На сцене драмтетра французские актеры ели камни, мылись песком и отрезали от себя куски мяса
Спектакль «Войцек, или Эскиз головокружения» показали на Платоновфесте.
Олеся Шпилева, 8 июня 2014, 18:00
Вчера, 7 июня, на большой сцене воронежского Театра драмы Национальный хореографический центр Орлеана представил спектакль «Войцек, или Эскиз головокружения» в постановке знаменитого режиссера и хореографа Жозефа Наджа. Главную роль в спектакле исполнил он сам.
Жозеф Надж поведал, что никогда не ставит оригинальные пьесы, и «Войцек» – единственный спектакль, в котором он оставил основную сюжетную линию и героев пьесы Бюхнера. Другие постановки Наджа – скорее его диалог с авторами литературных произведений.
Оттолкнувшись от сюжета пьесы Георга Бюхнера о солдате, убившем свою жену из-за ее неверности, Надж создал метафоричный спектакль без слов. Героев оригинальной пьесы Надж превратил в бессловесных глиняных големов, которые ели похлебку из камней, принимали душ из песка, отрезали от собственного тела куски мяса и по очереди танцевали с мертвой женщиной. По словам Жозефа Наджа, спектакль «Войцек» – о безумии человека на войне. Однажды во Франции этот спектакль показывали в психиатрической лечебнице, где, по заверению Наджа, он имел большой успех.
– Прочитав пьесу Бюхнера, я увидел в ее героях архетипы, – объяснил Надж. – Например, сам Войцек – архетип жертвы войны, безумный бедный человек. То же самое касается и других персонажей: доктора, капитана, Марии. Поэтому я решил вернуть этих героев в их «первобытное» состояние.
По словам Жозефа Наджа, «Войцек» близок театру гротеска, это нечто среднее между комедией дель арте и буффонадой. Из семи актеров, которые работали над постановкой «Войцека» 20 лет назад, за все эти годы заменили всего двоих, остальные пятеро – это костяк, который делает «Войцека» с самого начала. Жозеф Надж отметил, что несмотря на хореографическую составляющую «Войцек» – не танцевальная постановка. Хотя Национальный хореографический центр Орлеана возил этот спектакль как на театральные, так и на танцевальные фестивали.
– Актерам «Войцека» не требуется никаких особенных навыков, в первую очередь они – артисты, – подчеркнул Жозеф Надж. – А главные критерии хорошего артиста для меня – музыкальный слух и пластичность.
Знаменитый хореограф рассказал, что в своем театре не использует никаких современных технических средств: артисты все делают своими руками. Подготовка к «Войцеку» занимает несколько часов – за это время актеры лепят глиняные заготовки, разделывают мясо и собирают другой реквизит для спектакля.
– «Войцеку» в этом году 20 лет. Мы ставили его во время гражданской войны в родной для меня Югославии, и у меня была мечта - показать его там. К сожалению, нам это не удалось, – рассказал Жозеф Надж. – Для нас загадка, почему спектакль до сих пор пользуется популярностью. С другой стороны, это в некоторой степени логично, ведь в мире не кончаются конфликты и войны, так что главная тема «Войцека» всегда актуальна.
Директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков назвал «Войцек» «абсолютно уникальным спектаклем для воронежского театрального опыта».
– Я могу совершенно точно заявить, что ничего подобного у нас еще не видели, - отметил Бычков.
В Национальном хореографическом центре Орлеана, где Жозеф Надж одновременно является худруком, главным хореографом, режиссером и актером, сразу идет 5-7 пьес.
– Однажды у нас в репертуаре было десять спектаклей, но мы поняли, что это максимум, на который мы способны, – признался Надж. – Очень сложно держать в голове все роли и одновременно управлять театром.
Жозеф Надж увлекался произведениями Бюхнера, Беккета, Кафки, а сейчас режиссера стала интересовать поэзия, причем русская.
– После Чеховского фестиваля я стал изучать творчество Чехова и нашел там отголоски темы ГУЛАГа, – рассказал Надж. – Эта тема притеснения, тоталитаризма мне очень интересна. Начав изучать эту тему дальше, я пришел к поэзии Мандельштама и сейчас думаю о том, чтобы использовать ее для своего спектакля.