На Платоновский фестиваль привезли будущий музей Хармса с его письмами и личными вещами
Дизайн экспозиции «Случаи и вещи» создан специально для Воронежа.
Софья Успенская, 10 июня 2014, 11:49
В Воронеже открылась выставка Платоновского фестиваля «Даниил Хармс. Случаи и вещи». В помещении Воронежского центра современного искусства она будет работать до 29 июня.
На выставке, посвященной выдающемуся писателю ХХ века, поэту, создателю экзистенциальной абсурдной прозы, принадлежавшему к объединению ОБЭРИУ, можно увидеть личные вещи Хармса, книги из его библиотеки и фотографии.
Подлинных вещей Хармса сохранилось немного – в блокадную зиму 1942 года, когда поэт был второй раз арестован по обвинению в «пораженческих настроениях», и находился в тюремной психбольнице, где позже и умер от голода, друг поэта Яков Друскин и жена Марина Малич собрали все самые ценные бумаги Хармса в один-единственный чемодан.
Чемодан побывал вместе с Яковом Друскиным в эвакуации, и только в 50-е он стал разбирать, обрабатывать, а затем и потихоньку печатать произведения Хармса. Этот самый чемоданчик и стал «точкой большого взрыва» для последующей экспозиции, которую ее авторы хотят впоследствии превратить в полноценный музей Хармса.
Когда уже в наше время издательство «Вита Нова» стало выпускать книги Хармса, то редакторы столкнулись с проблемой поиска иллюстраций.
– Подбирая иллюстрации, мы обнаружили, что в государственных архивах нет ни одной фотографии Даниила Хармса, – рассказал директор издательства «Вита Нова» Алексей Захаренков. – Мы стали искать их в собраниях наследников Хармса и его друзей, собрали.
В процессе нашли автографы 13 неопубликованных автографов Хармса и решили издать их. Эти автографы на сегодняшней выставке чуть ли не единственные представлены в виде копий – оригиналы попали к нам в очень ветхом состоянии, и сейчас они находятся на реставрации. Все остальное здесь – подлинники.
Настоящий приемник, на котором слушала музыку жена Хармса, Марина Малич (на его полированной поверхности остались даже следы от бутылок, которые, по воспоминаниям племянника поэта, ставили на приемник, как на журнальный столик); цел столик из коридора коммунальной квартиры, где жил Хармс (когда-то она вся принадлежала семье поэта); целы книжки из библиотеки Хармса с его пометками; партитура «Волшебной флейты» Моцарта.
Впервые все эти вещи собрали на выставке, организованной в доме-музее Достоевского в Петербурге. Там ее и увидел директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков.
– Осенью я был на гастролях в Петербурге, в доме-музее Достоевского мы показывали спектакль Камерного театра, и там же я увидел эту выставку, которую очень захотел привезти в Воронеж, – рассказал Михаил Бычков. – У меня все тем или иным путем связывается с Платоновым, но, чтобы найти общее между Платоновым и Хармсом, даже не надо напрягаться. Поэтому я предложил организаторам выставки привезти эту экспозицию к нам в Воронеж на Платоновский фестиваль, и они не только пошли нам навстречу, но и переделали экспозицию под пространство Воронежского центра современного искусства, и в результате впервые мы имеем в Воронеже возможность так громко говорить о Хармсе.
Петербургскую выставку дизайнер Аркадий Опочанский переделал специально под воронежское пространство, причем, по его словам, получилось даже лучше, чем в первый раз – организаторы учли предыдущий опыт и организовали экспозицию уже более эффектно.
– Для меня в процессе создания выставки, когда еще накапливался материал, было развеять эти стереотипыне мнения, что Хармс – это только детский писатель или что это только философ. Мне хотелось сделать такой ключ, который поможет увидеть Хармса с разных сторон и попытаться понять, как эти разные личности в нем уживались. Но однозначно воронежцы увидят больше, чем петербуржцы, сейчас пространство более структурированное, в более понятной форме, – рассказал Аркадий Опочанский.
Экспозиция разместилась в нескольких залах. Один из них посвящен Хармсу и его друзьям-обэриутам. Еще один отведен под «кабинет» друга поэта Якова Друскина – именно он в войну, когда Хармс уже находился в тюрьме, собрал все бумаги поэта и сохранил их у себя, а впоследствии работал над их изданием. Большой зал посвящен работе Хармса и его друзей в детской литературе, журналах «Чиж» и «Ёж», редчайшие книги Хармса и Введенского. В последнем зале выставлены работы наших современников, которые по заказу издательства иллюстрировали книги Хармса.
Кстати, в Воронеже выставка пополнилась и местными экспонатами – скульптор Иван Горшков сделал металлическую фигуру Хармса, а дети из архитектурной студии «Ступени» – объемные макеты-иллюстрации к детским книгам поэта.