Наш край. Как развиваются воронежские деревни. Сергеевка
Почему городские жители возвратились на свою малую родину
Леонид Шифрин, 30 мая 2022, 00:30
В спецпроекте РИА «Воронеж» «Наш край» журналисты рассказывают о хуторах и поселках, которые не только держатся на плаву, но и развиваются благодаря неравнодушным жителям. Там появляются детские площадки, обновляются дороги, строятся соцобъекты, открываются выставки. По мере того как меняется качество жизни в селах, люди все чаще остаются на малой родине и создают здесь семьи. Более того, в села приезжают жить из городов. Очередной выпуск спецпроекта посвящен селу Сергеевка Панинского района.
С главой – о главном
Сергеевка – небольшое село, территориально относящееся к Октябрьскому сельскому поселению, отстоящее от его центра – села Октябрьское – примерно на 15 км. До 2015 года Сергеевка была центром поселения, но в результате укрупнения она вошла в его состав, и сегодня на четырех улицах села проживают порядка 130 человек.
Расположено оно на вершине балки Вислянский Лог с притоком реки Тойда и Ваганским прудом. Основанная в начале XIX века, Сергеевка поначалу была владельческим селом Ростопчиных, а после – Левашовых. В 1855 году здесь возвели Васильевскую церковь, но в 30-е годы прошлого века ее разрушили. Говорят, что церковь разобрали на кирпичи, из которых потом построили в школу в Панино.
В середине XIX века в селе насчитывалось около 1200 жителей, а в 1900 году – почти 2 тыс. человек. Здесь были школа, маслобойка, три лавки. В 2007-м в Сергеевке проживали почти 270 человек.
Кстати, в 2016 году Сергеевка стала победителем районного этапа конкурса «Самое красивое село Воронежской области».
– Сегодня в Сергеевке успешно работает ТОС, на счету которого уже семь реализованных проектов. Сейчас, кстати, в селе началась модернизация уличного освещения, в рамках которой будут установлены около 90 уличных светильников, отсыпаются щебнем несколько улиц, – рассказал глава Октябрьского сельского поселения Валентин Шишацкий.
– Конечно, главной проблемой тут пока остается сельский клуб (единственный во всем поселении), который нуждается в ремонте, – посетовал Валентин. – Он является центром притяжения сергеевцев, и его надо реконструировать. Пытаемся войти в какую-то областную программу. Думаю, что рано или поздно наши усилия увенчаются успехом.
Человеческий фактор
Планы главы поселения обязательно увенчаются успехом, и лучшая гарантия тому – здешний ТОС «Сергеевский», существующий с 2015 года. Он, как мощный локомотив, тянет за собой развитие и благоустройство этого небольшого села, которое теперь точно не попадет в разряд умирающих. Оно, кстати, совсем недавно даже было вписано в один из туристических маршрутов, проходящих по территории Панинского района.
Возглавляют ТОС супруги Елена и Александр Скрыповы. Родом они отсюда, жили на улице Ленина недалеко друг от друга, 30 лет назад поженились и уехали в Воронеж. Сегодня там у них небольшой бизнес и огромное желание окончательно вернуться домой из миллионного мегаполиса.
– В Воронеже у нас большой дом в престижном районе, но мы решили – надо возвращаться на свою малую родину. Мы построили дом в Панино, а параллельно начали строить еще один здесь, в Сергеевке, на улице Ленина. Он уже практически готов. Напротив живет мама моего супруга, метрах в двухстах левее – домик, где прошла моя молодость. В течение ближайших месяцев, думаю, мы переедем в новый дом в нашем родном селе, – рассказала Елена.
Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в будущем жилье Елены и Александра. Тут все функционально, но в то же время – с душой. Панорамные окна, большой свободный участок. В доме даже русская печка с лежанкой предусмотрена. А в тот воронежский коттедж они, скорее всего, будут изредка наведываться. Ведь их родина здесь, в Сергеевке.
