На учениях в Воронеже военные летчики катапультировались, пускали солнечных зайчиков и ели карамель
На авиабазе Балтимор начались сборы спасателей Первого командования ВВС и ПВО.
Петр Сергеев, 4 февраля 2013, 15:47
Аэродромы соединения расположены от Воронежа до Мончегорска, прикрывая западные границы России. На каждом возможны нештатные ситуации – военные самолеты падают чаще гражданских. Но потеря воздушного судна не означает гибель экипажа – для спасения летчиков существуют специальные технологии.
Катапультное кресло К-36ДМ считается одним из лучших и надежных в мире, такими оснащаются бомбардировщики Су-24, истребители Су-27, МиГ-29 и 31. Конструкторы сделали все, чтобы пилот гибнущего самолета выжил. Кресло оснащено аварийным запасом предметов первой необходимости, двумя высотомерами, тремя парашютами и 22 пиропатронами. При возникновении особой ситуации – так летчики называют неприятности в воздухе, - автоматика срабатывает четко и фантастически быстро.
После выдергивания красных рукояток катапультирования поднимаются и подтягиваются ремнями ноги пилота, прижимаются его руки – чтобы не оторвало при отстреле кресла. При покидании самолета на высоких скоростях перед человеком выдвигается дефлектор, защищающий его от потока воздуха. Все это занимает всего две десятых доли секунды. Еще через четверть секунды кресло выходит из кабины, и включаются его реактивные двигатели. При необходимости – крене самолета или для разведения летчиков при двойном катапультировании, - включаются двигатели коррекции по крену. Затем раскрываются два небольших парашюта, стабилизирующих кресло в пространстве. После того, как скорость и высота достигают приемлемых величин (при катапультировании с земли и сверхмалых высот – на 0,8 секунды), происходит отделение кресла. Еще через четыре секунды от летчика отцепляется ранец с носимым аварийным запасом (НАЗ), радиомаяк и плот. Все это хозяйство виснет на четырехметровом фале. Радиостанция «Комар» в непотопляемом чехле сразу начинает пищать в аварийном диапазоне. Автоматически надувается плот. В случае посадки на воду при известном везении летчик может и ног не замочить.
На землю экипаж возвращается после аварии с запасом вещей, необходимых для выживания. В НАЗе есть килограмм витаминизированной карамели – ученые подсчитали, что такая диета позволяет летчику продержаться трое суток, принимая взвешенные решения (сахар положительно влияет на работу мозга). 16 дополнительных патронов к пистолету Макарова для охоты и самобороны, два ножа: мачете и летчицкий, с пилой. 60 граммов соли в герметичной упаковке. Таблетки сухого горючего и два десятка специальных спичек: они горят как факелы при любой погоде. Бинт, йод и порошок, при помощи которого можно сделать привлекающее внимание оранжевое пятно на воде, земле и снегу. Сигнальное зеркальце с прицелом и патрон «День-ночь» - мечта футбольного фаната.
Каждый предмет, с которым летчик покидает самолет, пригоден к использованию по нескольким назначениям. Из парашюта можно выложить сигнал для спасательного вертолета и построить жилище нескольких типов. Фал и стропы связываются в сумку для переноски снаряжения. Жестяной контейнер из-под НАЗ разделяется на коробку и крышку, служа кастрюлей и сковородкой соответственно. Треугольный оранжевый плот может служить плащом или матрацем – смотря как надуть. А при полетах над пустыней карамель заменяют полутора литрами воды. Солнечный зайчик от раскладного зеркальца виден за 30 километров. Спасательный парашют двухцветный: белый крайне редко встречается в природе летом, оранжевый – зимой. Круг из парашюта на земле означает: вот он я. Крест – здесь приземляться нельзя. Стрела указывает правильное направление для посадки. При помощи патрона «День-ночь» терпящий бедствие не только привлекает к себе внимание, но и указывает спасателям направление ветра.
- С дневной стороны патрон испускает оранжевый дым, с ночной – красное пламя, пригодное для разведения костра. Если в темноте не получается прочитать надписи на упаковке, можно ориентироваться по выемке на «ночном» торце патрона. На случай, если у летчика обморожены пальцы и он не чувствует углубления, ночная сторона испускает резкий запах, а дневная – нет. Все предусмотрено, - рассказали спасатели.
Спасательный парашют с шестиметровыми стропами помещается в заголовнике кресла, в контейнере размером с дамскую сумочку. Укладывают его туда строго по заданной технологии, после каждого этапа проверяют и утрамбовывают. Любой парашют укладывают вдвоем: один работает, второй контролирует. Закончив укладку, оба расписываются в парашютном паспорте. Если что - отвечать им.
- Закончил укладку – проверь инструмент, - напомнил инструктор, майор Королев из Владимира. – Если чего-то не хватает, укладке доверять нельзя.