На фестивале «Чернозем» воронежцам покажут «передний край» современного музыкального языка
Программа фестиваля обещает яркие музыкальные эксперименты в разных жанрах.
Софья Успенская, 16 августа 2013, 19:52
Фестиваль современного искусства «Чернозем-2013», который пройдет в Воронеже с 21 августа по 21 сентября, обещает собрать самых интересных исполнителей, чьи работы сегодня, по словам музыкальных критиков, представляют собой «передний край развития современного музыкального языка».
Музыкальная программа фестиваля откроется 8 сентября концертом швейцарского трио Plaistow, который начнется в 19:00 в Книжном клубе «Петровский». Plaistow называют одним из самых интересных европейских коллективов. При отсутствии на сцене электроники этот состав звучит так, что его музыку часто называют электронной. Композиции «Plaistow» непросты, но легко поднимают на ноги молодёжную часть аудитории, а из обычного рояля пианист умудряется извлекать звуки, которые иначе как с помощью процессора извлечь, казалось бы, невозможно. Авторский материал Plaistow критики трактуют по-разному: порой как пост-джаз, порой как современный фьюжн, порой даже как академический минимализм. Для группы характерны довольно агрессивные по подаче и монотонные по мелодике композиции, в которых, однако, мастерски выстраивается внутренняя напряжённость.
Затем 12 сентября в рамках «Чернозема» стартует фестиваль «Границы музыки». За два дня он представит в Воронеже 16 новых композиций. 12 сентября в Воронежском концертном зале будет представлена программа «Проекция. Музыка и видео», а 14 сентября — программы «Новый словарь. Текст и инструмент» и «Пространство. Объекты. Время».
Тема музыкальной концепции фестиваля — «Музыка за пределами музыки» — обзор ситуаций, в которых музыкальный словарь расширяется за счет перформативных или визуальных средств. Как музыкальное произведение работает прежде всего во взаимодействии с другими знаковыми системами — текстом, изображением, жестом.
– Спектр средств, используемый современной академической музыкой, столь широк, что порой и самому подготовленному слушателю бывает сложно разобраться, где заканчивается музыка где проходят ее границы. На фестивале «Границы музыки» мы будем разбираться в этой ситуации. Сергей Невский, композитор, куратор фестиваля «Границы музыки»17 сентября в Книжном клубе «Петровский» даст концерт Happy55 – одна из лучших российских джаз-групп нового поколения. Музыканты презентуют новый альбом «Волшебное слово», официально выпущенный лэйблом «Solyd records».
Happy55 – группа, созданная пианистом Ярославом Борисовым и барабанщиком Александром Битюцких. На протяжении последних лет коллектив выступает в трио: кроме Борисова и Битюцких, в нем участвует кларнетист Геннадий Чухлов. Музыканты стали лауреатами конкурса крупнейшего отечественного фестиваля «Усадьба. Джаз. Архангельское» в номинации «авангард», поучаствовали в нескольких известнейших фестивалях, начиная от воронежской «Джазовой провинции», заканчивая крупными российскими и украинскими фестивалями.
19 сентября в 19:00 в Книжном клубе «Петровский» пройдет концерт одного из самых необычных современных фолк-исполнителей – молодого воронежского музыканта Ивана Сухарева. Его отличает сильный голос, владение большим количеством инструментов (гусли, калюка, гитара, рояль, флейта), которые в своих композициях он нередко использует одновременно (играя, например, на фортепиано и флейтах).
Закроет музыкальную программу джазовый концерт, который состоится 20 сентября в Книжном клубе «Петровский». Две звезды — живущая в Воронежской области, но малознакомая воронежским слушателям Карина Кожевникова, один из лучших голосов России, и Алексей Круглов, один из лучших авангардистов и саксофонистов страны — сыграют вместе. Пока только Дивногорская сцена творческого лагеря «Культпоход» слышала их совместную программу.
– Явления такого порядка, которое включало бы весь спектр способов музыкального мышления, я такого еще пока нигде не встречал: в этом смысле наш фестиваль действительно уникален. Здесь будет и академическая программа, и джаз, и рок. От других фестивалей она отличается тем, что представляет передний край развития музыкального языка. Это весьма специфическая программа, в ней много экспериментов и непривычных для концертных площадок звучаний. Но я призываю слушателей не относиться к этому как такому чудаковатому явлению, что вот какая-то ерунда на сцене происходит, а подойти к этому как к новому, уже, в общем-то, сложившемуся, музыкальному языку и попытаться услышать это новое. Ярослав Борисов, куратор музыкальной программы фестиваля