На воронежском заборе появились два Белых Бима, Юрий Хой и крылатый еж
Уличные художники на фестивале «Здесь» обратились к истории города.
Олеся Шпилева, 26 августа 2014, 10:39
В понедельник, 25 августа, в Воронеже завершился мастер-класс пермского художника Виктора Фрукты. Известный трафаретчик приехал в наш город, чтобы рассказать воронежским художникам об истории трафаретов, о технике их создания и секретах рисования по ним. Мастер-класс Виктора Фрукты прошел в рамках фестиваля уличного искусства «Здесь» в Воронежском Центре современного искусства.
Стену для разрисовывания участниками мастер-класса организаторам «Здесь» предложила одна из управляющих компаний Воронежа. Длинный серый забор с колючей проволокой, огораживающий областной центр реабилитации инвалидов молодого возраста, выходит ровно на двор и детскую площадку дома на Богатырской, 30, в Отрожке. Несмотря на то, что вдоль забора жильцы дома посадили деревья и кусты, серые бетонные стены все равно выглядели угнетающе. Теперь их украшают десять рисунков, сделанных воронежскими художниками.
В этом году тема фестиваля «Здесь» – история Воронежа. Организаторы просили художников обратиться к героям и знаковым событиям или местам города. Так, на сером заборе в Отрожке появились солист «Сектора Газа» Юрий Хой, создатель знаменитой винтовки Сергей Мосин, художник Василий Криворучко, вид на Дивногорье, здание ЮВЖД, болотный лунь, два Белых Бима, Вильгельм Столль на велосипеде и химера воронёж с телом и мордой ежа и крыльями ворона.
– Все ребята, которые пришли на мастер-класс, оказались очень разными. Кто-то никогда не рисовал на стенах, а писал только на мольберте, кто-то никогда не рисовал баллончиками, а использовал только краски, кто-то никогда не делал трафаретов и так далее, – рассказал Виктор Фрукты. – Поэтому мне самому было интересно работать с ними.
Воронежский художник Роман Климанов из стрит-арт дуэта «Кифир» рассказал, что занимался траф-артом несколько лет назад, но потом увлекся рисованием на стенах кистями.
– Мне было интересно вспомнить то, чем я занимался раньше, и попробовал шагнуть еще дальше, сделать сложный многослойный трафарет, – поведал Роман. – Я больше всего люблю рисовать животных и птиц. Когда я узнал, что темой «Здесь» будет город Воронеж, я захотел нарисовать какое-то животное, которое водится только у нас. Часто в походах я встречал в дикой природе болотного луня, я специально изучил, где обитает эта птица, и выяснил, что она действительно характерна для Воронежской области. У меня получился один из самых сложных трафаретов на мастер-классе, так как он многослойный, цветной и с большим количеством мелких отверстий, чтобы реалистичнее выглядело оперение птицы.
Художница Вера Злодеева перенесла на стену трафаретное изображение химеры воронёжа. Существо с телом и головой ежа и крыльями ворона, держащее в лапах кувшин, из которого льется вода, как на гербе Воронежской области, девушка придумала задолго до фестиваля.
– Существует множество легенд о том, как у нашего города возникло название Воронеж, и ни у одной из них нет доказательств. Мне кажется наиболее реалистичной легенда о том, что где-то в этих местах однажды слились две реки – Ворон и Ёж. Моя химера воронёж, держащая кувшин с водой, как раз символизирует это, – поделилась художница.
На стене бетонного забора оказались и более очевидные ассоциации с воронежской историей: меценат Вильгельм Столль, «подсадивший» воронежцев на велосипеды, музыкант Юрий Хой, прославивший Воронеж группой «Сектор Газа», и сразу два Белых Бима.
На одном из рисунков знаменитого черноухого пса держит на руках хозяин. На другом Бим лежит в ожидании хозяина, а рядом с ним сидит молодой парень. Надпись над вторым рисунком гласит «Все мы ждем чего-то». Художник Давид Маилов пояснил: если у ожидания Бима есть оправдание, то у человеческого – нет.
– Все мы ждем чего-то, то есть многие люди сидят и ждут, что с ними что-то произойдет, когда надо самим вставать и делать, – объяснил Давид.
Художница Татьяна Семыкина, изобразившая портрет художника Василия Криворучко, призналась, что до мастер-класса никогда не рисовала на улицах и ни разу не использовала трафареты.
– Мне захотелось попробовать что-то новое, но я решила, что надо идти простым путем и не брать сложные трафареты, чтобы не отбить у самой себя желание заниматься этим в дальнейшем, – сказала девушка. – Я выбрала Криворучко, так как этому художнику в этом году исполнилось бы 90 лет. Его стали забывать в Воронеже, хотя он очень любил и много рисовал наш город, у него есть целые циклы, посвященные Воронежу. Когда я стала искать фотографию для трафарета, оказалось, что в интернете всего четыре снимка Василия Павловича, и все они невероятно маленькие, а 2/3 снимка занимает борода. Так что пришлось сильно растягивать изображение для метрового трафарета и дорисовывать его.
Не все жильцы дома, окна которого выходят на забор, отреагировали на появление художников позитивно. Пожилая женщина, представившаяся «главной по дому», требовала граффитистов «прекратить мулевать порнографию и уродство». Как позже выяснилось, жители этого дома недавно выкрасили забор в серый цвет на собственные средства, закрасив нецензурные надписи на нем. Пенсионерку так возмутило, что без их разрешения на заборе снова стали рисовать (хотя у организаторов «Здесь» было на руках разрешение управляющей компании), что женщина вызвала полицию.
Прибывшие на место стражи порядка объяснили пенсионерке, что художники имеют полное право раскрашивать бетонную стену. Позже, всмотревшись в получившиеся рисунки и не увидев в них пропаганды алкоголя и наркотиков, женщина смягчилась и даже похвалила работы художников. А сбежавшиеся со всего двора дети помогали граффитистам грунтовать стены и придерживать трафареты, расспрашивали о том, что изображено на рисунках, и даже просили порисовать самим.
Виктор Фрукты постоянно помогал воронежским художникам во время рисования трафаретов и по ходу завершающего этапа мастер-класса продолжал давать полезные советы по технике траф-арта. Сам пермский художник пока не нарисовал собственного граффити в Воронеже.