На воздушных рубежах. Борисоглебское училище им. Чкалова отмечает вековой юбилей

Об истории учебного заведения рассказали в Воронежском госархиве

Анна Иванова, 2 июня 2022, 15:15

Ярослав Миронов

В этом году исполняется 100 лет со дня основания Борисоглебской учебной авиационной базы Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». «Орлиный стан» – как часто называют Борисоглебский авиационный центр – вошел в историю развития военно-воздушных сил нашей Родины и прославился выдающимися подвигами его выпускников. Здесь получили свое первое авиационное образование Николай Петрович Каманин, участвовавший впоследствии в операции по спасению экипажа «Челюскина», Валерий Павлович Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелет из Москвы в Америку, Илья Павлович Мазурук – в будущем генерал-майор авиации и участник экспедиции папанинцев на Северном полюсе, Андрей Борисович Юмашев, Степан Павлович Супрун и многие другие «сталинские соколы».

Авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова является приемником 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота, сформированной в конце 1922 года и ставшей кузницей летных кадров нашей необъятной страны. В 1923 году Борисоглебская школа летчиков приступила к первым занятиям и первым полетам. 10 июля 1923 года учебное заведение отметило день открытых дверей, в котором приняли участие представители партийных, комсомольских и общественных организаций города. На аэродроме проводились экскурсии, и каждый желающий мог познакомиться с историей авиации. 26 декабря 1923 года состоялся первый выпуск курсантов, в числе которых был и Валерий Павлович Чкалов, ставший впоследствии выдающимся летчиком. По такому случаю начальник школы издал приказ «Об улучшении питания личного состава», и в качестве поощрения каждому ученику выдали по килограмму белого хлеба и летный паек.

Летчики Борисоглебской школы стремились поддерживать тесную связь с организациями города, проводили занятия с молодежью города по военным дисциплинам и устраивали состязания по стрельбе. Большое внимание учебное заведение уделяло спорту. Особенно популярной была футбольная команда, ведущими игроками которой в разное время были Валерий Павлович Чкалов, Иван Петрович Журавлев, Виктор Степанович Хользунов, Шандор Иштванович Шимич и другие именитые воспитанники школы. Футбольная команда регулярно занимала первые места в соревнованиях команд города, военного округа и среди школ ВВС.

Поначалу курсанты летали на устаревших иностранных самолетах, скорость которых не превышала 130 км/час, но уже к 1925 году в школу начали поступать самолеты отечественного производства: У-1, Р-1, Р-2. В школе проводились летные соревнования на точность приземления самолета с выключенным мотором, на четкость выполнения фигур высшего пилотажа, а технический персонал соревновался на скорость снятия и установки моторов.

15 июля 1924 года в авиашколе произошло знаковое событие. В этот день на общем собрании личного состава авиашколы было принято решение зачислить почетными курсантами школы героев гражданской войны Михаила Васильевича Фрунзе и Климента Ефремовича Ворошилова. В ответ на это решение М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилов прислали благодарственные письма.

В марте 1930 года для войсковых испытаний в Борисоглебскую авиашколу прибыли учебные самолеты У-2. Новые самолеты были просты в эксплуатации и безотказны в полете, что позволило резко сократить лётные авиапроисшествия. Борьба за безаварийность стала одной из первостепенных задач летной школы. Полковник авиации в отставке Ефим Александрович Накрохин, чья историческая справка по истории Борисоглебского военного училища им. Чкалова хранится в КУВО «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области», приводил следующий эпизод, иллюстрирующий мужество воспитанников летной школы:

«...Был, например, случай, когда на самолете У-2 лопнул болт амортизатора, лыжа оборвалась и повисла вертикально. Посадка самолета была невозможна. Но летчик Я. Саленек и техник Г. Бояринцев вышли из положения. Летчик убрал газ и летел на минимальной скорости, а техник Бояринцев вылез из кабины на плоскость, и одной рукой держась за расчалки, другой подтянул лыжу, поставил ее в горизонтальное положение и держал до тех пор, пока летчик не произвел посадку. Летчик Саленек и техник Бояринцев за спасение самолета были награждены ценными подарками...». В 1933 году за безаварийную работу школа была награждена Почетным революционным Красным знаменем и стала Краснознаменной, а к 1940 году выбилась в лидеры ВВС по безаварийным полетам.

