Министр образования и науки Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в школы работу на приусадебных участках и уборку классов. Предложение прозвучало на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в понедельник, 26 сентября. По мнению министра, уборка школьных помещений не угрожает здоровью учеников, а напротив, поможет им ощутить ответственность за место, в котором они проводят 11 лет. В России привлекать школьников к уборке можно только с письменного разрешения родителей.
Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили воронежских педагогов рассказать, облагородит ли их учеников обязательный труд – или будет отвлекать от учебного процесса.
Валентина Хамбалинова, учитель начальных классов школы №71 (Воронеж):
– Я за возвращение трудового воспитания в школы и вообще считаю, что труд – это не наказание, а поощрение. Я использую труд в своей работе. Я спрашиваю у детей, кто у меня самый ответственный, кто польет цветы – и вижу много поднятых рук. Ребенка надо приучать к труду с детства. Я не говорю, что первоклассников надо заставлять на улице убираться или полы мыть – но полить растения, вытереть доску, убрать свое рабочее место в классе любой первоклассник может. Тем более что в этом возрасте для них уборка – это игра. Если мы их не начнем с детства приучать к труду, то придем к тому, что из наших детей вырастут тунеядцы и белоручки, беспомощные люди, которые привыкли, что за ними все делают родители и бабушки с дедушками.
Светлана Ельчанинова, директор Репьевской средней общеобразовательной школы:
– Для меня трудовое воспитание – это неотъемлемая часть становления личности ребенка. Сейчас в нормативных актах указано, что детский труд в школах категорически запрещен и разрешен только с согласия их родителей. Даже чтобы вытереть доску или поднять бумажку в классе, нужно письменное разрешение родителей. Учитель не может просто вывести детей на уборку территории школы или пойти вместе с учениками на школьный огород выкопать морковку. Сельскохозяйственный труд практически выведен из образования даже в сельских школах, которые зачастую располагают большими приусадебными участками. Если будут внесены поправки о трудовом воспитании, то, возможно, мы перестанем растить детей, которые никогда картофель не сажали и полы не мыли. Это нормально, если школьник дежурит по классу и моет полы или вытирает доску.
Нам, сельским школам, эти поправки помогут сотрудничать с фермерским хозяйствами, чтобы ученики могли поработать у них на полях, научиться ухаживать за домашними животными, управлять трактором. Это важные навыки в селе. А в городе возможностей трудового воспитания еще больше. Там можно организовать производственные комбинаты (организации, обеспечивающие старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку – РИА «Воронеж»), на которых школьники смогут попробовать себя в разных профессиях. В нескольких российских регионах уже применяют такую практику, когда один день в неделю ребята не сидят за партами, а идут на фабрики, заводы, предприятия. Кто-то штампует дверные петли, другие шьют фартуки, еще кто-то делает конфеты. Все, разумеется, под наблюдением наставника и с соблюдением техники безопасности. Я сама в школьные годы была приписана к заводу тяжелых механических прессов, делала там детали. И именно там меня научили ценить и уважать труд человека любой профессии. Нельзя научить этому, если ребенок не представляет, что такое труд, если он живет только учебниками и социальными сетями. Неважно, к какому специалисту прикрепят школьника – его же не обязывают получать эту профессию. Главное, что ребенок будет воспитываться в уважении к труду. Он не будет потом бросать мусор на улице, так как будет знать, что труд дворника сложен, не будет ломать лавочки, ведь на них потратил много времени плотник.
Софья Дроботова, учитель немецкого языка гимназии №6 (Воронеж):
– На вопрос, нужно ли возвращать в школы трудовое воспитание, у меня нет однозначного ответа. Разве сам процесс обучения не есть труд – учитывая тот факт, что имеются провальные результаты на экзаменах, контрольных и текущие «двойки», что пока не все наши дети готовы трудиться на уже, казалось бы, привычном поприще? Мытье полов и дежурство у нас есть с письменного согласия родителей. По поводу остального – не уверена, что это сейчас нужно: хотя бы потому, что дети, те, кто стремится и учится в полном смысле, перегружены. Если еще и это добавить, что тогда можно требовать от них в учебной деятельности? Идея в целом мне нравится, но остается много вопросов к ее реализации.
Юлия Старых, учитель немецкого языка в вальдорфской школе (Воронеж):
– В некоторых школах и раньше обращались к родителям с просьбой разрешить посильный физический труд детей по уборке класса или школьной территории. Считаю это правильным. Дети не должны жить в ощущении, что весь мир вокруг них должен их обслуживать. Навести порядок в классе – не первый ли это шаг к тому, чтобы начать приводить в порядок свою планету?
Оксана Терновых, учитель биологии школы №1 (Бобров):
– Трудовое воспитание должно быть в школах: не всегда родители учат детей элементарным навыкам уборки, не приучают убирать за собой. На одном из семинаров моя коллега из Подмосковья рассказывала, что у них в школе учат детей мыть пол, показывают, как правильно выжимать тряпку – такие простые вещи, которые пригодятся в жизни любому человеку. Не думаю, что уборка пару раз в четверть может как-то сказаться на учебе детей, тем более что лучший отдых – это смена деятельности. После умственной нагрузки полезно потрудиться физически.
Екатерина Крюкова, учитель русского языка и литературы школы села Александровка (Павловский район):
– Ничего страшного нет, если ребенок сотрет с доски или помоет пол. Приобщение к труду – одно из важнейших средств воспитания. Если ребенок сам убрал свою парту, то следит за чистотой и не позволит себе или кому-то еще изрисовать стол или прилепить жвачки. Я за посильный физический труд, который облагораживает. Уверена, что ничего постыдного в уборке нет, это должны уметь делать все.
Светлана Спицина, учитель истории и обществознания школы №81 (Воронеж):
– Несколько лет назад, когда наши школьники регулярно убирали классы, можно было сделать однозначный вывод – дома наведением порядка занимаются далеко не все. Один раз в четверть – обязательная генеральная уборка с отмыванием стен и парт. Приходилось учить держать веник, справляться с тряпкой. Казалось бы, для учителя – дополнительная нагрузка. Да, все так, но если ты сам мыл стены, то как можно пачкать их, рисовать на парте? Так что дежурство в классе, уборка территории – это общие дела всего класса с мощным воспитательным эффектом.