Наставник воронежского «Бурана»: «Команда становится похожа на "настоящую"»
Новый главный тренер Михаил Бирюков – о достижениях, неудачах и планах клуба
Леонид Шифрин, 15 марта 2021, 19:00
В недавно завершившейся так называемой «гладкой» части чемпионата России в Высшей хоккейной лиге воронежский «Буран» оказался далеко от зоны плей-офф. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщался с Михаилом Бирюковым, которого утвердили главным тренером «Бурана» в воскресенье, 14 марта. Журналист выяснил, как пандемия сказалась на заработках клуба, почему из года в год судьба команды решается буквально «на флажке» и что ожидает ее в ближайшем будущем.
«Мы не «Барселона»»
– Михаил Олегович, наверное, не очень корректно спрашивать об итогах сезона наставника команды, занявшей 24-е место среди 26 участников турнира ВХЛ...
– Конечно, пандемия повлияла на результаты всех команд. В плане экономики она нам не слишком помешала – все-таки мы не «Барселона» и не «Реал», чтобы зарабатывать большие деньги на входных билетах, абонементах или торговых точках с атрибутикой. Но все это какую-то копеечку клубу приносило. Скажи нам год назад, что предстоящий сезон пройдет без зрителей на трибунах, я бы в это никогда не поверил.
– Сейчас во многих сферах нашей жизни стало модно списывать собственные неудачи на пандемию.
– Да, так и есть. Но лично я этого делать не собираюсь – как я уже сказал, пандемия сказалась на нашей команде, но думаю, что все-таки не так глобально. Сказалась в том плане, что мы не провели ни одного тренировочного турнира перед началом нового сезона, хотя их было запланировано два. Команда у нас в очередной раз строилась с нуля, ребят, оставшихся с прошлого сезона, можно было пересчитать по пальцам. И мы с тогдашним главным тренером Вячеславом Уваевым (возглавил команду перед началом сезона и был уволен в январе 2021 года. – Прим. РИА «Воронеж») думали, сколько игр надо заложить для нашей команды, чтобы кого-то отсеять, а кого-то подписать, и чтобы к началу сезона наиграть какие-то тактические варианты. А на деле получились один товарищеский матч с ХК «Россошь» и две игры с экспериментальным составом подмосковного «Динамо». Большинство хоккеистов красногорского клуба тогда только вышли с карантина, а мы еще не болели, были на ходу, выглядели здорово. А свой чемпионат мы начали, когда хоккеисты были в разной степени готовности, была разбалансированность. Кто-то успел потренироваться всего несколько дней, а кто-то вообще вышел на лед только в день матча. Потом потихоньку стали выходить из этого состояния, но получили восемь поражений на старте... Но все же, по ощущениям, в итоговой турнирной таблице мы должны быть выше на две-три строчки.
– Так все-таки дело в пандемии?
– С нее все началось, а дальше покатилось как снежный ком, пошли разногласия... Мне кажется, что мы не совсем правильно использовали некоторые паузы, которые были по ходу чемпионата. Вместо того чтобы впадать в панику, искать на рынке новых игроков, перетряхивать состав, надо было сжать зубы, перетерпеть. А мы в поисках сиюминутного результата, конечно, допустили ошибки. В том числе и в селекции – тут целая цепочка получилась...
«Попали в яму»
– В последние годы «Буран» по итогам «регулярки» ни разу не поднялся выше 20-го места, до попадания в плей-офф команде было как до Луны. И все-таки какой из «Буранов"-аутсайдеров выглядел лучше в последних сезонах?
– Если взять «Буран» прошлого сезона, то после домашней новогодней серии мы находились буквально в шаге от первой восьмерки команд, цеплялись и верили, что будем бороться за нее. У нас были идеи относительно того, как сражаться за эти места, но попали в яму – потерпели серию поражений, из которой так и не выбрались. А в нынешнем сезоне, когда мне пришлось после ухода главного тренера принимать команду, я понимал: шансов никаких. Думаю, что уровень «Бурана» сезона 2020−2021 года все-таки пониже, чем предыдущего.
