«На развитие е-ОСАГО уйдет год-полтора». Стоит ли покупать электронный полис в Воронеже?
С 1 октября изменились правила покупки электронной «автогражданки».
, 1 октября 2015, 19:48
Правила оформления электронного ОСАГО (е-ОСАГО) изменились в четверг, 1 октября. Если ранее автовладельцы могли только продлить «автогражданку» на сайте своей страховой, то теперь они могут сменить страховщика в интернете. Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, как приобрести е-ОСАГО, насколько он популярен в Воронеже и что изменят новые правила.
Что такое электронный ОСАГО?
Это то же самое страхование автогражданской ответственности водителя, но оформленное через интернет. Главное отличие от традиционного ОСАГО – отсутствие необходимости приходить в страховую компанию. При этом автовладельцу после оформления е-ОСАГО желательно распечатать его: пока в Воронеже сервис онлайн-полисов до конца не развит, это будет доказательством того, что «автогражданка», действительно, оформлена.
Как получить е-ОСАГО?
Для этого необходимо зайти на сайт нужной страховой компании и найти соответствующий раздел. Далее клиент должен правильно указать свои данные, характеристики автомобиля и отправить заявку. Сервис страховщика проверит автовладельца и рассчитает стоимость полиса: после этого останется только оплатить ОСАГО банковской картой. Оформленный полис с уникальными серией и номером придет на оставленную клиентом электронную почту.
– Конкретный срок получения полиса зависит от оперативности ответа системы РСА, которая подтверждает, данные предоставленные клиентом. По текущим пролонгациям мы видим, что ответ приходит достаточно оперативно – клиент получает полис практически моментально, – рассказал руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Кто может оформить е-ОСАГО?
Возможность покупки ОСАГО в интернете имеют водители, которые уже есть в базе Российского союза автостраховщиков – иными словами, те, кто оформлял «автогражданку» ранее. Новичкам для получения первого полиса в любом случае придется идти в стразовую компанию.
Кроме того, не все страховые компании имеют право на продажу ОСАГО через интернет: в стране насчитывается всего 12 таких компаний, при этом не все из них есть в Воронеже.
Что было раньше?
Приобретение полиса ОСАГО стало обязательным в 2003 году, и с тех пор водители приобретали «автогражданку» в офисах страховых компаний. С 1 июля появилась возможность продлевать действующий полис ОСАГО на сайте своей страховой компании, переходить к другому страховщику через интернет было невозможно.
За три месяца по стране страховые компании продали около 7,5 тыс. полисов ОСАГО через интернет, при этом преимущественно их покупателями выступали региональные автовладельцы. Наибольший интерес к покупке е-ОСАГО проявили жители Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и Москвы.
Продажи электронного ОСАГО | Create infographicsЧто получили автовладельцы?
Главное преимущество электронного ОСАГО – колоссальная экономия времени. Трудностей при оформлении документа через интернет, заверили страховщики, у водителей не возникает.
– Если говорить грубо, процесс покупки электронного ОСАГО для клиента технологически ничем не отличается от процесса покупки авиабилета или билета на поезд – всем знакомая технология. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте и ввести данные о себе. Основная возможная проблема при покупке е-ОСАГО – некорректно введенная информация страхователем, либо отсутствие данных о нем в системе РСА, – пояснил Денис Макаров.
Что получили страховщики?
Многие страховщики в нововведениях увидели только плюсы:
– Электронное ОСАГО – новый канал продаж как для нашей компании, так и для страхового рынка в целом. Он востребован в среде наиболее активных интернет-пользователей, а мы, в свою очередь, реагируем на это и расширяем возможность клиентов получить услугу наиболее удобным для них способом. Но, как любому серьезному новшеству, технологии потребуется время на развитие, – рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» в пресс-службе «Росгосстраха».
По словам Дениса Макарова, новые технологии позволят снизить транзакционные издержки страховщиков: уменьшит количество людей, задействованных в процессе, предоставит возможность сэкономить на бумаге, бланках строгой отчетности, доставке полисов и других процессах.
А в чем риск?
Не очень понятно, как автоинспекторы будут проверять подлинность распечатанных полисов е-ОСАГО.
– Инспекторы при остановке водителя проверяют подлинность полиса через базу РСА или по выделенному каналу. Полис можно распечатать, специальных требований для этого нет, – рассказал Денис Макаров.
Однако воронежские инспекторы ДПС доступа к базе РСА не имеют и оперативно проверить достоверность полиса ОСАГО, соответственно, не могут. Всегда надо иметь в виду, напомнили страховщики, что чужой или просроченный ОСАГО при аварии не поможет.
Есть риски и для самих страховщиков.
– Для страховых компаний это не так хорошо, как может казаться: возрастают риски быть обманутыми. Например, водители застрахуют уже битую машину, а потом за старые повреждения будут требовать деньги с новой страховой. Сейчас, конечно, такой вариант тоже возможен. Но у каждого страховщика есть база мошенников, по которой пробиваются клиенты – и это возможность обезопасить себя от обмана. При оформлении полисов через интернет такой возможности не будет. Не уверен, что российский рынок к электронному ОСАГО готов, – предположил директор регионального отделения страховой компании «РЕСО-Гарантия» Артем Цыганков.
В любом случае, пока объемы покупки вредителями «автогражданки» через интернет очень малы по сравнению с традиционным способом.
– Когда 3-5% наших продаж ОСАГО будет приходиться на онлайн-продажи, это будет хорошим результатом, – добавил Макаров.
Страховщики предположили, что на развитие рынка электронного страхования уйдет год-полтора – за это время и водители станут доверять новым технологиям, и сервис будет корректно работать даже при постоянных нагрузках.