Наш край. Как развиваются воронежские деревни. Нижняя Каменка
Откуда в сельской глубинке появился пограничный столб
Леонид Шифрин, 5 сентября 2022, 15:00
В спецпроекте РИА «Воронеж» «Наш край» корреспонденты рассказывают о хуторах и поселках, которые не только держатся на плаву, но и развиваются благодаря неравнодушным жителям. Там появляются детские площадки, обновляются дороги, строятся соцобъекты, открываются выставки. По мере того, как меняется качество жизни в селах, люди все чаще остаются на малой родине и создают здесь семьи. Более того, в села приезжают жить из городов. Очередной выпуск спецпроекта посвящен поселку Нижняя Каменка Таловского района.
Не потеряли голос
Поселок Нижняя Каменка является центром одноименного поселения и отстоит от районного центра примерно в шести километрах. Сегодня здесь проживают порядка 500 человек. Тут работают ФАП, СДК, магазин и школа-девятилетка, где обучается около 40 ребят.
История поселка ведется с начала прошлого века, когда на землях графа Орлова-Давыдова в каменной балке поселились люди. Сначала это был хутор, состоящий из одной землянки. Организатором поселения был крестьянин по фамилии Иголкин.
В 1925 году был образован Нижнекаменский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Таловской волости Бобровского уезда Воронежской губернии. Во времена СССР в Нижней Каменке базировался крупный колхоз «Заря».
Сегодня Нижняя Каменка тянется на пару километров вдоль асфальта, ведущего от Таловой в сторону Новохоперска, а Таловский элеватор виден отсюда как на ладони.
Глава Нижнекаменского сельского поселения Наталья Турищева работает в этой должности с 2017 года, и за последнее время в жизни центра поселения произошли заметные изменения.
– ТОСа у нас в поселке нет, – отметила глава поселения, – думаем, он появится в ближайшее время. Еще до моего вступления в должность – в 2015–2016 годах – здесь была построена детская площадка. В 2017 году у нас рядом с военным памятником был поставлен пограничный столб (это земляки-пограничники увековечили память о своей армейской молодости) и реконструирован сам памятник землякам, погибшим на фронте. В 2020 году мы отсыпали около 2 км дорог нашего поселка, эта работа продолжилась и в последующие годы, также был построен новый ФАП. В поселке сейчас базируются четыре фермера и сельхозпредприятие, дающие в общей сложности около 15 рабочих мест. Работу в поселке, в принципе, найти можно, а если что – до Таловой всего 5 км.
Худрук Нижнекаменского СДК Ольга Агальцева – одна из здешних неформальных краеведов, – несмотря на то что родом из соседнего района, историю здешних мест знает неплохо.
– Наш СДК был простроен в 1960-м году, – рассказала она, – у него довольно редкая архитектура – две небольшие колонны при входе. Хоть и ремонтировался он еще в 80-е годы прошлого века, сегодня выглядит еще совсем неплохо. Наши земляки охотно приходят сюда, чтобы попеть, потанцевать, просто пообщаться. Гордость нашего СДК – ансамбль «Зоренька», основанный еще в 1979 году, у его истоков стояла Надежда Коротких, сегодняшняя пенсионерка, которая раньше руководила всей культурой нашего сельсовета, а позже – поселения. Она сама и была ведущей солисткой этого ансамбля.
Домашняя работа
Сегодня в той самой «Зореньке» поют пять человек. Сама бывшая солистка ансамбля после операции ходит только по дому.
– Мы приехали в эти места в 1975 году из Казахстана, – рассказала 78-летняя Надежда Коротких, – я всю жизнь была в культуре, при мне создавался ансамбль «Зоренька», в нем тогда пели в основном наши доярки, гремели мы тогда на всю область, в Воронеже на праздничных концертах выступали несколько раз, на репетиции собирались как на праздник. Конечно, сегодняшней молодежи народные песни не так интересны, как нам, пожилым. Но мы и сегодня собираемся, готовим концертные программы ко Дню села и другим праздникам.
С супругом, Михаилом Абрамовичем, они прожили 56 лет, нажив пять детей, восемь внуков и семь правнуков. Примечательно, что с 1978 по 2006 год он проработал ветврачом, причем все это время вместе с семьей жил прямо на своей работе. Дело в том, что Нижнекаменский отдел ветеринарных мероприятий (раньше – ветлечебница) располагается в половине жилого помещения этого здания, в котором несколько десятков лет жила семья самого ветврача. Ближе пути от дома до работы, наверное, и придумать нельзя – вышел в одну дверь, зашел в соседнюю – и ты на службе.
