«Не нахожу оправдания». Хроника спасения воронежской новорожденной и падения ее матери
Суд поставил точку в громкой истории девочки, брошенной в яме общественного туалета.
Оксана Грибкова, Юлия Хлыстунова, 4 августа 2016, 19:21
Россошанский райсуд вынес приговор по резонансному делу о покушении на убийство новорожденной. По просьбе раскаявшейся матери слушания прошли в особом порядке – без исследования доказательств и допроса свидетелей. Суд уложился в одно заседание, занявшее несколько часов в четверг, 4 августа. В наказание Светлана М. получила 3 года ограничения свободы.
История спасения девочки из выгребной ямы общественного туалета прогремела на всю область. Ее назвали чудом, редким случаем, когда брошенный после рождения ребенок выжил. Мать новорожденной вычислили через четыре месяца. В поисках подозреваемой следователи проверили сотни женщин, назначив более 110 ДНК-экспертиз. Одна из них и привела к подозреваемой, рассказал журналисту РИА «Воронеж» руководитель Россошанского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Воронежской области Андрей Бредихин.
Декабрь 2015. Спасенная девочка
Новорожденного младенца спасли прохожие из ямы общественного туалета россошанского стадиона «Юбилейный» 14 декабря 2015 года. По счастливому стечению обстоятельств рабочий Владимир Минченков около 14 часов по дороге на обед зашел в уличный туалет. Из выгребной ямы он услышал писк.
Владимир позвал коллегу Сергея Зенцова, и тот, заглянув в яму, увидел младенца. Мужчины тут же позвали на помощь озеленителей «Зеленхоза», которые убирали листву неподалеку и в перерыве сели погреться в автобус. Женщины примчались на помощь. Деревянный туалет общими усилиями повалили, и Владимир Минченков бросился в яму
Владимир Минченков и Сергей Зенцов
Фото – Юлия Хлыстунова (из архива)– Зрелище, конечно, не для слабонервных: малыш лежал в грязной жиже на спинке и еле пищал, видны были ручки, головка, повернутая на бок. Мы стали кричать Сергею, чтобы он не тянул за ручки и голову. Советовали полностью подсунуть под младенца свою руку. Так он и вытащил его: как ковшом зачерпнул, подал нам наверх. Мы тут же схватили ребенка и прямо, как был в грязи, завернули в свитер, – рассказывала журналисту РИА «Воронеж» мастер «Зеленхоза» Светлана Берестова.
Девочку, промерзшую на морозе и хлебнувшую нечистот, доставили в реанимацию Россошанской районной больницы. Стабилизировав состояние малышки, врачи перевезли ее в областную детскую больницу №1. Неонатологи назвали состояние новорожденной тяжелым.
– От переохлаждения у ребенка начались дыхательные нарушения, нарушения работы центральной нервной системы. У ребенка серьезная пневмония. Вероятнее всего, она имеет аспирационную природу – то есть вызвана заглатыванием того, в чем ребенок находился, – поясняла заместитель главврача по неонатологии детской больницы Галина Миненко.
Медики рассказали, что девочка родилась доношенной с весом 3 кг 300 г.
Через неделю, 21 декабря, состояние малышки стабилизировалось. Ее сняли с аппарата искусственной вентиляции легких. Девочка сама начала кушать, и ее даже показали журналистам. К тому времени ее окрестили именем Варвара.
Удочерить младенца вызвался священник из Новой Усмани. После лечения в больнице маленькую Варю в конце января забрали в семью, где растет еще одна девочка, дочь приемных родителей. В августе малышке исполнится 7 месяцев, она чувствует себя хорошо. Экстремальная ситуация в самом начале ее жизни благодаря усилиям врачей не отразилась на здоровье Вари.
Январь-апрель 2016. Предательская кровь
Следователи сразу после спасения девочки из ямы туалета возбудили уголовное дело по статье о покушении на убийство матерью новорожденного ребенка (ч.3 ст.30, ст.106 УК РФ). Раскрыть дело по «горячим следам» силовикам не удалось. Несмотря на обращение следователей к жителям Воронежской области, мать брошенного младенца найти долгое время не удавалось. Для раскрытия преступления потребовалась кропотливая работа.
Правоохранители проверяли неблагополучных женщин, живущих в Россошанском районе и соседних с ним. Они исследовали медицинские документы женщин, состоящих на учете по беременности. Силовикам пришлось проверить несколько сотен человек. У 110 женщин взяли эпителий для проведения ДНК-экспертизы.
Под тяжестью доказательств женщина полностью признала вину в преступлении. Однако она так и не смогла ответить следователям на вопрос, почему бросила новорожденную в яму туалета. Согласно данным психолого-психиатрической экспертизы, мать в момент преступления могла осознавать свои действия и руководила ими.
Апрель-июль 2016. Жизненные обстоятельства
Родные 25-летней Светланы М. узнали о том, что она покушалась на убийство дочери, от чиновников. У женщины есть 8-летняя дочь, которую воспитывают бабушка и дедушка. В их дом приехала комиссия проверять условия проживания ребенка. Инспекторы и рассказали пенсионерке, что сделала ее дочь, которую за две недели до того впервые допросили как подозреваемую.
– Пыталась разговаривать с ней по душам. Я плачу, и она плачет. Говорит, что не собиралась бросать девочку. Мол, шла через парк, захотела в туалет. Даже не поняла, как случились роды. Ребенок упал в яму, она растерялась. Ладно, сразу не поняла – потом, на следующий день надо было пойти и все рассказать. Но чего уж теперь – поздно воспитывать, – рассказала мать Светланы в беседе с журналистом РИА «Воронеж».
Биологический отец девочки бросил Светлану, как только узнал о ее беременности. Следователи допрашивали мужчину как свидетеля, и он признался, что ему не был нужен ни этот ребенок, ни его мать. Вероятнее всего, женщина побоялась рожать второго ребенка без мужа. Хотя ее родители на следствии заявили, что взяли бы на воспитание и вторую внучку, если бы жизнь сложилась по-другому. Однако мать и отец не догадывались о беременности женщины, так как она несколько месяцев не ездила домой из Россоши, где была на заработках.
– Пусть она живет счастливо с приемными родителями. Надеюсь, она никогда не узнает, кто ее родная мама, что она натворила, – сказала бабушка.
Август 2016. В суде
Еще на следствии Светлана попросила о рассмотрении дела в особом порядке – без исследования доказательств и допроса свидетелей. На заседании в четверг, 4 августа, подсудимая полностью признала вину.
– Я очень раскаиваюсь. Сама себе не нахожу оправдания, – сказала женщина.
Суд оставил женщину на свободе – жить с родителями, воспитывать дочку-школьницу. В наказание Светлане назначили 3 года ограничения свободы.
Как пояснили в прокуратуре Воронежской области, ограничения заключаются в запрете оставлять место жительства с 23:00 до 06:00. Осужденной запретили выезжать за пределы Россошанского района, менять жилье без согласия инспекции. Женщину также обязали являться один раз в месяц в государственный специализированный орган, который осуществляет надзор за отбыванием наказания.
После заседания осужденная рассказала журналисту РИА «Воронеж», что на жестокий поступок ее толкнули жизненные обстоятельства.
– Сегодня я осознаю, что натворила. Очень стыдно и страшно. Больше всего боюсь, что старшая дочь обо всем узнает, – призналась Светлана.