– В 2020 году вы пришли в команду гендиректором, потом периодически, заменяя уходивших главных тренеров, занимали их должность. Почему приходится постоянно бросаться на амбразуру?
– Конечно, все это неправильно! Условно говоря, попечительский совет ставит перед командой задачу, люди оттуда приходят на хоккей, видят, что получается не все и не всегда, начинаются вопросы. Потом все приходит к тому, что надо делать перестановки в тренерском штабе. Я постоянно говорю, что нам пора стратегически определиться с тренером, дать ему время – к примеру, два-три года – и только тогда ждать результат. Причем этот человек должен понимать, как взаимодействовать с нашим ближайшим резервом – ХК «Россошь».
– Кстати, в одном из недавних интервью вы сетовали на то, что взаимодействие с ХК «Россошь» в плане подпитки основной команды игроками оставляет желать лучшего.
– Эту ситуацию мы меняем. В этом сезоне ребята 2003 года рождения неплохо себя проявляют в Россоши, на следующий сезон за россошанскую команду будут играть ребята 2004−5 годов рождения. А это ускорит приближение ХК «Россошь» к «Бурану». Хочу провести апрельские сборы, где совместно отработают ребята из сегодняшнего «Бурана», которых мы хотим сохранить на следующий сезон, лучшие ребята из ХК «Россошь» и два-три мальчишки из юниорской команды – и три главных тренера этих команд. Мы хотим все вместе посмотреть этих ребят и новичков, которые приедут на просмотр. Уже в этом сезоне у нас ребята перемещались из юниорской команды в «Россошь», из «Россоши» в «Буран». То есть некая цепочка взаимодействия выстраивается.
– А краткосрочные альянсы «Бурана» с клубами КХЛ – ярославским «Локомотивом» и московским «Динамо» – оправдывают себя?
– Такое сотрудничество нам приносит пользу. За «Динамо» говорить не могу, мы не много работали с ними, но они нам немного помогали и финансами в тяжелой ситуации. Конечно, это выгодно для нас, потому что благодаря игрокам из «Локомотива», которым зарплату, соответственно, платит «Локомотив», мы имеем возможность подписывать более опытных игроков.
– Все то, о чем вы сказали, – одна из составляющих репутации клуба и не лучшая реклама для привлечения сюда новых игроков и тренеров. Последние вряд ли стоят в очереди на возглавление воронежской команды.
– До того, как я в очередной раз стал и. о. главного тренера, три человека отказались приехать, чтобы возглавить «Буран».
«Постараюсь на те же грабли не наступать»
– А теперь вы утверждены в должности главного тренера.
– Действительно, в конце минувшей недели прошло собрание попечительского совета, на котором я был утвержден новым главным тренером команды. И со вчерашнего дня я работаю уже в этой должности. Как раз мы начали проводить сборы. Кто-то остался с прошлого сезона, кто-то приехал на просмотр – пока компания подобралась разношерстная. Наш бюджет – на уровне прошедшего сезона. Прорабатываем два варианта построения команды на новый сезон: один – с клубом-партнером КХЛ, другой – без него. И там и там плюсов и минусов примерно поровну, решение будет приниматься коллегиально, но последнее слово будут за президентом областной федерации хоккея Александром Трубецким. Пока непонятно, какие команды добавятся в ВХЛ, сколько всего их будет. Деньги у коллективов есть, и не всегда мы сможем конкурировать с кем-то, приглашая в Воронеж того или иного хоккеиста.
– При бюджете такого уровня реально ли «Бурану» бороться за место в плей-офф?
– Думаю, что вполне.
– Вы совмещаете должности главного тренера и генерального директора, или это будут разные люди?
– Пока я главный тренер, а кто будут гендиректором – вопрос не сегодняшнего дня. Попечительский совет, думаю, определится с этим. Надеемся, что новый сезон будет с болельщиками, билетной программой, атрибутикой. Думаю, этим главному тренеру заниматься будет некогда.
