаюсь, чтобы от радости не рассмеяться. Но взяла себя в руки и сказала спокойно и строго: «Конечно, буду. Он ведь на фронте нас защищает», – вспоминает героиня публикации.
Так между Женей Гусаковой и Иваном Говоровым завязалась переписка. Продолжалась она вплоть до 1946 года – пока Иван не вернулся с войны. За это время накопилось немало писем.
– В них Ваня обращался ко мне «Уважаемая Женя!». Подружки меня спрашивали: «Почему уважаемая? Неужели нельзя написать – любимая?» А мне это, наоборот, нравилось. Ну какая любимая, если мы всего один раз виделись? Уважаемая – больше всего подходит, – рассуждает Евгения Сергеевна.
Ближе к концу войны от Ивана пришла посылка из Чехословакии. А в ней – отрез на платье. В том платье Женя Гусакова и стала Говоровой.
Как за каменной стеной
Молодые поженились 19 августа 1946 года. И прожили вместе 68 лет, нажив двоих детей, двоих внуков и одну правнучку.
Иван Говоров был настоящим главой семьи – после свадьбы практически сразу увез жену в Лиски, где ему предложили работать в железнодорожной милиции.
– Я было засомневалась, ехать или нет, но Ваня сразу мне дал понять: он принял такое решение, а значит – обсуждать нечего. Я за ним была как за каменной стеной. Несмотря на ответственную работу, он всегда находил время для семьи. Даже с закрутками мне помогал. Счастливая я – повезло мне с мужем, – призналась Евгения Говорова.
На счету Ивана Говорова – орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и другие награды.
Послевоенную карьеру он начал в транспортной милиции, а закончил начальником военизированной охраны станции Лиски. Ушел на заслуженный отдых в звании подполковника милиции.
С мая 2014 года – сразу после того, как Ивана Федоровича не стало – Евгения Сергеевна живет с дочерью Валентиной.
– Так мне неспокойно стало, когда Ваня мой ушел. Тоскливо. Вот дочка меня и поддержала – переехала ко мне, – рассказала Евгения Сергеевна.
Год назад у Евгении Говоровой отказали ноги. А до того момента она с удовольствием помогала дочке по хозяйству.
– Мы на кухне всегда вместе были. Мама у нас такая – старается никому не быть в тягость. Да и сейчас меня буквально заряжает своим жизнелюбием. Вы не поверите, но у нее давление ниже, чем у меня, – практически всегда в норме. А уж как она поет – я до сих пор заслушиваюсь, – говорит дочь юбилярши Валентина Белик.
Кстати, «Синий платочек» Евгения Сергеевна помнит до сих пор, что и продемонстрировала гостям, исполнив любимую песню.
– Я благодаря «Платочку» со своим Ваней познакомилась, поэтому забывать нельзя ни строчки. Вот так пою – и как будто снова на станции, и вся жизнь впереди. Хотя кто знает – я ведь еще пожить планирую. Главное – чаще радоваться, ведь поводов для этого немало, – поделилась именинница.
Жизнерадостности Евгении Сергеевны Говоровой действительно не занимать. Когда ей вручили цветы, она засмеялась: «О, мои любимые гладиолусы! Как вы догадались?» А потом долго не хотела отпускать гостей – угощала чаем, читала стихи, пела, рассказывала о непростой военной юности и о долгих, счастливых годах замужества.
По сравнению с наградами супруга, у Евгении Сергеевны их немного, точнее – одна-единственная. Звание «Ветеран труда» она получила, более 30 лет отработав сначала на железной дороге, а потом – диспетчером в автотранспортной организации.
– Но награда моя в другом. Мне всегда хотелось возвращаться домой – к моей семье, к моим самым родным и любимым. Вот и сейчас ценю каждую минутку, проведенную вместе, – призналась долгожительница.