«Нас мало, но мы с крестами». Как воронежцы возродили старинный храм в селе Владимировка
Здание восстановили буквально из руин
Валерия Авдохина, 20 февраля, 20:00
В лискинском селе Владимировка восстановили старинный храм Богоявления Господня, который перестал действовать в 20-е годы прошлого века. Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий освятил его в субботу, 17 февраля. Также здесь прошла первая за более чем 100 лет литургия.
Восстановление храма шло на средства благотворителей с 2021 года по февраль 2024-го. Больше чем за век запустения церковь утратила даже свое название – местные жители все эти годы ошибочно называли ее Казанской вместо Богоявленской. Как старинному храму вернули не только былую красу, но и имя – в материале РИА «Воронеж».
Почему Криница стала Владимировкой
Примечательно, что нынешнее название села – Владимировка – тесно связано с появлением храма. В середине XVIII века на левом берегу Дона в Лискинском районе (ранее - Острогожский уезд) приезжие из села Колыбелка основали скотоводческий хутор Криница.
Первый храм, деревянный, обложенный кирпичом, был возведен здесь в 1796 году. Построил его для новых переселенцев помещик Владимир Тевяшов. С этих пор хутор Криница стал называться слободой Владимировкой.
В середине XIX века слобода стала волостным центром с населением свыше 3 тыс. человек. Рост населения привел к необходимости постройки нового храма, так как прежний уже не мог вмещать всех богомольцев. В 1871 году поступили первые пожертвования и решено было воздвигнуть новую – каменную с трехъярусным иконостасом - церковь, вмещавшую до тысячи человек.
Уже в 1893-м, накануне окончания постройки нового храма, в скромной слободе состоялось значимое событие – 30 августа храм посетил Преосвященнейший Анастасий, епископ Воронежский и Задонский, а 30 октября того же года было совершено освящение храма.
Что происходило с храмом в годы революции, не известно. Информации в архивных документах крайне мало: в советский период Богоявленский храм использовался в качестве зернохранилища, алтарь был разрушен, а вместо него сделаны ворота для въезда транспорта.
Храм разделил судьбу Родины
Обращаясь к духовенству и пастве, митрополит Сергий поздравил всех собравшихся с историческим событием в жизни прихода.
– Для села Владимировка сегодня особенный день, который будет записан в историю. В свое время храм разделил судьбу нашей Родины, нашего народа – он был разрушен. Нашлись люди, которые сумели возродить эту святыню, – сказал митрополит.
За постоянное всестороннее содействие развитию церковной жизни в Лискинском районе митрополит Сергий наградил главу района Игоря Кирноса медалью святителя Митрофана Воронежского. Также архипастырь вручил благотворителям прихода епархиальные награды. В память об освящении храма глава Воронежской митрополии передал настоятелю и прихожанам икону святителя Митрофана.
На первой литургии было многолюдно. Здесь собрались жители Владимировки, окрестных Петропавловки и Прияра. Многие приехали из Лисок и даже Воронежа. К примеру, Мария Лукина выросла во Владимировке. Сейчас она живет в областном центре, но столь значимое событие для села, где прошло ее детство, не пропустила.
– Я помню, как мы детьми приходили сюда. Храм стоял без окон, практически без кровли. Мы пробирались внутрь и разглядывали фрески на стенах. Это было что-то вроде приключения, игры, но в то же время мы понимали, что место это святое и баловаться здесь ни в коем случае нельзя. Сегодня меня переполняет радость – обязательно буду приезжать сюда на службы, – рассказала она.
От «заброшки» – к святыне
Активная работа по восстановлению храма шла последние три года. Но впервые после долгих лет забвения жизнь в нем затеплилась еще в 2010-м, когда настоятель храма Николая Чудотворца в селе Масловка отец Дмитрий получил второй приход – во Владимировке.
Горестный вид полуразрушенной святыни не испугал священника – ведь масловский храм, куда сейчас съезжаются на службу многие жители райцентра, в свое время тоже был в запустении.
– Приехал, познакомился с местными. Оказалось, что есть среди них с десяток неравнодушных, которые готовы помогать, – вспомнил батюшка.
Одной из первых откликнулась заведующая Владимировским сельским клубом Ольга Коровина.
– Любая «заброшка» – приманка для детворы. Только некоторые приходили сюда, понимая, что безобразничать здесь нельзя, а некоторые разрисовывали стены. Тогда я и начала водить сюда школьников на своего рода экскурсии, объясняла им, почему к храму, пусть и заброшенному, нужно относиться бережно, – отметила она.
Большое участие в судьбе церкви принял и пенсионер Виктор Епихов. Бывший инженер, переехавший в лискинское село из Санкт-Петербурга, он начал за собственные средства прокладывать канализацию, смонтировал освещение.
– Но первым делом мы, конечно же, закрыли пленкой выбитые окна, чтобы голуби здесь не хозяйничали. Ольга Коровина с ребятишками помогла с уборкой внутри. А потом уже стали храм откапывать, – пояснил Виктор Епихов.
