На неоднозначном спектакле «Педагогическая поэма» эстонского ТЕАТРа NO99 зрители чуть не подрались
Одни бросали билеты на сцену, другие кричали «Браво!»
Вера Буторина, Софья Успенская, 5 июня 2013, 12:35
Вчера, 4 июня, в Воронеже открылась театральная программа третьего Платоновского фестиваля. На сцене Воронежского концертного зала зрителям фестиваля показали неоднозначный и бунтарский спектакль эстонского Театра NO99 «Педагогическая поэма». Постановка стала для воронежцев настоящим тестом на готовность воспринимать современное искусство. Оказалось, что город, где буквально на днях открылся Центр современного искусства, к нестандартному прочтению классики готов не вполне.
Темный зал. Тишина. Гроб. Со скрипом открывается крышка гроба и начинается действие.
«Педагогическая поэма» эстонского Театра NO99 – это не просто спектакль – это маленькая жизнь, пройти которую придется не только самим актерам, но и зрителям. Да-да, зритель является непосредственным участником действия: он не играет на сцене, но истинно чувствует то же, что и актеры. Между актерами и зрителями на протяжении всего спектакля будто ведется невербальный диалог: гомон на сцене – скептически вздернутая бровь у зрителя, поцелуй девушек – шок на лицах, обнаженные люди – уход возмущенных зрителей из зала. Соревнование ли это в провокации? Кто знает. Но если на сцене была лишь игра, то возмущение зрителей было вполне реальным. Некоторые воронежцы сочли, что эротика на сцене – это слишком.
Сразу после завершения спектакля в соцсетях стали появляться восторженные и возмущенные отклики зрителей. Многие трактовали происходившее на сцене буквально:
– Пошел я, значит, окультуриваться. Оно ведь как – «Педагогическая поэма», внушает уважение! Макаренко там, Сухомлинский… А через два кресла от меня сидит и благоговейно на сцену смотрит сам г-н Бычков, директор Платоновского фестиваля. Духовность, одним словом, культур-мультур всякий. Тут меня и взяли в оборот. Для начала на сцене изобразили хоккейную площадку, на которой стоял гроб. Потом вышли босиком человек шестнадцать прибалтийских пейзан: вьюношей и девиц нежного возраста. А к ним из гроба поднялась слегка престарелая мадам, потребовавшая сигаретки. Минут десять они ее укуривали с четырех рук, а мадам кривлялась и жеманилась. Однако, покурив, всех построила и заставила долго-долго мыть сцену. Мыли они ее творчески, то демонстрируя публике свои зады в обтягивающих лосинах, то позволяя заглянуть за линию корсажа, где у некоторых девиц побалтывались упругие перси… Да, забыл сказать. Все это происходило на… эстонском языке. С субтитрами над сценой. По-русски им западло играть, Профессор ВГУ Дмитрий ЧугуновТеатр NO99 – сам по себе арт-проект, понятный не каждому. Столь необычное его название объясняется тем, что театр нумерует свои постановки в обратном порядке. Предполагается, когда они отыграют их последний спектакль под номером ноль, театр будет распущен, что, по мнению учредителей театра, отражает их радикальный, отважный подход к проблеме старения театра: вся деятельность театра – это своего рода протяженный во времени перфоманс… Режиссеры неоднократно получали призы за лучшую режиссуру, лучшие постановки и лучшую сценографию в Эстонии.
Когда Таллин стал культурной столицей Европы 2011 года, именно творческую группу Театра NO99 попросили создать главный театральный проект года, что они и сделали, придумав в центре Таллина Театр NO99 из соломы, где в течение полугода выступали театральные труппы и художники со всего мира.
«Педагогическая поэма» значится в репертуаре под номером 63. Эстонская постановка слабо похожа на оригинал – знаменитую повесть Макаренко. Все, что актеры взяли из нее это название и – вдохновение. Еще одним источником для спектакля стало произведение Константина Станиславского «Работа актера над собой».
Основная мысль «Педагогической поэмы» – на что человек готов ради самосовершенствования? Как далеко он может зайти? В начале спектакля перед нами стоит еще юная девушка. В ее глазах горит огонь. «Я вынослива, как буйвол, быстра, как меч. Я не жду быстрого успеха, мне не нужна мелкая выгода. Я боюсь. Но я готова» – изрекает она. «К чему готова?» – думает зритель. К трудностям. К потерям. К терзаниям. И к непрерывной работе. Вот, что встречает человека на его жизненном пути, и чтобы достичь высот, он должен не сломаться, превзойти своё смертное несовершенство и побороть страх. Что-то завораживающее есть в глазах той актрисы. Не просто талант – призвание.