– Обычно планы «Бурана» на новый сезон становились понятными буквально «на флажке» перед стартом. Сейчас ясность наступила гораздо раньше.
– На словах кажется, что да.
– Вы чуть раньше говорили об ошибках руководства, в том числе о своих, по ходу минувшего сезона. Какие уроки вы лично извлекли для себя из всего этого?
– Конечно, я анализирую свои ошибки, постараюсь на те же грабли не наступать. К новому сезону я команду ни разу не готовил, а вступал в должность главного тренера уже по ходу сезона. Будут изменения в тренерском штабе, сейчас ведется работа по поиску специалисту по физподготовке. Скорее всего, появится тренер по защитникам и игре в меньшинстве. Александр Буйницкий остается в тренерском штабе, без него мы не справимся, он всегда выполняет большой объем работы.
– Как будет строиться предсезонная подготовка команды?
– В апреле пройдет полноценный сбор, надеемся провести четыре-пять контрольных встреч. Из прошлогоднего состава, думаю, останутся человек 11−12, плюс новички. После апреля команда уйдет в отпуск, а дальше посмотрим новый регламент, календарь. Обычно 1 мая руководители ВХЛ собираются в Сочи, где утверждаются календарь соревнований, состав участников. Как будет, сейчас пока непонятно.
«Надо двигаться поступательно»
– Какой у вас стимул работать в ежегодной непростой ситуации? На Воронеже свет клином сошелся?
– Во-первых, я приобрел жилье в Воронеже, и моей семье очень нравится сам город. Во-вторых, несколько лет назад я дал слово президенту областной федерации хоккея Александру Трубецкому, что, пока востребован, вилять хвостом не буду. Хотя отказался от нескольких интересных проектов, связанных с работой в КХЛ. Зарплата по меркам ВХЛ у меня более чем скромная, но ни разу за годы работы в Воронеже не просил себе прибавки. Я работаю здесь потому, что люблю город, хоккей и отношусь с уважением к президенту федерации. Немного горжусь тем, что сейчас команда становится все больше похожа на настоящую – профессиональную. Развивается инфраструктура, нет задержек по зарплатам, нормальная экипировка, вырисовывается определенная вертикаль взаимодействия с юношеской и молодежной хоккейными лигами. Конечно, это далеко не только моя заслуга, а общая. Считаю, что в тех спартанских условиях, в которых мы все существуем, это неплохая работа. И, когда сюда придет работать другой человек, уверен, он не придет, как в свое время я, к, условно, трем скакалкам и двум мячикам в полутемном подвале.
– Модно говорить о том, что любой спорт несет обществу важную социальную функцию. Возможно ли это делать в тех условиях, в которых сегодня существует «Буран»? Я не к тому говорю, что команду надо закрыть...
– Я иногда так и говорю: давайте все закроем и заколотим гвоздями! Потому что «Юбилейный» на нас смотреть не может из-за каких-то финансовых неувязок с клубом. Мы вообще никто! Нам придут завтра, скажут: «Уходите!» – и придется уйти. Давайте президент областной федерации хоккея все бросит, я все брошу... За последние годы бюджет «Бурана» не менялся, но цены-то вокруг стали другими. При этом мы еще открыли юниорскую команду, и очень много средств ушло на постоянные тесты на ковид для трех команд.
– В этих условиях о целях и задачах на сезон говорить, видимо, не приходится...
– Почему, я перед каждым матчем ребят настраиваю на победу!
– Михаил Олегович, это общие места, так говорят все тренеры мира. Но тем не менее одна команда в таблице идет третьей, а другая – 22-й. Я говорю о крохотном качественном шаге – например, попасть в следующем сезоне в плей-офф...
– Мы верим в то, что это в принципе реально, причем даже с таким бюджетом, как у нас. Но тут должна быть стабильность: осознанно подобранный тренер, которому дадут время, состав, полное взаимодействие во всех клубных структурах. Нужны еще свои воспитанники. Но все это в пожарном порядке не делается – надо двигаться поступательно.