«Навязывать веру нельзя». Воронежские родители и педагоги – о школьном курсе православия
Минобрнауки обсуждает внедрение в школах «Православной культуры».
Мария Андреева, Елена Миннибаева, Галина Саубанова, 1 декабря 2016, 14:00
Российские власти обсуждают введение в школьную программу предмета «Православная культура». Дисциплина рассчитана на 11 лет. Заочное голосование экспертов - членов Федерального учебно-методического объединения - по проекту православного курса завершилось в среду, 30 ноября. Проект во второй раз отправили на доработку, заявила министр образования РФ Ольга Васильева. Как воронежские родители и педагоги относятся к федеральной инициативе и нужно ли школьникам 11-летнее православное образование, выяснили корреспонденты РИА «Воронеж».
«Не с первого по 11 классы»
Михаил Хуторецкий, директор школы №28 Воронежа:
– В нашей школе в некоторых классах средней ступени преподают предмет, чем-то похожий на основы православной культуры. Но он предполагает рассказ о разных религиях, а не только о православии.
Сегодня, к сожалению, мы пытаемся обучать детей всему, чему угодно, кроме общего образования. У нас есть проблемы с русским языком, физикой, а вот в основах православной культуры необходимости нет. Кроме того, возникает вопрос: а как быть с остальными религиями? Почему хотят преподавать только православие? Пройдите по школе: наверняка найдутся те, кто изучал бы и мусульманскую культуру, и иудейскую.
Если «Православная культура» как-то поможет изучению русского языка и литературы – тогда можно обсудить его внедрение. Но, опять же, не с первого по 11 класс.
«Церковь отделена от государства»
Тамара Дьякова, культуролог, профессор ВГУ:
– Я не знакома с программой, о которой идет речь. Но с трудом представляю, каким содержанием можно наполнить курс с таким большим количеством часов. Я категорически против того, чтобы образование – среднее или высшее – имело столь большой крен в сторону православия. В России церковь отделена от государства. Да, один из аспектов нашей культурной идентичности связан с православием. Я прекрасно понимаю, что сегодня государство должно думать о сохранении отечественных традиций. Но православие – не единственная грань нашей культуры, которая нуждается в защите. Не менее важно передать подрастающему поколению любовь к русскому языку и литературе, приятие народной традиции и знание отечественной истории. В школьную программу могут быть включены отдельные спецкурсы о религиях мира, особенностях каждой религиозной системы. Или же курсы, которые обогатят учеников знаниями по истории русского православного искусства: зодчества, иконописи, декоративно-прикладного творчества. Через эти знания усваиваются культурные коды России. Возможность преподавать православие в школах я вижу только в этом ключе.
«У родителей должен быть выбор»
Татьяна Дорофеева, методист Воронежского института развития образования:
– В Воронежской области учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается с 2012 года. Сначала предмет был только в четвертом классе, с 2015-го – в четвертом и пятом. По мнению учителей, года или полутора лет, отведенных для этого предмета, недостаточно.
В Воронежской области с середины 90-х в нескольких школах по желанию родителей православную культуру изучают факультативно со второго класса. Многолетний опыт показывает: дети глубже узнают и понимают культуру России. Задача курса – не сделать всех верующими (вероучение – это направление воскресных школ), а приобщить к традициям и духовной культуре, которые неразрывно связаны с историей и литературой. В России испокон веков все круто замешано на православии – за исключением советского периода, когда все связанное с религией изгонялось даже из истории и литературы. Если бы эти предметы преподавались полноценно, если бы все, связанное с православием, органично в них вплеталось, то не понадобилось бы вводить отдельный курс.
Сейчас у родителей и детей есть выбор – изучать основы православия, светской этики или культуру других религий – ислама, буддизма, иудаизма. Считаю, что в будущем этот выбор должен быть сохранен.
«Православную культуру» можно давать в виде интегрированных уроков: например, Достоевского изучать через призму православия, урок литературы может быть посвящен духовной поэзии.
«Даже в семинариях столько лет не учат»
Михаил Григорович, родитель:
– Дочка учится в пятом классе. Знаю, что им преподают предмет, связанный с православием. Дети изучают различные праздники, к примеру, на этой неделе проходили Пасху. Не вижу в этом ничего плохого. Как объяснили в школе, посещать эти уроки можно по желанию. Один мальчик по имени Равиль воспользовался этим правом и не ходит на этот урок. А насчет того, чтобы основы православия изучать все 11 классов – спорно. Не представляю, чему детей все это время будут учить. Даже в семинариях столько лет не учат.
«Вера – дело добровольное»
Ольга Вяземская, родитель:
– Двух своих детей мы воспитываем в православном духе. Еще с дошкольного возраста дети посещают воскресную школу, где им дают гораздо больше знаний по истории православного мира, чем в школе. По основам православия моя дочь сейчас может дать фору учительнице. Я считаю, что это дело добровольное, кто хочет – водит детей в воскресные школы, а навязывать веру на уроках нельзя – это только отвернет ребенка от нее.
Контекст
В феврале 2015 года патриарх Кирилл заявил, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить школьный курс «Основ религиозных культур и светской этики» с 34 часов в четвертом классе до 11 лет обучения. Изучив проект, члены Федерального учебно-методического объединения в сентябре 2016-го в первый раз отклонили его и рекомендовали авторам-разработчикам доработать программу и представить на повторное рассмотрение. В ноябре проект отклонили во второй раз.