«Педагогическая поэма» - это сплав дерзкого авангарда и неустрашимой реалистичности. Нам представлен совершенно нестандартный подход к постановке спектакля, мы видим образцовую актерскую игру, настолько естественную, что в какой-то момент перестаешь различать, где правда, а где вымысел. Нам режут в глаза всю правду-матку, без стеснения и сантиментов.
Естественно, все это вызвало соответствующий резонанс в зале. В середине спектакля, на самом пикантном моменте один из зрителей, крепкий мужчина в пляжной рубашке вскочил с места и начал возмущаться: «В Москве я был за 200 рублей на концерте, а здесь я за 2000 рублей сижу в первом ряду и смотрю, как они здесь подметают, пол моют!» В зале разгорелся скандал – одни зрители кричали критику: «Уходите, домой, домой!», другие стали продвигаться к выходу. А новоявленный оратор так и стоял у сцены, поливая грязью актеров, пока директор фестиваля Михаил Бычков лично не попросил его удалиться. За критиком последовала добрая часть зала. Оставшиеся зрители встретили этот исход аплодисментами и криками актерам: «Браво! Ребята, вы молодцы!»
Кстати, некоторые зрители рассказывали после спектакля, что сначала даже не поняли, что это было искреннее возмущение зрителя - настолько тесной была связь аудитории с тем, что происходило на сцене.
– Когда мы только пришли, и я увидела, что люди стоят возле сцены, у меня сразу возникло ощущение: что-то будет, – рассказала о впечатлениях от спектакля наша коллега Наталия Дашкова. – И когда этот мужчина встал и начал возмущаться, я в первые секунды подумала, что это такой спланированный интерактив, что сейчас зрителей просто вовлекут в представление, настолько ощущалась эта реакция зала во время представления. Было очень много эмоций, очень много чувственной энергии, и да, кому-то понравилось, кому-то нет. Но рядом со мной сидела женщина, которая тоже, когда все это началось, встала и что-то кричала возмущенно, но не ушла, а осталась, и в конце я видела, как она уже вместе со всеми аплодировала. Я тоже не могу сказать, что у меня однозначное впечатление осталось, но совершенно точно, что равнодушных после этого спектакля не было.
По мнению режиссера, театрального педагога и нынешнего руководителя Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова, проблема скорее в том, что спектакль был ориентирован не на ту публику, «в отсутствии коммуникации с теми к кому, по идее, обращена "Педагогическая поэма" (и вообще всякое настоящее современное искусство)... С молодыми, свободными, ищущими бунтарями».
– ...Спектакль вполне вегетарианский. Совсем не то что случается в Москве или Екатеринбурге, к примеру. Не говоря о европейских городах. Ну много целуются в спектакле. Иногда даже имитируют что-то большее... Ну звучит на эстонском "мокрая п...а" с соответствующим переводом на табло... Но в спектакле нет пошлости и жести совсем. Он наоборот, про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными... Ну и показывание этих зажимов задело публику, возбудило прям... Была волна негодования. А оставшаяся публика хлопала стоя! Эдуард БояковОрганизаторы Платоновского фестиваля пока еще не успели прокомментировать такую бурную реакцию воронежской публики, однако, похоже, что именно об этом говорил вчера на пресс-конференции накануне спектакля директор Чеховского театрального фестиваля Валерий Шадрин:
– Главная задача для нас – показывать то, что интересно, то, что вызывает споры. Искусство не может нравиться всем, это дело вкусовое, это дело чувств, оно зависит от многого – и от образования, и от внутренней структуры, и от понимания мира. Каждый человек понимает это по-своему, хотя да, часто совпадают эмоции, а часто нет... Часто бывает, что все профессионалы, все, кто немножко понимает – в восторге. А широкая публика часто смотрит и думает: «Что же это они там все делают?». Но надо показывать разные спектакли, и хорошее или плохое слово, но да, воспитывать публику, да каким-то образом прививать вкус, - Валерий Шадрин, директор Чеховского театрального фестиваля.Видео пользователя vk.com Насти Мордвиновой