Начать с себя. Что посоветовали воронежцам на родительском форуме
Мамы и папы узнали, как сформировать у ребенка правильные ценности.
Юлия Беляева, 23 апреля 2018, 18:16
Четвертый Воронежский родительский форум, посвященный воспитанию школьников, прошел в субботу, 21 апреля. Обозреватель РИА «Воронеж» посетила несколько мастер-классов и записала основные тезисы выступлений специалистов.
Как определить ценности?
По словам автора и ведущего коучинговых программ Ильи Половинкина, ценности (то, что человек считает важным) влияют на поведение, привычки, окружение.
– Первое, что нужно, – понять, что мы проживаем разные роли по отношению к миру, к друг другу и к детям. Роль «родитель» – это слишком узко. К этой роли приплетаются и другие: воспитатель, учитель, наставник, друг, надзиратель, контролер и т. д. В каждой роли нужно указать свои ценности, а также написать, как они проявляются, описать миссию каждой роли, – говорит коуч.
Чтобы сверить записанные ценности с реальностью, нужно отследить, куда вы тратите время. Для этого сделайте хронометраж за неделю, где подробно распишите, сколько времени уходит на сон, еду, работу, детей. За каждым действием стоит выбор того, что для вас ценно.
Как формировать ценности у ребенка?
По словам Ильи Половинкина, ребенок смотрит на то, что происходит вокруг, видит отношение, а затем просто все копирует. Поэтому формировать ценности у своих детей можно лишь изменяясь самим.
– Ты говоришь ребенку: «Сынок, не кури», а сам при этом куришь. Или ты твердишь сыну: «Чтобы быть счастливым, нужно много работать». А когда приходишь с работы после 12-часового дня и сил поиграть с ребенком нет, начинаешь объяснять, что все сложно. Мы оправдываем свои ошибки, пытаясь показаться лучше, чем мы есть, – констатирует Илья Половинкин.
Специалист отмечает, что дети чувствуют ложь и обман, поэтому потерять их уважение и авторитет легко. По мнению коуча, работает принцип воспитания по собственному примеру, и от детей нельзя ждать того, что родители сами не демонстрируют.
– Когда вы говорите: «У меня не было на это времени», вы транслируете детям: «Извини, сынок, для меня моя работа важнее, чем ты». Это сразу считывается. Если вы хотите транслировать ценности, которых у вас в жизни нет, ничего не получится, – уверен Илья Половинкин.
Какие ценности важнее всего?
Илья Половинкин сослался на исследование, которое шло на протяжении всего ХХ века. По его результатам, главным источником счастья и успеха для людей являются отношения с близкими людьми. В опросе участвовали все социальные группы: от президентов до бездомных.
– Ничего важнее этого не найдено. Иван Павлов выступил на конференции по новой педагогике в 1916 году. Тогда он ввел понятие «рефлекс цели». Он доказал и показал, что смыслы и цели влияют на долголетие, а семья и все, что происходит в близком окружении, – это большой источник смыслов. Деньги и путешествия могут быть ценностями лишь до определенного момента, – отметил коуч.
По словам специалиста, ребенок должен понимать, что 12-часовой рабочий день – это не норма, а отношения внутри семьи должны быть на первом месте.
Почему дети предпочитают книге гаджет?
Ведущий специалист департамента дополнительного профобразования Воронежского института высоких технологий (ВИВТ) Оксана Григоренко отметила, что в выборе между телефоном с игрой и книжкой большинство детей предпочтут игру. Ведь игру создавали люди, имеющие основы психологических знаний. При этом их задачей было сделать в игре понятные шаги для достижения определенного уровня.
– А кто ребенку в книжке сказал, что он достиг какого-то уровня? Кто ему сказал, что у него сформировались взгляды на жизнь? Современных детей заставить что-то сделать невозможно, есть только одна хитрость – завлечь и заинтересовать, – уверена эксперт.
Как ребенок должен обращаться с гаджетами?
Технология дополненной реальности, или, как ее называют, технология будущего, уже применяется повсюду. Планеты в детской энциклопедии могут вертеться, а динозавры – рычать. Нужно лишь навести на страницу смартфон или планшет. Благодаря таким технологиям дети могут нескучно изучать астрономию, зоологию, английский язык и другие предметы.
– Вы знаете, кто недавно использовал технологию дополненной реальности в финансовой сфере? Это Центробанк с новыми купюрами 200 и 2000 рублей. У кого дети знают, что эти купюры «оживают»? Это, кстати, идеально, когда папа и мама могут научиться у ребенка какой-то технологии. Вы только представьте, как у него расправятся крылья и он начнет искать новинки, чтобы удивить вас, – говорит Оксана Григоренко.
Как родители могут повлиять на ребенка?
По словам замруководителя департамента дополнительного профобразования ВИВТ Натальи Андрюшиной, мы живем в век одиночества. При этом от одиночества страдают и дети. Часто первое, что спрашивают у детей уставшие после работы родители, – это «Уроки сделал?».
– Есть принцип «20 минут». В день нужно ребенку уделить 20 минут. Не в детях проблема, а в родителях. Мы должны с ними разговаривать. Сделать так, чтобы они доверяли нам, а не компьютерам. Родители должны говорить детям, какие они классные, хорошие, и идти с ними вместе к компьютеру. Тогда вы будете их понимать, будете с ними на одной волне, – уверена Наталья Андрюшина.