История Скрыповых – лучшая иллюстрация пословицы о том, что не место красит человека, а наоборот. Еще за год до создания ТОСа они просто решили убрать здешнее кладбище, заваленное мусором. Люди, проезжавшие мимо, сначала крутили пальцем у виска, потом кто-то присоединился к работе, а дальше – родились новые общие планы.
– В 2015 году мы создали ТОС «Сергеевский», за это время продолжили благоустройство кладбища, поставили детскую спортплощадку, обустроили старый церковный колодец (возле бывшего здания храма), заменили памятник односельчанам, не вернувшимся с войны, сделали «Сергеевское подворье» – площадку возле клуба для проведения праздников. Тут теперь постоянно проводится Масленица, дни рождения и другие торжества, причем даже межрайонного уровня. В 2021 году мы установили стелу на въезде в село, – отметил Александр Скрыпов.
В 2019 году ТОС «Сергеевский» был признан лучшим в Воронежской области. В планах сельчан – в начале осени провести фестиваль русской печи, собрать гостей со всей области.
Город Сергеевка
Центр Сергеевки наверняка покажется притягательным для туристов: деревянная площадка со сценой, скамейки, клумбы, а перед клубом указатели направлений местных достопримечательностей – «Вагань» (Ваганский Лог), «Крючок» (место возле клуба, где форма улицы напоминает крюк), «Непочетовка» (часть села, где в XIX веке жили крестьяне, о которых шла дурная слава, «непочетные» люди).
На указателях улиц в самом селе сидит раскрашенный фанерный петух, который привлекает внимание любого прохожего.
В небольшом здании местного клуба нашлось место и предметам крестьянского быта, и даже пирамидке «кирпичиков» из кизяков, которые раньше в этих местах использовали для строительства.
Два раза в неделю в Сергеевку приезжает автолавка: магазин был закрыт четыре года тому назад. Школьники учатся в соседнем селе, куда их возит автобус.
– Наше село, несмотря на скромные размеры, интернационально. В последние годы сюда приезжали люди из Киргизии, Казахстана, Украины, с 90-х годов тут живут и турки-месхетинцы. Раньше было много домов на продажу, а теперь их почти не осталось – значит, Сергеевка и дальше будет развиваться. И самое важное, на мой взгляд, – улучшить качество жизни, стереть грань между городом и селом, – уверена Елена Скрыпова.
Александр и Любовь Татаринцевы – местные старожилы, у них четверо детей и 10 внуков, а также около 30 коз. Из молока семейная пара делает сыр и масло – для себя и на продажу.
– У нас много земли, а козам только того и надо, – рассуждает Александр, выгоняя своих питомцев пастись в район пруда.
Небольшой залив возле пруда хозяин зарыбил, запустил туда сазана и карпа, а также облагородил полуостровок на противоположном берегу, который местные называют «Хаврошка».
– Наша легенда гласит, что на том берегу проходили свидания помещичьего сына и крестьянской девушки – Хаврошки. Там они тайно встречались, а потом поженились, родили детей. С тех пор это местечко у нас называют именем той самой девушки, – пояснила Елена Скрыпова.
Спаси и сохрани
Все сергеевцы стараются улучшить каждый кусочек своего села. Например, несмотря на то, что церковь давно разрушена, а еще недавно в единственном сохранившемся церковном здании – просфорне – работал магазин, это место максимально облагорожено. Даже бывшая заброшенная колхозная баня со временем может стать чем-то вроде молельной комнаты.
Кстати, там же, недалеко от обустроенного церковного колодца, лежит единственный сохранившийся камень от порога храма, исчезнувшего в 30-е годы прошлого века.
Байрам Азизов вместе с семьей приехал в эти места в 90-е годы из Узбекистана на фоне гонений турок-месхетинцев, которые вынуждены были целыми семьями уезжать с насиженных мест.
Гостей из Воронежа он встретил широко, по-восточному, усадив на топчан и предложив национальный плов.
Хозяин работает на земле, выращивает овощи и продает их, иногда подрабатывает таксистом в Воронеже. Байрам недавно овдовел, у него остались дочь Дарья и три сына – Искандер, Кибар и Бенали. Причем двое последних однажды прославились на всю область, когда в августе 2016 года помогли вытащить из выгребной ямы двоих детей и их отца, надышавшихся парами аммиака.