Откапывать – значит вывозить горы мусора вровень с оконными проемами. Затем наступила очередь полов – их выстелили флис-полотном, которое обычно используют, чтобы защитить от непогоды скирды сена и соломы.
– После этого стали служить в храме молебны. Собиралось нас совсем немного – от силы человек десять, а бывало, что и меньше. Но мы усердно молились, чтобы нашлись силы и средства на восстановление храма. И Господь услышал, – продолжил отец Дмитрий.
На поданное настоятелем прошение о восстановлении храма митрополит Сергий ответил согласием и благословил. А после нашлись и благотворители – представители крупного сельхозпредприятия. Работа не просто началась, а действительно закипела.
– Три года – рекордный срок, чтобы восстановить здание из руин, причем максимально сохранив его исторический облик. Кроме того, на храмовой территории появилась и «новостройка» – одноэтажное помещение, выдержанное в едином с храмом стиле. Здесь будут располагаться трапезная и воскресная школа, где смогут заниматься сельские ребятишки, – уточнил благочинный Лискинского церковного округа иерей Алексей Иванов.
«Главное, службы уже начались»
Приход возрожденного храма пока еще совсем крохотный – это те, кто помогал на восстановительных работах.
– Нас мало, но мы с крестами. Главное, что службы начались. А там уже люди подтянутся, – уверены прихожане.
Костяк – это женщины. Причем многие носят одно и то же имя – Ольга.
– Наверное, это не случайно. Я, например, впервые вошла в этот заброшенный храм зимой 1991 года – мы тогда только переехали во Владимировку из Ташкента. Первое, что бросилось мне в глаза, – фреска святой Ольги. Вот тогда и пришло понимание, что это мое родное место, хотя родом я не отсюда. И захотелось здесь остаться, – говорит Ольга Коровина.
Ее тезке – Ольге Кузьминой – всего 15 лет. На сегодняшний день она самая юная прихожанка Богоявленского храма.
– Но работает наравне с нами, взрослыми, – добавляет учитель Владимировской школы Ольга Михалевич.
Еще одна представительница молодого поколения – 25-летняя библиотекарь Сюзанна Мкртычан. Она приезжает в храм из соседнего хутора Прияр.
– Я работаю во Владимировке, так и про церковь узнала. У нас вся семья верующая. Но раньше приходилось на службы в Масловку ездить. А теперь храм рядышком с нами, – радуется девушка.
Федор Семенюк – пенсионер. Но тоже считает себя относительно молодым прихожанином. И объясняет почему – к вере он пришел сравнительно недавно.
– Мне сейчас 67. А крещение я принял только в 53. Сон приснился, что в храм вхожу. Захотелось сделать это наяву. Вот я и поехал в Масловку к отцу Дмитрию. Здесь и мое увлечение художественной самодеятельностью пригодилось. Раньше я в клубе выступал, а теперь церковное пение осваиваю, – признался Федор Иванович.
Кстати, он один из немногих в приходе коренной житель Владимировки.
– Здесь ведь не только зернохранилище было, но и продуктовый склад. Мальчишками мы залезали сюда через купол, спускались по горам кирпичей, оставшихся от разрушенного алтаря, и воровали арбузы. В 1970-х тут хранили сено и солому – тогда и случился пожар, который, к счастью, удалось потушить. Потом, уже в 1990-х годах, председатель местного колхоза попытался восстановить храм – заново построили алтарь, покрасили фасад. Но в целом попытка эта не увенчалась успехом – все забросили. И вот теперь история села началась, можно сказать, с чистого листа, – продолжил Федор Семенюк.
Несмотря на то, что вырос в этих местах и лично знал многих старожилов, пенсионер, как и другие владимировцы, называл храм Казанским.
– А все у нас так его называли – даже бабушки, которым под сотню лет. Это спасибо отцу Дмитрию и Виктору Епихову – они засомневались. Говорят, почему же он Казанский, если престольный праздник во Владимировке на Крещение? – вспоминает Федор Иванович.
Настоятель и прихожане изучили множество интернет-ресурсов и печатных изданий, среди которых – краеведческие исследования и периодика, вышедшие за последние 100 лет. И ответ нашелся – в выпуске «Воронежских епархиальных ведомостей» от 15 декабря 1908 года храм значился как Богоявленский.
Теперь в возрожденном храме все новое – от церковной утвари до иконостаса. Отец Дмитрий искренне сожалеет, что ничего из прежнего, кроме намоленных стен, сохранить не удалось.
– Спрашивал у старожилов – может, кто иконы себе когда-то забрал или что-то еще. Но увы. Фрески, о которых многие здесь рассказывают, тоже не удалось отреставрировать – слишком уж в плачевном состоянии они были, – пояснил батюшка.
Даже звонарь здесь электронный – система управления колоколами включается со смартфона. Впрочем, настоящему звонарю здесь будут только рады – да вот где же его взять?
Но, по словам настоятеля и прихожан, главное, о чем молилась горстка людей в разрушенной церкви, все же свершилось – храм получил второе рождение.