С 1937 года авиашкола изменила профиль подготовки, исключив из программы бомбардировочную и штурмовую авиацию, и перешла на подготовку летчиков-истребителей, а сама школа стала называться 2-я военная Краснознаменная школа. 28 декабря 1938 года 2-я военная школа лётчиков была переименована в «Борисоглебское ордена Ленина Краснознаменное военное авиационное училище летчиков ВВС Красной Армии им. В. П. Чкалова».

ДЕМЧЕНКО А. Ф. (член-корреспондент РАЕ) на выставке в музее Боевой Славы Борисоглебского авиационного училища им. Чкалова.

Фото – из документов КУВО «ГАОПИ ВО»

С развитием советской авиации у летчиков появился запрос на установку мировых рекордов, желание летать выше, лучше, быстрее. Так, выпускник Борисоглебского авиаучилища Владимир Константинович Коккинаки в 1938 году совершил беспосадочный перелет из Москвы во Владивосток, а в 1939 году проложил кратчайший пусть из Москвы в Соединенные Штаты Америки через Скандинавию и Атлантический океан.

22 июня 1941 года привычный уклад жизни воспитанников Борисоглебского авиаучилища круто поменялся. С приходом Великой Отечественной войны для быстрой подготовки кадров была сокращена теоретическая программа и проведен дополнительный набор курсантов, а на базе училища сформированы истребительные полки и эскадрильи. Один из полков впоследствии стал гвардейским, а пять летчиков этого полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие воспитанники Борисоглебского училища были посланы на фронт на стажировку, где продемонстрировали умение вести воздушный бой и показали высокий класс летного мастерства. Ефим Александрович Накрохин оставил об этом периоде следующие воспоминания: «Старший лейтенант А. К. Иванников проходил стажировку в должности командира звена и за время стажировки сбил 5 самолетов врага. Он награжден орденом Красного Знамени... Капитан Л. А. Сачко во время стажировки, летая на самолете Ла-5, провел 28 воздушных боев, сбил два Ме-109 и один ФВ-190. Эскадрилья, которой он командовал, за время его стажировки потерь не имела. Сачко награжден орденом Отечественной войны 1-й степени...».

В 1942 году училище им. Чкалова было эвакуировано в г. Троицк Челябинской области. Обучение курсантов в этот период проходило с неимоверными трудностями. Будущим летчикам пришлось сражаться с суровым уральским климатом: они самолично оборудовали учебные классы, занимались строительством складских помещений и заготавливали на зиму дрова, а их практические занятия проходили на необорудованных полевых аэродромах.

В 1943 году курсанты вернулись в родной Борисоглебск, где продолжили оказывать помощь отечеству в борьбе с фашистскими захватчиками. Свыше 250 авиаторов получили звание Героя Советского Союза и вписали свои имена в летопись славных подвигов Борисоглебского училища им. Чкалова.

После окончания войны программа обучения курсантов была пересмотрена и подстроена под мирную жизнь: значительно увеличились часы на теоретическую подготовку будущих летчиков, добавили часы летной подготовки воспитанников и политзанятия для личного состава.

После завершения Великой Отечественной войны лучшие конструкторы Советского Союза начали разрабатывать отечественные реактивные самолеты, и уже в 1952 году в Борисоглебском авиационном училище произошел переход на реактивную технику.

В 1969 году Борисоглебское училище перешло на подготовку курсантов по программе высшей школы и было переименовано в Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова. Одним из выпускников авиационного училища стал Олег Новицкий, летчик-космонавт, который 25 октября 2012 года в составе экипажа корабля Союз-ТМА-05М прибыл на борт Международной космической станции.

Сегодня бывшее Борисоглебское училище носит длинное название – «Борисоглебская учебная авиационная базы Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». ВУНЦ ВВС «ВВА» свято чтит память боевых и трудовых традиций почти вековой истории учебного заведения, а его курсанты надежно охраняют воздушные рубежи нашей Родины.

Текст подготовлен по документам Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.