– Наш односельчанин весил более 100 кг. Как мои мальчишки вытянули его с четырехметровой глубины? До сих пор не пойму, – признается отец. – Может быть, потому что они у меня с детства занимаются единоборствами и являются призерами многочисленных соревнований.
В сентябре того же 2016 года ребята и трое односельчан, помогавших отхаживать потерявших сознание людей, были награждены почетными грамотами и благодарностями за спасение человека.
Первым тогда начал подъем Иван Митрофанов, потом подоспели братья Азизовы, а уже позже, до приезда скорой, спасенным делали искусственное дыхание и массаж сердца соседи Азизовых – Ахтибар Асфиева и Иегана Алыева.
Сегодня Азизовы уже стали коренными сергеевцами, а вот их односельчане Алексей Провоторов и Любовь Китаева родились на этой земле.
Эта семья умеет многое. Хозяйка до сих пор работает на ножной прялке и вяжет носочки и шали, а Алексей недавно освоил вязку веников, делает их по 30−40 штук за сезон и раздает соседям. Их изделия обычно представляют поселение на различных районных выставках.
У Любови есть мечта – приобрести новые чески для шерсти. Но пока их приобретение откладывается.
Пограничная ситуация
А у вчерашних сибиряков – Алексея и Людмилы Махневых – другая мечта: чтобы соловьи всегда пели возле их дома в кустах сирени, доходящих до пяти метров в высоту.
Людмила родом отсюда, девчонкой уехала в закрытый город под Красноярском, вышла замуж и прожила там до 2020 года, а потом вернулась с сибиряком-супругом в родную Сергеевку вместе с матерью: несколько лет она прожила в семье дочери, но решила встретить свою кончину именно на родине.
У Махневых двое детей и четверо внуков, которые уже привыкли на лето приезжать в эти места.
– Мы сейчас строимся, – рассказал Алексей, – только-только дом до ума довели, теперь потихоньку сносим хатки, где жили родители моей жены, будем как-то расширяться. Конечно, для меня здесь все иначе, чем на родине. Но места красивые, соловьи поют, сирень растет выше крыши, что еще надо?
Супруги Холостых Елена и Игорь приехали в Сергеевку с территории ДНР в 2014 году. Мама Елены – Александра Васильевна – родом отсюда.
– Выезжали сюда всей семьей, девять человек – шестеро взрослых и трое детей. Причем дочь за 10 дней до того родила ребенка, – говорит Елена. – Там стреляли, и надо было уезжать. До отъезда три дня прятались от обстрелов в подвале. Тут купили домик у родственников и начали все с нуля. Получили российское гражданство, жизнь полностью наладилась, дети работают в Воронеже.
Игорь, 30 лет проработавший шахтером, недавно перенес инсульт, но сейчас восстановился и по мере сил занимается своим немудреным хозяйством, из которого у семьи Холостых лишь небольшой огород да несколько курочек.
В здании недавно закрытой сельской школы до сих пор работает сельская библиотека, где, по словам ее заведующей Людмилы Ильясовой, семь тысяч экземпляров книг. И они до сих пор пользуются спросом у сергеевцев.
На прощанье Александр Скрыпов отвез журналистов РИА «Воронеж» к еще одной местной достопримечательности – железнодорожному мосту, парящему на ажурной арке. Он был построен через речушку Тойда еще в 1898 году. Мост сделан без единого сварного шва – только на заклепках. И до сих пор выглядит как новенький.
– По речке проходит граница Панинского и Аннинского районов, – заметила его супруга Елена, – раньше поезда тут ходили, конечно, чаще. А теперь движение почти прекратилось, до Анны отсюда по «железке» километров 15 будет.
А вот движение сергеевцев к комфорту с каждым годом набирает скорость, что подтверждает растущий спрос на дома в этом селе, еще лет десять назад казавшемся и вовсе бесперспективным.