Настоящее чудо. Как воронежские врачи спасли мать и ребенка при внематочной беременности
Это 18-й случай рождения живого малыша при такой патологии за 150 лет.
Галина Саубанова, 5 февраля 2020, 18:41
Врачи Воронежского перинатального центра 17 января провели уникальную операцию, в результате которой на свет появилась здоровая девочка, выношенная вне матки. Департамент здравоохранения сообщил об этом 4 февраля, когда стало ясно, что здоровью матери и ребенка ничто не угрожает. Сейчас малышка, которую назвали Анастасией (имя означает «возвращенная к жизни»), весит уже 2,45 кг. Она оказалась спокойным ребенком, хорошо ест и спит. Вероятнее всего, девочку и маму выпишут уже во вторник, 11 февраля.
Подробности необыкновенных родов выяснили журналисты РИА «Воронеж».
«Не подозревала до последнего»
Тридцативосьмилетняя Евгения Батурина из Богучарского района не знала о беременности, пока не почувствовала шевеление плода и боли в животе. Женщина обратилась в Богучарскую районную больницу. После ультразвукового исследования врачи сообщили, что она беременна, и срок составляет 34 недели, то есть, по сути, подходит к концу. О том, что беременность на таком позднем сроке внематочная, они и подумать не могли.
– Внематочную беременность было бы несложно идентифицировать на ранней стадии. Но плод был уже большим, развивался нормально, и трудно было даже предположить, что он находится в брюшной полости. Ткани, обволакивающие плод, создавали на УЗИ видимость нормальной матки. Внематочная беременность на таком сроке – это казуистика, может быть один случай на миллион. Специалисты Богучарской районной больницы с подобным никогда не сталкивались, – объяснила заведующая акушерским отделением перинатального центра, акушер-гинеколог Татьяна Гущина.
Согласно статистике, внематочная беременность составляет не более 1–2% от общего числа беременностей, а локализация плода в брюшной полости – всего 0,4% от этого числа.
– Это мой третий ребенок, но беременность протекала совсем не так, как предыдущие. Вернее, никаких ее признаков вообще не было, так что это известие стало шоком и для меня, и для мужа, и для детей, – рассказала Евгения.
Женщина практически до последнего момента ходила на работу – по профессии она кондитер. О том, какая опасность ей грозила, Евгения узнала только после появления на свет дочери.
«Увидели в ходе операции»
Пациентку с жалобами на боль в животе направили в Воронежский перинатальный центр, где врачи лишь в ходе кесарева сечения увидели, с чем они столкнулись. В полуторачасовой операции участвовали 11 специалистов: хирурги, анестезиологи, неонатологи, детские реаниматологи, медсестры. Евгения потеряла 3 л крови, частично эти потери удалось восполнить ее же кровью благодаря специальному оборудованию. Ребенок родился здоровым, весом 2,15 кг и ростом 46 см.
– Такое чудо случается крайне редко. За мои 44 года работы это четвертый случай, когда ребенок развивался вне матки, и первый – когда малыш выжил. Помню все эти случаи: в Павловском, Верхнехавском районах и в Африке, где я работала. Внематочная беременность обычно прерывается на сроке не более 12–15 недель, жизнь матери при этом тоже бывает в опасности. Диагноз при брюшной беременности поставить очень сложно. В данном случае нам повезло, что плацента прикрепилась к трубе и яичнику, а не к кишечнику или другим жизненно важным органам, которые в этом случае были бы повреждены, – пояснила заведующая акушерским центром Галина Никонова.
«Случай попадет в учебники»
Главный внештатный неонатолог департамента здравоохранения Воронежской области Людмила Ипполитова отметила, что этот случай, безусловно, попадет в медицинскую литературу. Уникальность его в том, что ребенок при внематочной беременности развился до большого срока, его развитие этому сроку соответствовало, и все закончилось хорошо – и мать, и младенец живы. По словам Людмилы Ипполитовой, она исследовала этот вопрос и обнаружила, что в мире до сих пор было зафиксировано всего 17 случаев рождения живого малыша при такой патологии за последние 150 лет.
– Профессионализм врачей позволил сохранить жизнь и здоровье маме и ребенку. Разрыв мог произойти в любой момент, и то, что в таком случае ребенок погибает, – это 100%, а чтобы спасти женщину от обильного кровотечения у врачей оставалось бы буквально 7–10 минут, – объяснила Ипполитова.
По словам главного неонатолога, младенец пять дней оставался в реанимации под динамическим наблюдением.
– Но ситуация не требовала каких-то серьезных инвазивных манипуляций. Ребенку оказывалась легкая респираторная поддержка кислородом. На шестые сутки малышку перевели на второй этап выхаживания. Сегодня девочка находится в палате вместе с мамой, – добавила Людмила Ипполитова.
«Статуса многодетности нет»
У Евгении есть 19-летняя дочь, шестилетний сын и даже маленький внук. Так как старший ребенок уже совершеннолетний, семья не будет считаться многодетной. Но сможет воспользоваться всеми социальными выплатами, положенными им по закону.
– Во-первых, это наш региональный материнский капитал – сейчас это 150 тыс. рублей. Как семья с небольшим достатком, они будут получать ежемесячные выплаты на малыша. Плюс льготы, которые были озвучены президентом РФ в Послании Федеральному Собранию (над реализацией этих мер уже работает российское правительство), – рассказала Людмила Ипполитова.
Сама Евгения Батурина говорит, что деньги не главное – были бы дети здоровы.
– Первые две недели после рождения дочери, конечно, меня переполняли эмоции. Не могла поверить, что такое бывает. Сейчас уже привыкла. Спасибо врачам за то, что спасли, постоянно поддерживали и ни на минуту не отходили от меня после такой сложной операции. Сейчас чувствую себя хорошо, во вторник готовимся к выписке, – сказала женщина.