Мыло для королевы. Как художница из Воронежа украсила заказанный Елизаветой II товар
Англия вдохновляла Александру Шкарупу с ранней юности.
Анастасия Сарма, 31 июля 2018, 22:30
Жизнь воронежской художницы и дизайнера Александры Шкарупы полна приятных случайностей. Благодаря дочкам она стала сотрудничать с братьями Запашными. Через несколько лет дрессировщики попросили ее проиллюстрировать их книгу в жанре фэнтези и нарисовать исторические костюмы для их шоу. А однажды, гуляя по Англии, Александра обнаружила свою иллюстрацию на упаковке мыла, выпущенного по заказу королевы Елизаветы II. Художница рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» о творчестве и вдохновении, знакомстве с Запашными и «мыле для королевы».
«Какие милые птички!»
Александра с юности увлекается английской культурой и музыкой. На столе у нее дома – кукла Фредди Меркьюри, вокалиста легендарной британской рок-группы Queen.
Несколько лет назад Саша поехала в Англию в гости к подруге. В одном из местных сувенирных магазинов с люксовыми товарами художница увидела мыло, выпущенное по заказу королевы Елизаветы II в ограниченном количестве специально к Новому году. Яркая упаковка со снегирями привлекала внимание покупателей.
– Подруга сказала: «Смотри, какие милые птички!». А я ответила: «Это же мои снегири!» – вспоминает Александра.
Началось с того, что Александра выложила эскизы работ на своей страничке в интернете. Вскоре нашелся покупатель – именитая английская компания, гордящаяся Королевским орденом, который ей пожаловал король Георг VI, а затем и королева Елизавета II. Косметическая компания – один из поставщиков королевского двора в Великобритании.
– Статус поставщика королевского двора вправе выдавать королева Великобритании Елизавета II, ее супруг герцог Эдинбургский Филипп и принц Уэльский Чарльз. Таким образом, мыло выпустила компания, одобренная королевой. Для меня это было неожиданно и приятно. Могла бы этого не увидеть и не узнать, – рассказала Александра.
Оказавшись на Туманном Альбионе в другой раз, Саша нашла в одном из магазинов книгу, в оформлении которой использовались элементы ее дизайна.
– Скорее всего, в мире продается много подобной продукции, и, вероятно, в ее оформлении используются мои работы – просто у меня нет возможности за этим проследить, – пояснила художница.
Семья и вдохновение
Фото на страничке женщины «ВКонтакте» похожи на кадры из фэнтези: Александра, ее муж Степан и их дочки Тоня и Маруся каждый год участвуют в косплеях на аниме-фестивале. Степан – один из организаторов всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже и создателей компании, выпускающей аниме в России.
Во многом благодаря детям в 2004 году художница познакомилась с братьями Эдгардом и Аскольдом Запашными.
– Запашные давали цирковое представление в Воронеже. Мы с дочками сходили на него, а после этого я набралась смелости и решила написать артистам на электронную почту письмо с предложением посотрудничать. Ребята оказались на удивление открытыми для общения и согласились встретиться и обсудить условия, – вспомнила Александра.
Саша стала заниматься дизайном всей рекламно-печатной продукции знаменитых дрессировщиков – визиток, баннеров, плакатов, афиш. А еще воронежская художница создавала комиксы об Аскольде и Эдгарде. Ее первая графическая новелла о братьях-дрессировщиках вышла в журнале «К9». Позже родилась целая серия комиксов, в которых братья Запашные предстали в образе средневековых рыцарей. С этими работами Александра участвовала в выставках всероссийского фестиваля комиксов «КомМиссия», идейным вдохновителем и организатором которого был художник-мультипликатор и автор комиков Павел Сухих (псевдоним – Хихус Джа).
Вскоре Запашные поручили Саше иллюстрировать их книгу «Камелот. Осколки легенд», написанную в жанре фэнтези в соавторстве с российской писательницей Анастасией Такки. В книгу вошли 30 иллюстраций воронежской художницы.
Одновременно с выходом книги братья Эдгард и Аскольд представили публике грандиозное костюмированное шоу «Камелот», в основу которого лег сюжет их фэнтезийного романа. Специально для этого представления Александра нарисовала эскизы исторических костюмов и даже фамильный рыцарский герб Запашных. Для этого ей пришлось изучить книги по геральдике.
Сотрудничество воронежской художницы с цирковыми артистами продолжалось с 2004 по 2009 год.
Живопись и розы
Александра Шкарупа живет в частном секторе в тихом центре Воронежа. В саду возле дома растут английские цветы, в том числе розы.
– Это мой собственный английский сад, который я посадила под влиянием путешествий в Великобританию. Поэтому и цветы здесь растут такие же, как на Туманном Альбионе: это розы Дэвида Остина, лаванда, самшит буксус, лилии, буддлея, – рассказала художница журналистам. – В Англии буддлея, напоминающая нашу сирень, растет повсюду: на пустырях, вдоль железных дорог, в парках. Это классическое английское растение со сладким ароматом, которое привлекает стаи бабочек. В моем саду теперь они порхают все время.
Английские розы не только радуют глаз, но и вдохновляют Александру. Последние ее работы написаны в стиле ботанической иллюстрации. В центре внимания – все, что относится к флоре: растения, цветы, грибы, ветки, древесная кора и мох. Розы цветут в саду художницы до самых заморозков, поэтому у нее масса возможностей рисовать с натуры.
Ботаническая иллюстрация, или «ботаника», как ее называет Александра, на пике популярности в Великобритании и во всем мире, а до России ее волна только докатилась. У «ботаники» свои правила и каноны. Например, цветок должен быть изображен на светлом фоне (белом либо светло-кремовом). Изображаемый объект не отбрасывает тень.
Художники, рисующие в стиле научной ботанической иллюстрации, изображают цветок более детально, в разрезе, со всеми семенами и тычинками. А те, кто работает в стиле современной ботанической иллюстрации, часто изображают подгнившие и увядшие фрукты и цветы со всеми неровностями и помятостями.
– «Ботаника» очень популярна в оформлении интерьера. Практически все, кто рисует в этом стиле, создают рисунки на хорошей бумаге и делают копии, которые затем продают, – рассказала Александра.
Саша предпочитает рисовать на специальной хлопковой бумаге, отличающейся по качеству от целлюлозной.
– Краска на ней проникает глубоко вглубь листа. Яркость картинки достигается многослойностью. Хлопок помогает добиться эффекта реалистичности изображения, – пояснила художница.
Александра уверена: для мастеров, работающих в стиле английской ботанической иллюстрации, лето – самое продуктивное время года. Щедрый на фрукты, овощи и цветы август вдохновит ее на создание новых художественных образов.