Сегодня дело своего отца продолжает его дочь – Анна, у которой художественное образование, но с 2001 года она работает в этой самой ветлечебнице санитаркой, причем начинала трудиться еще рядом со своим отцом.
Эта семья многое умеет делать руками, а не только лечить коров или овец. Например, сама Анна крючком вяжет ажурные шали, ее брат Дмитрий изготавливает декоративные светильники, ну а про любовь к песне в этой семье говорить не приходится! И сегодня Надежда Кирилловна по мере сил и возможностей старается участвовать в культурной жизни поселка, правда, эти силы уже не те, что раньше.
Пограничная ситуация
Один из тех, кто стабильно дает Нижней Каменке рабочие места, – фермер Сергей Кривоспицкий.
– На земле работаю с середины 90-х годов прошлого века, – рассказал Сергей Николаевич, – пока был жив наш колхоз «Заря», трудился там механизатором, потом начал собственное дело. Сейчас у меня 530 гектаров земли, сеем зерновые, подсолнечник, гречиху, подумываю о собственной переработке сельхозпродукции. Своей малой родине постоянно даю пять рабочих мест. Те, кто хочет, без труда найдут себе работу дома, не уезжая за тридевять земель.
Один из тех, кто работает у фермера, – 53-летний механизатор Андрей Лицуков.
– По профессии я водитель, начинал работать у Сергея, потом пошел в дальнобойщики, крутил баранку на зерновозах, теперь вернулся на родину, тружусь здесь, дома, в фермерском хозяйстве. Материально почти ничего не проиграл, зато все рядом – и семью вижу каждый день, а не так, как раньше, – рассказал Андрей. – В моем возрасте надо быть ближе к дому, надоело мотаться по стране.
Едва ли не самым заметным жителем поселка является 53-летний Виктор Искра, работающий охранником на ЮВЖД. «Срочную» он отслужил в погранвойсках (примерно там же, где и его отец, – на финской границе) и сегодня руководит первичной организацией ветеранов погранвойск Таловского района, объединяющей порядка 40 человек, с десяток из которых живет в самой Нижней Каменке.
Так что, по всему выходит, Нижняя Каменка – главное место притяжения «погранцов» всего района, потому что именно здесь, возле столба, они собираются не только на День пограничника, но и на другие праздники, проводят субботники в поселке, благоустраивают его центр. Тут у них свой, профессиональный интерес.
А в 2017 году Виктор и его единомышленники решили поставить возле военного памятника поселения пограничный столб в натуральную величину, а рядом – небольшую мемориальную доску, своим руками обустроили крохотный кусочек госграницы.
– Мы сделали это по примеру наших соседей – новохоперцев: собрали необходимые средства, заказали проект, подготовили место будущего памятного знака, обустроили это место. Теперь у нас тут – в самом центре Нижней Каменки – проходит своя граница между нашей молодостью и сегодняшним днем каждого из ветерана погранвойск. Как и должно быть, она всегда на замке!
Мечта Виктора и его единомышленников – когда-нибудь поставить рядом с этим мини-мемориалом памятник пограничнику с собакой. Эта задумка потянет на сумму со многими нулями, но определенные наработки уже имеются, и, может быть, в ближайшие годы в небольшом поселке появится еще один пограничник – кованый или бетонный, но обязательно охраняющий границы своей малой родины.
А вот для других жителей Нижней Каменки понятие «граница» имеет свой, вполне осязаемый смысл. О нем журналистам РИА «Воронеж» рассказала апа (в переводе с киргизского «бабушка» или «старшая мать») – 64-летняя Орзихон Абдуломинова.
Орзихон и ее семья (все они уже получили российское гражданство) переехала в эти места еще в 2004 году, и сегодня ее дети часто работают вдали от дома, а внуки находятся под присмотром бабушки.
– Всего у нас тут 12 деток – 8 школьников и пятеро дошколят, – рассказала их бабушка, – вот моя невестка Наргиза помогает.
В доме – около 15 сшитых женскими руками набивных матрасов – женщины вышивают их для того, чтобы, когда вся семья собирается в поселке, стелить на пол.
Гостей из Воронежа Орзихон угостила собственноручно испеченным киргизским лавашом.
– Это наш, национальный, – заметила она, – еще мы из дома брали в эти места кое-что из саженцев, но, например, наш гранат тут из-за холодов не прижился. А земля тут лучше, чем у нас на родине, там глина с камнями, тут – чистый чернозем, растет все. Приняли нас соседи хорошо, помогают до сих пор, люди везде нормальные, важно к ним по-хорошему относиться, и они всегда откликнутся.